СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Церковная реформа.Положение традиционных конфессий".История России 8класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы и задания для работ с текстом.Конфессии.Феофан Прокопович и епископ Питирим.Работа с картой.Думаем,сравниваем,размышляем.Эссе о церковной реформе Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Конспект.Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 8кл.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?

По мнению Петра 1, все подданные, как и он сам, должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Раз церковь была обязана работать «на общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.

2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?

В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Теперь меньшая часть доходов с них шла церкви, остальное же поступало на военные нужды. Кроме того, церковь должна была содержать школы и богадельни. Светские служители архиерейских домов и монастырей отправлялись в армию, а вместо новых иноков в монастыри отсылали на жительство не имевших средств отставных солдат и офицеров. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри. В 1721 г. патриаршество было отменено, для управления церковными делами создан Святейший синод. Прихожане должны были регулярно посещать церковь и исповедоваться.

3. Дайте собственное определение понятию «конфессия».

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

4. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители не православных конфессий?

Для всех старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду, запрещалось занимать выборные и государственные должности.

Протестанты обязывались русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей крестить в православие.

Помещикам-мусульманам запрещалось владеть православными крепостными.

5. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.

Работаем с картой

1. Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре.

2. Напишите в тетради эссе о церковной реформе Петра. Определите её цель и задачи, которые она должна решить.

Пётр I видел глухое, а порою и явное, недовольство духовенства теми преобразованиями, которые были начаты для модернизации России, ибо они разрушали старый московский строй и обычаи, которым те были так привержены. Пётр, занимавшийся созданием абсолютистского государства по западноевропейскому образцу, не допускал самостоятельности Церкви и не любил духовенство, в массе которого находил наибольшее число противников того, что ему было самому более всего близко.

Ещё при жизни Патриарха Адриана Пётр, совсем молодой человек, ведший довольно далёкую от церковных интересов жизнь, высказывал главе русского духовенства свои пожелания относительно приведения в порядок духовного чина. Однако патриарх чуждался новшеств, проникавших в строй государственной и общественной жизни России. С течением времени недовольство Петра русским духовенством усиливалось, так что он даже привык большую часть своих неудач и затруднений во внутренних делах приписывать тайному, но упорному противодействию духовенства. Когда в представлении Петра всё противодействовавшее и враждебное его реформам и замыслам воплотилось в лице духовенства, он решил обезвредить это противодействие, на это были направлены все его реформы, относящиеся к устройству Российской Церкви. Путешествия Петра по протестантским странам Европы ещё более усилили его взгляды на отношение государства и церкви. С изрядным вниманием Пётр слушал советы Вильгельма Оранского в 1698, во время своих неофициальных встреч, устроить Церковь в России на манер англиканской, объявив себя её Главою.

В 1707 был лишён кафедры и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь митрополит Нижегородский Исаия, резко протестовавший против действий Монастырского приказа в своей епархии. Чрезвычайно болезненным для некоторых из высшего духовенства было дело Цесаревича Алексия, с которым многие духовные лица связывали надежды на восстановление былых обычаев. Стремление московского духовенства сохранить юрисдикционный иммунитет Пётр демагогически квалифицировал как «папежский дух». Примечательно, что всё время подготовки реформирования церковного управления Пётр пребывал в интенсивных сношениях с восточными патриархами — прежде всего Иерусалимским Патриархом Досифеем — по различным вопросам как духовного, так и политического характера.

3. Сравните старообрядчество с ересями, существовавшими в разное время в европейских странах. Используя интернет, выясните, в каких странах мира существуют поселения старообрядцев в наши дни.

В средневековой Европе ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая церковь.

Ереси условно можно подразделить на три вида: носившие преимущественно богословский характер; оппозиционные учения, иначе толкующие вероучение и критикующие церковную организацию; политически ориентированные ереси, не только критикующие церковь, но и выступающие против феодальных порядков.

Политически ориентированные ереси в зависимости от их социальной базы и характера политических требований можно подразделить на умеренные (бюргерские) и радикальные (крестьянско-плебейские).

Бюргерские ереси выражали интересы зажиточных горожан и отстаивали идею «дешевой церкви» (упразднение сословия священников, ликвидация их привилегий и возврат к раннехристианским устоям). По их мнению, иерархическая организация церкви, сосредоточение в ее руках больших богатств, пышные обряды и церковные службы не соответствуют Новому завету. Церковь отклонилась от истинной веры и нуждается в преобразовании.

Одним из представителей бюргерской ереси был профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зависимости английской церкви от папской курии, вмешательства церкви в дела государства, критикующий принцип непогрешимости пап. Однако он считал сохранение частной собственности и сословной иерархии принципами, угодными Богу.

Крестьянско-плебейские ереси указывали на то, что существующий социальный порядок противоречит идее равенства, отраженной в раннем христианстве, и критиковали богатое убранство церкви, сословное неравенство, крепостное право, дворянские привилегии, войны, суды и клятвы.

Исторически первой радикальной ересью было движение болгарских богомилов. Резкий и насильственный переход болгарского общества от общинно-патриархального строя к сословно-феодальному, захват крестьянских земель царем, царскими слугами, церковью, обременение нищающих крестьян массой повинностей в пользу богатых порождали массовое сомнение в том, что все это происходит по воле бога. Подтверждение обнаружилось в Новом завете, в самом начале которого сказано, что все царства мира сего принадлежат не доброму богу, а злому дьяволу. В евангелии об искушении Христа сказано: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими Царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое».

Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с поместными православными церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Таким образом, средневековые ереси в Европе и старообрядчество в России – сложные, разнородные социальные и религиозные течения, имеют много как общих, так и отличительных признаков.

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.



Просмотр содержимого презентации
«000587c7-ab35cc29»

Церковная реформа.  Положение традиционных конфессий.

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Петр 1 и церковь  К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне- служат Крестьяне и горожане- платят подати Духовенство- воспитывает паству

Петр 1 и церковь

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.

Дворяне- служат

Крестьяне и горожане- платят подати

Духовенство- воспитывает паству

Когда в России было установлено патриаршество?  Кто был первым патриархом?

Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?

1700 год - учреждение должности «местоблюстителя патриаршеского престола»- митрополит Стефан Яворский. 1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Церковь содержала школы и богадельни Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

1700 год - учреждение должности «местоблюстителя патриаршеского престола»- митрополит Стефан Яворский.

1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.

Церковь содержала школы и богадельни

Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

Упразднение патриаршества  1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве . Патриаршество упразднялось.  Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода. Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

Упразднение патриаршества

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве .

Патриаршество упразднялось.

Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.

Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

СИНОД

СИНОД

  • Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
  • Боролся с ересями и расколом;
  • Ведал церковными школами;
  • Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
  • Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
  • Избирал архиереев по указанию императора.
Члены Синода получали жалование и приносили присягу .  Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств. Священники:

Члены Синода получали жалование и приносили присягу .

Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.

Священники:

  • вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
  • Выявляли в своём приходе беглых.
  • Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)
Указы Сената и Синода 1722 года ТРЕБОВАЛИ, чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались

Указы Сената и Синода 1722 года

ТРЕБОВАЛИ,

чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Автор Ф. Прокопович

Автор Ф. Прокопович

1720 год открыта типография столичного  Александро-Невского монастыря, где напечатано  «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей

1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей

Старообрядцы и другие конфессии В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:

Старообрядцы и другие конфессии

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:

  • Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
  • Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.
Для старообрядцев было введено:

Для старообрядцев было введено:

  • двойное налогообложение
  • предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»;
  • Запрет занимать выборные и государственные должности.
конфессии Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект» ПРОТЕСТАНТЫ - строили кирхи и приглашали пасторов. В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году - костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие. МУСУЛЬМАНЕ -  запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года). ЛЮТЕРАНЕ  - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

конфессии

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»

ПРОТЕСТАНТЫ - строили кирхи и приглашали пасторов.

В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году - костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.

МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).

ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

Вывод Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви ) , но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.

Вывод

Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви ) , но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.

Домашнее задание   Параграф  ,  задание из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» письменно в тетради

Домашнее задание

Параграф ,

задание

из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» письменно в тетради