СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Установление ордынского владычества над Русью".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока используется для активизации полученных знаний и изучения новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Установление ордынского владычества над Русью".»

Конспект урока.

Тема «Установление ордынского владычества над Русью».

История России 10 класс.

Цель урока:

- раскрыть особенности развития раннефеодального Древнерусского государства


- способствовать развитию у учащихся следующих УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, переработка и структурирование информации; мобилизация ранее полученных знаний; оценка процессов и результатов деятельности


- воспитывать интерес к прошлому родной страны


Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме, рабочие карточки.


Ход урока


1. Мобилизационный момент

2. Проверка и актуализация знаний.

Блиц – опрос одной группы учащихся:

1. Назовите имя первого легендарного князя, считающегося основателем Древнерусского государства. (Рюрик)

2. Как именовали его потомков? ( Рюриковичи)

3. Как звали князя, который стал воспитателем при малолетнем сыне Рюрика и завоевание какого города он совершил? ( Князь Олег, г. Киев)

4. В каком году это произошло? ( В 882 г.)

5. Какое другое название имело Древнерусское государство? ( Киевская Русь)

6. Назовите признаки любого государства. (Общность территории, наличие аппарата государственного управления, столица, общность языка и культуры, суверенитет)

7. Назовите имя сына Рюрика, как трагично закончилась его жизнь и почему? ( Князь Игорь, был убит древлянами, т. к. захотел повторно собрать дань с древлян)

8. Назовите имя первой женщины – правительницы на Руси. ( Княгиня Ольга)

9. Как она решила проблемы налогообложения на Руси? (Ввела уроки и погосты)

10. Какую религию Ольга приняла? ( Христианство)

11. Назовите имя сына Игоря и Ольги. ( Князь Святослав)

12. Принял ли он христианство? ( Нет)

13. В каком году Русь приняла крещение и при каком князе? ( В 988 г., при князе Владимире Красно Солнышко

14. Назовите причины принятия христианства Русью.

15. Какое событие произошло в 1097 году? ( Любечский съезд князей, на котором письменно закреплялось начало феодальной раздробленности - «каждый князь держит вотчину свою»)

16. При каком князе процесс феодальной раздробленности замедлился ? ( При Владимире Мономахе)

17. Можно ли считать период феодальной раздробленности закономерным этапом в развитии любого государства? (Да)

Параллельно дается задание в парах на карточках.

Карточка №1.

Назовите причины распада и вступления в период феодальной раздробленности Древнерусского государства.

Карточка №2.

Назовите основные черты раннефеодальной монархии, и в каких княжествах на Руси она сложилась?

Карточка №3.

Назовите черты деспотической монархии и где на Руси она сложилась?

Карточка №4.

Назовите черты боярской республики, и в каких древнерусских городах она сформировалась?

Сделайте вывод о формах раннефеодальных государств, сложившихся на территории Руси в конце 11 – начале 12 века. ( Таких форм было 3: Боярская республика, деспотическая монархия, раннефеодальная монархия)

3. Изучение нового материала.

Учитель: На рубеже 12 – 13 вв. на степных пространствах Внутренней Монголии зародилось полукочевое государство, повлиявшее в последствии на историю многих народов Азии и Европы.

Актуализация знаний из всемирной истории.

1. Кто сумел объединить эти племена и как они назывались? ( Темучин, монголы)

2. Почему монголы стали активно захватывать соседние территории? (Не хватало пастбищ)

3. Какие территории они захватили? ( Китай, Среднюю Азию, Закавказье)

4. Почему кочевникам сопутствовал успех? (У них была многочисленная, прекрасно организованная и отлично вооруженная армия)

5. Что вы помните об организации монгольской армии?..( В основу формирования были положены десятки из близких родственников, они объединялись в сотни, затем в тысячи, в 10000 (столько воинов назывались «тьма») и в тумены. Жестокая дисциплина, за предателя или труса отвечал весь десяток)

6. Что взяла себе на вооружение монгольская армия у побежденных врагов?

( Управление государством, вооружение, тараны, тактику ведения боя, разведку)


7. Работа с картой ( интерактивная доска)

8. Помните ли вы, когда монгольское войско встретилось впервые с русскими дружинами? ( В 1223 году на реке Калке)

Учитель: С просьбой о помощи к Руси обратились половцы, но русско – половецкое войско потерпело поражение. Однако монголы не пошли на Русь и повернули обратно в степь.

Учитель: Вспомните. Кто привел монгольские войска на Русь и разграбил. Разорил русские княжества? ( Хан Батый)

Учитель: с момента битвы на Калке прошло 14 лет. Наступил 1237 год. Орда обрушилась сначала на Рязанское, затем на Владимирское княжества. Пала Москва. В феврале 1238 года монголы двинулись на Новгород. Русские города отчаянно сопротивлялись и тормозили продвижение. Монголы не дошли до Новгорода 100 верст, началась весенняя распутица, и они повернули в степи за Волгу. До сих пор ведутся в исторической науке споры. Почему так произошло. Помните ли вы какую – либо версию по этому поводу?

Второй поход монгольского войска состоялся в 11238 году. Они разорили Чернигов. Киев, Галич, Владимир – Волынский. Нашествие не остановилось. Захватчики вторглись в пределы Польши, а другая часть их войска во главе с Батыем – в Чехию, Венгрию и через Болгарию и Хорватия на юг Европы.

Европа содрогнулась в ожидании дальнейшего нашествия. Но внезапно «тартары» ( т.е. Выходцы из преисподней, из Тартара - так ордынцев называли европейцы) повернули назад. Одна из причин – борьба с русскими княжествами ослабила силы монголов. Были и другие причины. (Изучить дома на стр.48 учебника)

4. Закрепление.

Каковы были последствия монгольского нашествия на русские земли?

(Самостоятельная работа с текстом учебника – стр.48 -50):

– Огромные людские потери;

– Запустение огромных территорий;

– Разрушение городов – центров ремесла и торговли;

– Угон в рабство ремесленников и утеря секретов многих ремесел;

– Пресечение торговли со странами Востока и Запада.


5. Рефлексия.

-- Что самое важное вы запомнили на уроке?

-- Какие были трудности?

-- Как мы их преодолели?


6. Краткий комментарий оценок.