Урок музыкального искусства .
Тема: Средства музыкальной выразительности. «Тембр в музыке»
Цель данного урока: ознакомить детей с выразительными и изобразительными возможностями тембра в музыке. В образной форме ознакомить учеников с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Дидактические цели: продолжать формировать умение определять чувства, которые передаёт музыка, а так же формировать вокальные навыки.
Развивающие цели: развивать музыкальный слух, чувство пульса музыки, навыки восприятия.
Воспитательные цели: воспитывать заинтересованность к образам, о которых ведётся речь в музыке.
Оборудование: музыкальный инструмент, ПК, проектор, портрет композитора, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Использование поликультурной компетенции.
Ход урока.
Вступительная часть.
Вход в класс.
Музыкальное приветствие.
Организация класса (объяснение задач урока).
Разминка по музыкальной грамоте.
Основная часть.
Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя: каждый инструмент, как и голос человека, имеет свою особую окраску, то есть ТЕМБР. Тембр позволяет узнавать и различать голоса и звуки инструментов.
Выразительность голоса человека, прежде всего, зависит от красоты его тембра.
Игра «Угадай по голосу».
Правила игры: предлагается одному из детей в классе выйти к доске и стать к ребятам спиной. Учитель, жестом руки, просит кого то из обучающихся позвать по имени ученика, который стоит у доски. Ученик, который стоит у доски, должен угадать по голосу, кто его зовёт. Повторить несколько раз. Как правило, дети угадывают своих одноклассников по голосу безошибочно.
Вывод: богатство красок человеческого голоса является ярким выразительным средством. Так же и с инструментами: баян и фортепиано, скрипка и флейта имеют разную музыкальную окраску.
Игра «Угадай звучание инструмента».
Учитель включает фрагменты произведений, где звучат разные солирующие инструменты (фортепиано, скрипка, баян, труба, флейта и т.д.). Дети угадывают, какие звучат инструменты.
А теперь мы окунёмся с вами в мир симфонического оркестра и познакомимся с этой большой семьёй.
Сказка «Кто в оркестре самый главный?»
Один раз, перед началом репетиции, спорили инструменты симфонического инструмента, кто из них самый главный.
- «Конечно, Я! – прокричала труба. - Потому, что я играю громче всех!» «Нет, Я! – пропел контрабас, - потому что я самый большой!» «Зачем зря спорить? У меня очень оригинальный звук, поэтому самый главный инструмент – это Я», - пробурчал фагот. «Ну, ещё чего не хватало! Моё звучание оригинальнее!» - сказала валторна.
Что здесь началось! Инструменты кричали, перебивали один другого и каждый из них пытался доказать, что именно он самый главный. Они так долго спорили, пока совсем не расстроились. А здесь время репетировать. Вышел дирижёр и взмахнул палочкой. Но…музыка не получалась. И дирижёр сказал: «Милые мои инструменты, вы сейчас в таком положении, что играть не сможете. Лучше нам репетицию отложить на завтра, а пока отдохните».
Постепенно они успокоились и стало тихо. Может заснули?...И только маленькая челеста, которая не брала участия в споре, потому что не привыкла перебивать старших, долго не могла уснуть и всё думала: «Так кто же в оркестре самый ГЛАВНЫЙ?»
С тембрами различных музыкальных инструментов можно хорошо познакомиться, внимательно слушая симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Этот композитор родился в Донецкой области, в селе СОНЦОВКА. Он наш земляк.
Композитор написал эту сказку специально для детей. Он хотел не только развлечь их, но и познакомить с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.
В исполнении, помимо оркестра, участвует чтец, который рассказывает незатейливый сюжет сказки. Чтение текста чередуется с музыкальными эпизодами. Это рассказ о том, как смелый и находчивый мальчик Петя сумел поймать волка.
Каждый персонаж сказки – Петя и его дедушка, птичка и утка, кошка и волк, обрисован своей музыкальной темой (мелодией). И чтобы лучше передать характер своих героев, композитор использует разнообразные средства музыкальной выразительности.
Слушание музыкальных эпизодов симфонической сказки.
Характеристика каждого персонажа.
Заключительная часть.
Итоги урока.
а). С произведением какого композитора мы сегодня познакомились?
б). Как называется это произведение?
в). Какими инструментами были изображены персонажи сказки?
Учитель называет персонаж, а дети показывают каким инструментом он изображён.
Оценивание словесного характера.