Тема 3: Способы проверки безударных гласных в корне
разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.
МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги
Цели:
Актуализировать знания об ударных и безударных гласных
Формировать умение определять место безударного гласногов корне на примере подбора родственных слов
Актуализировать первый способ проверки безударного гласного
Начать формировать умение проверять безударный гласный вторым способом (подбор родственных слов)
Развитие логического мышления, связной устной речи, расширение и обогащение словарного запаса
Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа
Ожидаемый результат: уч-ся должны уметь проверять безударный гласный в корне двумя способами: изменение слова, подбор родственных слов.
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
Оргмомент
Проверка готовности, упражнения на внимание
Чистописание
- Какие буквы спрятались в этих соединениях? Запиши их и у тебя получится предложение правильно и красиво
Жhh еh лh аhhh юh h уh сh пhh hе hhхh а!
Словарно – орфографическая работа
Ягодка, тетрадочка, деревенский
- Произнесите слово, найдите орфограмму и запишите с пропуском
-Почему пищим с пропуском? (пропускаем опасные места, в которых можно допустить ошибку)
-Какие орфограммы встретились? (безударная гласная, парный согласный)
- Как проверить? (поставить звук в сильную позицию)
- Какая позиция будет сильной для парного согласного? (после него должна быть гласная)
- Какая позиция будет сильной для безударной гласной ? (под ударением)
- Как проверить безударный гласный? (изменить слово так …)
- Можно, изменяя слово проверить орфограмму? (нет)
-Как называются такие слова? (словарные)
-Проверьте по словарю их написание и подберите к ним родственные слова из словаря. Докажите
Ягодка – ягода, тетрадочка – тетрадь, деревенский – деревня
- Как пишется общая часть? (одинаково)
Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации
- Запиши слова с пропуском
С.сна, стр.ла, ск.ла, м.ряк
- Какая орфограмма в слове?
- Как проверить безударный гласный? (изменить слово)
С.сна – сосны
- Почему слово является проверочным? (звук находится в сильной позиции)
- Будут ли эти слова родственными? Почему? (мы изменили форму слова, по числу)
!!!- Получилось новое слово или осталось тоже?
В последнем слове
-Изменили слово, тем самым проверили орфограмму? (нет)
- Почему? (звук остался в слабой позиции)
- Как быть, это словарное слово и оно не проверяется надо запомнить или все-таки можно проверить ?
- Мы знаем , что безударный гласный можно проверить, изменив слово, изменив число, так чтобы безударный стал ударным, может существует другой способ проверки о котором мы не знаем?
- О чем будем на уроке разговаривать? (о проверке безударного гласного)
Мы должны на уроке сегодня выяснить существует ли второй способ проверки безударного гласного
Безударный – хитрый гласный!
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет вам наука:
Гласный ставь под ударенье,
В корне нет теперь сомненья!
Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом
- Может, кто - то знает этот способ проверки?
- Подберите родственные слова к слову моряк
Моряк- человек, который служит на флоте
Морской флот-совокупность всех видов судов или отдельного моря
Море- часть океана, водоем, большое водное пространство
Мореплаватель – устарев, то же, что и моряк
Мореход - в старину мореплаватель, открыватель морских путей
- Выделите общую часть
- Где находится орфограмма? (в корне)
- В каком слове безударный находится в сильной позиции? (море)
- Какой способ мы использовали, чтобы проверить гласный в корне? (подбор однокоренных слов)
-Как можно проверить безударный в корне?
-Любое ли родственное слово будет проверочным? (нет)
- Давайте перечислим способы проверки безударного гласного?
- Сколько способов ? (2)
-Сформулируйте правило проверки безударного гласного звука?
Г) организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике
- Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением?
Чтение определения с. 165
- Какие гласные нужно проверять? (безударные)
- Почему? (можно допустить ошибку, слышится нечетко)
-Как проверить? (поставить под ударение гласный)
- Почему необходимо поставить под ударение? (четко слышится)
- Сколько способов проверки предложено? (2)
-Назовите первый? (измени слово, число)
- Назовите второй? (подбери однокоренное слово)
- Прочитайте примеры. О каком способе проверки говорится в первой строке
- Во второй?
-Мы выделили такие же способы проверки? (да)
4. Формирование способа действия
А) определение хода рассуждения по применению новых знаний
-Попробуем составить алгоритм, как проверить безударный гласный в корне на примере упражнения
Л.сной, ч.сы, р.ка
-Что делаем сначала? (произносим) 1. Произношу
- Что нужно сделать , чтобы найти безударный гласный (поставить ударение) 2. Ставлю ударение
3. Пишу с пропуском л.сной
- Где умеем проверять безударный гласный? (в корне)
- Как найти корень? (подобрать родственные слова, найти общую часть)
4. выделяю корень для этого:
- Как проверяю, если безударный гласный в корне?
Изменяю число (форму слова), если под ударением, то пишу тот звук, который слышится четко под ударением
Подбираю родственные слова, если под ударением, то пишу тот звук, который слышится четко под ударением
Остальные слова отрабатываются
Б) упражнения репродуктивного типа
Из ряда слов выпиши однокоренные слова так: проверочное – проверяемые. Выдели корень. (у каждого на парте листок со словами)
Синий, синь, синеть
Поле, полевой, полюшко, полочка
Печурка, печь, печка, печать
Соринка, сорняк, насорил, сорвал
Вода, водичка, водянка, водить
В) упражнения продуктивного типа
- Напиши слова и подбери к ним проверочные.
Волна, грибной, кедровые, молодые, глаза, сова, медведь
- Проверяем
- Кто допустил ошибку?
5 Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок
-Что нового узнали?
- Что научились делать?
- Для чего изучали родственные слова? (чтобы научиться проверять безударный гласный)
- С каким настроением уходим с урока ?
6.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.
1 вариант – Списать и объяснить орфограммы.
Зал..лась Аленушка сл..зами,
села на ст..жок – плачет,
а к..зленочек возле нее скачет
2 вариант – проверьте текст и исправьте ошибки. Спишите без ошибок. Обоснуйте ответ
В соду у бирезки поевился первый цвиток. Мы дериво полевали каждый день. К канцу лета у нас будет хороший урожай.