Тема урока: Делители натурального числа.
Цели:
Обучающая: сформировать понятие делителей натурального числа; расширить и дополнить понятие делителя натурального числа понятием простого делителя; научить учащихся находить делители натуральных чисел, различать простое и составное число.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, умение анализировать, делать выводы; познавательную активность.
Воспитательная: умение работать в паре, группе; ответственность.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, раздаточный материал.
Форма проведения урока: путешествие в страну Циферия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Далеко за морями, океанами находится страна Циферия. Руководит страной царица Единица с помощью своих помощников министров.
(слайд 1)
Три, четыре, девять, пять.
Как их будем называть?
(Цифры).
А, скажите, кого забыли?
(Ноль, два, шесть, семь, восемь.)
Жителей этой страны - натуральные числа.
Мы начинаем путешествие в замечательную страну Циферия. На каждой станции узнаем интересные достопримечательности этой страны. Итак, в путь.
III. Актуализация опорных знаний учеников
Станция 1. Не зевай, продолжай! (слайд 2)
Какие числа называются натуральными?
Что называется рядом натуральных чисел?
Складывать и умножать можно любые числа. А когда числа можно вычитать?
Назовите компоненты действия умножения.
Как называют число, которое делят?
Результат деления - это ...?
Число, на которое мы делим, называют ...?
IV. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с делителями натурального числа и числами, кратными данному натуральному числу. (слайд 3)
V. Изучение нового материала
Сейчас мы узнаем правила страны Циферия. Для этого нам надо ответить на вопрос:
Что значит разделить одно число на другое?
Ответ: Найти третье число, которое при умножении на второе дает первое, то есть .
Формулируется правило 1.
Станция 2. Делители числа (слайд 3)
Сделаем остановку и зайдем в гости к хозяевам страны, на домиках которых написаны их фамилии (учитель поднимает таблички, на которых записаны числа):
В этих домах живут делители указанных чисел. Познакомимся с ними:
число 21 имеет делители: 7, 3, 1, 21;
число 22 имеет делители: 2, 11, 1, 22;
число 9 имеет делители: 3, 1, 9;
число 7 имеет делители: 1, 7;
число 1 имеет делитель 1.
Станция 3. Простые и составные числа (слайд 4)
Двигаемся дальше и видим, что на одной стороне улицы дома с номерами
2, 3, 5, 7, 11, 13, ...
а на другой -
4, 6, 8, 9, 10, 12, ...
Как вы считаете, почему жители этой очень разумной страны так расположили свои дома?
Вспоминаем: формулируется правило 2: Число, которое делится на 1 и на само себя называется простым.
Формулируется правило 3: Число, которое имеет более двух делителей, называется составным.
Станция 4. Хозяйка страны (слайд 5)
Вопрос: Существует ли число, которое имеет лишь один делитель?
(Да, число 1.)
Это наша царица - единица!
Вот мы и познакомились с жителями страны Циферия. Узнали, что в зависимости от количества делителей все натуральные числа разбивают на три класса:
простые числа;
составные числа;
число 1.
Станция 5. Игровая (слайд 6)
Игра 1. Примерные гости уважают порядки и законы хозяев, вот мы сейчас посмотрим, как вы поняли правила страны Циферия (работа в парах). Раздать задания.
Каждая группа получает карточки с числами. Нужно расположить слева простые числа, а справа - составные, а также назвать делители каждого из чисел.
Игра 2. Царица Единица предлагает совместить все двузначные числа, которые начинаются с цифры 4 (с цифры 5) и являются кратными числу 4 (числу 5).
42 | | | | 58 | | |
41 | | | | 50 | | |
45 | | | | 52 | | |
48 | | 4 | | 54 | | 5 |
44 | | | | 55 | | |
… | | | | … | | |
… | | | | … | | |
Физкультминутка (слайд 7)
http://www.uchportal.ru/load/147-1-0-7935
Игра 3. Два ученика выполняют «секретное задание» на обратной стороне доски ( №647(г), №647(д)). Ученики класса работают над этими упражнениями самостоятельно. Самопроверка происходит, когда учащиеся решат задачи на доске и откроют «тайну».
Станция 6. Магия чисел (слайд8)
Историческая справка: Философ и математик Пифагор утверждал, что число правит миром.
Если простые числа выписать в порядке возрастания, то образуется последовательность простых чисел:
2,3,5, 7,11,13,17, ....
Эта последовательность имеет много интересных свойств и тайн. Ученые Древней Греции заметили, что среди простых чисел много таких, разность которых равна 2, например:
3 и 5, 5 и 7; 11 и 13; 17 и 19 и т.д.
Такие пары чисел называют простыми числами-близнецами.
Число 3 считается счастливым.
Так, например, в Древнем Вавилоне было три божества: Солнце, Луна, Венера; в русских сказках - было у Царя три сына ...
Приведите еще примеры с числом 3.
Игра 4.Работа в группах (с последующей проверкой).
Решить №648(б,ж,и)-1 группе; №648(в,з,к)-2 группе.
VI. Подведение итогов урока.
Интерактивная игра «Микрофон»
В стране Циферия существует местное цифровое телевидение. Корреспондент, провожает нас домой, интересуется, что мы узнали о его стране.
VII. Домашнее задание
Чтобы не забыть гостеприимных жителей страны Циферия, прошу вас дома в свою тетрадь написать им письмо и отправить по номерам: №653(в,г), №652(д,е), №660*(б) и внимательно прочесть п.3.4.
Спасибо всем за интересное путешествие! До новых встреч!