СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Тексты в памяти компьютера

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Формирование представления о текстах в компьютерной памяти.

Задачи урока:

Образовательные:  

  • Дать понятие гипертекст;
  • Объяснить преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным;
  • Сформировать представление о кодировании текстов.

Развивающие:

  • Развить умение анализировать и сравнивать;
  • Развить логическое мышление;
  • Развить творческие способности.

Воспитательные:

  • Воспитать терпения в работе;
  • Воспитать четкую организацию учебного процесса;
  • Воспитать информационную культуру и культуру общения.

Форма урока: комбинированный урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Тексты в памяти компьютера»

Конспект урока по информатике

Гусельниковой Н.А.


Конспект урока по информатике.

Класс: 8

Тема урока. Тексты в компьютерной памяти.

Цель урока:

Формирование представления о текстах в компьютерной памяти.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать понятие гипертекст;

  • Объяснить преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным;

  • Сформировать представление о кодировании текстов.

Развивающие:

  • Развить умение анализировать и сравнивать;

  • Развить логическое мышление;

  • Развить творческие способности.

Воспитательные:

    • Воспитать терпения в работе;

    • Воспитать четкую организацию учебного процесса;

    • Воспитать информационную культуру и культуру общения.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер

Литература:

  • Для учителя: учебник Информатика и ИКТ Под ред. И.Г.Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой , 2009 г.

  • Для ученика: учебник Информатика и ИКТ Под ред. И.Г.Семакина, Л.А. Залоговой, С.В. Русакова, Л.В. Шестаковой , 2009 г.


План урока


Этапы урока

Время

1. Организационный момент

1 мин

2. Активация знаний

3 мин

3. Целеполагание

2 мин

4. Изучение нового материала

20 мин

5. Закрепление изученного материала

15 мин

6. Рефлексия

3 мин

7. Домашнее задание

1 мин




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.


2. Активация знаний

Как я вам и обещала, вначале урока мы проведем тест.

Выполнение теста.

3. Целеполагание

А теперь от обсуждения вопроса о том, что представляет собой компьютер, перейдем к ответу на вопрос, что умеет делать компьютер. Начиная с этой главы, мы будем знакомиться с применением ЭВМ. Первая область применения, которую мы рассмотрим, — работа с текстами. При ручной записи часто неприятную проблему составляет необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к потере времени и лишнему расходу бумаги. Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это лишнее время и бумагу. Носителем текста становится память ЭВМ. Конечно, для длительного его сохранения это должна быть внешняя память — магнитные или оптические диски. Запишите тему сегодняшнего урока. «Тексты в компьютерной памяти» (слайд 1)

4. Изучение нового материала

Текст на внешних носителях сохраняется в виде файла. (слайд 2) Есть ряд преимуществ сохранения текстов в файловой форме на компьютерных носителях по сравнению с бумагой.

Во-первых, это компактное размещение. (слайд 3) Например, текст толстой книги в 500 страниц помещается на маленькую дискету диаметром 9 см. А если использовать специальные методы сжатия, то размер текста, помещающегося на дискете, можно увеличить в несколько раз.

Во-вторых, если данный текст становится ненужным, то дискету, как бумагу, не надо выбрасывать или сдавать в макулатуру. С нее с помощью компьютера легко стереть этот текст и на его место записать новый. (слайд 4)

В-третьих, с помощью компьютера легко скопировать файлы в любом количестве на другие носители. (слайд 5)

В-четвертых, файл с текстом можно быстро переслать другому человеку по электронной почте. (слайд 6) Для этого ваш компьютер и компьютер адресата должны иметь связь через компьютерную сеть.

Главное неудобство хранения текстов в файлах состоит в том, что прочитать их можно только с помощью компьютера. (слайд 7) Человек может просмотреть текст на экране дисплея или напечатать на бумаге, используя принтер.

Уже сейчас имеются некоторые издания, которые не печатаются на бумаге, а хранятся и распространяются в форме файлов. Когда компьютеры станут такими же обычными предметами в каждом доме, как сейчас радио и телевизор, то безбумажных изданий станет еще больше. Представьте себе, что вся ваша личная библиотека разместится в коробке с дисками. Причем по объему информации она будет не меньше, чем сотни книг, собранных родителями. А экономя бумагу, мы сохраняем леса на нашей планете.

А теперь «заглянем» в память компьютера и разберемся, как же представлена в нем текстовая информация.

Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания, скобок и других. Мы уже говорили, что множество всех символов, с помощью которых записывается текст, называется алфавитом, (слайд 8) а число символов в алфавите — его мощностью. (слайд 9)

Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет 8 битов информации: 28 = 256. 8 битов = 1 байт, следовательно:

Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти. (слайд 10)

Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в соответствие каждому символу.

Понятно, что это дело условное, можно придумать множество способов кодирования.

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код — просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. (слайд 11)

Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IВМ РС международным стандартом стала таблица кодировки под названием АSCII (American Standart Code for Information Interchange — американский стандартный код для информационного обмена). (слайд 12)

Точнее говоря, стандартной в этой таблице является только первая половина, т. е. символы с номерами от нуля (двоичный код 00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита.

В табл. 3.1 приведена стандартная часть кода АSCII (коды от 0 до 31 имеют особое назначение, не отражаются какими-либо знаками и в данную таблицу не включены). Здесь приведены десятичные номера символов, символы, двоичные коды.






Обратите внимание на то, что в этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Благодаря этому понятие «алфавитный порядок» сохраняется и в машинном представлении символьной информации. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.

Запишем, например, внутреннее представление слова «file». В памяти компьютера оно займет 4 байта со следующим содержанием:

01100110 01101001 01101100 01100101.

А теперь попробуйте решить обратную задачу. Какое слово записано следующим двоичным кодом:

01100100 01101001 01110011 01101011?

В табл. 3.2 приведен один из вариантов второй половины кодовой таблицы АSСII, который называется альтернативной кодировкой. Видно, что в ней для букв русского алфавита соблюдается принцип последовательного кодирования.







Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные нам буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. В оперативную память они попадают в форме двоичного кода.

Из памяти компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме. Но для долговременного хранения его следует записать на внешний носитель в виде файла.

Наиболее существенное отличие компьютерного текста от бумажного вы почувствуете, если встретитесь с текстом, информация в котором организована по принципу гипертекста.

Гипертекст — это текст, организованный так, что его можно просматривать в последовательности смысловых связей между его отдельными фрагментами. (слайд 13)Такие связи называются гиперсвязями (гиперссылками). (слайд 14)

Чаще всего по принципу гипертекста организованы компьютерные справочники, энциклопедии, учебники. Такую «книгу» можно читать не только в обычном порядке, «листая страницы» на экране, но и перемещаясь по смысловым связям в произвольном порядке. Например, при изучении на уроке физики темы «Второй закон Ньютона» с помощью компьютерного учебника ученик прочитал определение закона «Сила равна произведению массы на ускорение».

Ему захотелось вспомнить определение массы. Указав в тексте на слово «масса» (связанные понятия обычно выделяются цветом или подчеркиванием, а указывать на них удобно с помощью мыши), он быстро перейдет к разделу учебника, где рассказывается о массе тел. Прочитав определение «Масса — мера инертности тела», ученик может пожелать уточнить, что такое инертность. По гиперссылке он быстро выйдет на нужный раздел.

После такой экскурсии вглубь материала ученик может вернуться в исходную точку, щелкнув мышью по кнопке «Назад», так как система запоминает весь маршрут продвижения по гиперссылкам.


5. Закрепление изученного материала

Закодировать следующие слова:

Информатика, Учитель, Школьник, Компьютер, Текст. Закодируйте какую-нибудь пословицу и обменяйтесь друг с другом для ее расшифровки.


6. Рефлексия

Что узнали нового?

Показался ли вам данный материал сложным?

Как вы поняли понятие «Интерфейс»?

Каким образом можно вызвать контекстное меню?

Для чего его вызывают?

Ответы учащихся

7. Домашнее задание

Параграф 13, Вопросы и задания (слайд 15)

1. В чем преимущества хранения текстов в файлах по сравнению с бумажным способом хранения?
2. Что такое гипертекст? Какие возможности предоставляет гипертекст пользователю?
3. Каков размер алфавита, используемого в компьютерах для представления текстов?
4. Сколько места в памяти занимает код одного символа?
5. Что такое таблица кодировки? Как называется таблица кодировки, используемая в большинстве современных персональных компьютеров?
6. Закодируйте в двоичной форме свою фамилию, записанную латинскими буквами, используя табл. 3.1.
7. Познакомьтесь с альтернативной частью кода АSCII, используемой в школьных компьютерах. Выясните, соблюдается ли принцип последовательного кодирования алфавита из русских букв (их называют кириллицей).
8. Закодируйте короткую фразу на русском языке. Обменяйтесь полученными кодами с соседом по парте и декодируйте тексты друг друга.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!