Тема: Природа и люди Древней Индии
Класс: 5
Цели: ознакомление с природными условиями Индии, жизнью, занятиями и религиозными древних индийцев
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование коммуникативной компетентности учащихся
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении
1. Оргмомент
2. Мотивационно-целевой этап
- Ребята, вы познакомились со странами Передней (Западной Азии). Что это за страны?
(Ответы детей: Двуречье, Финикия, Палестина, Ассирия, Персия.)
-Сегодня мы познакомимся с прекрасной страной – Индией.
Предположите, с чего мы начнём это знакомство?
(Ответы детей: С географического положения страны.)
- Давайте вместе составим план урока.
План урока:
1.Географическое положение и природные условия Индии.
2. Занятия древних индийцев.
3. Религиозные верования.
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Географическое положение и природные условия Индии.
-Прочитайте пункт 1 параграфа 20 «Природа и люди Древней Индии»
Работа в группах.
1 группа подготовит ответы на вопросы: «Где расположена Индия?» и «Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга?»
2 группа ответит на вопросы: «Какие горы защищают Индию с севера?» и «Как они влияют на климат Индии?»
3 группа- «Какие крупные реки текут по территории Индии?» и «Где они берут начало и куда впадают?»
4 группа – «Как ведут себя эти реки в июле и августе?» и «В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали такое явление?»
(Ответы учащихся по группам.)
Дополнение учителя.
- Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга два месяца подряд льют дожди и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. Как называются эти леса?
(Ответ детей: джунгли.)
Рассказ учителя + физкультминутка.
Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3). Увидели птицу слева, справа (повернули голову влево- вправо).
4) Увидели хищника – испугались (присели).
5). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Шли мы по джунглям и вышли к поселку.
2. Занятия древних индийцев.
Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес и корчевать пни.
Как вы думаете, из какого материала у них были изготовлены орудия труда?
(Ответ учащихся: из железа)
Как и в других странах, в Индии люди овладели железом за тысячу лет до н.э. Какой это век? (Ответ учащихся: 10 век до н.э.)
Самостоятельная работа в тетради.
Изобразите на ленте времени эту важную дату- овладение железом.
В 3 веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью царь Ашока.
Покажите и эту важную дату на ленте времени.
2015 г.
![]()
![]()
![]()
____________________________________________________________________________
Объединение Индии под властью Ашоки
1 в. до н.э.
Овладение железом
10 в. до н.э.
-Ребята, оцените себя. Заполните лист самооценки.
Задание | Результат |
1. Овладение железом |  |
2. Объединение Индии под властью Ашоки |  |
Рассказ учителя.
- С освоением железа работа стала намного легче. Древние жители Индии занимались земледелием и собирательством, скотоводством и охотой. Выращивали пшеницу, ячмень, рис, хлопчатник, сахарный тростник. Собирали плоды манго, бананы и кокосовые орехи. С помощью лука древние индийцы охотились на пугливых оленей и ланей. Разводили домашний скот. Корова в Индии считалась священным животным. Самые благочестивые индийцы вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником. В Индии был приручен слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Индийцы поклонялись слону. Одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.
3. Религиозные верования.
Рассказ учителя.
- Индийцы верили, что все животные думают, чувствуют и разговаривают между собой как люди. Считали, что человек может после смерти перевоплотиться в животного, а животное в человека. Кем станет человек после смерти зависит от его поведения. За дурные дела человек в следующей жизни мог родиться насекомым. Пьяница может стать червяком, вор – крокодилом.
Вопрос: Что надо делать, чтобы человек вновь родился человеком, а не червяком или крокодилом?
(Ответ детей: Человек должен проявлять милосердие ко всем живым существам.)
3. Закрепление знаний+ физкультминутка
Игра «Да-нет»
Если вы согласны с данным утверждением, то должны хлопать, если не согласны – топать.
Индия расположена на юге Азии. (да)
Северной границей Индии служат Гималаи .(да)
Крупные реки Индии – Тигр и Евфрат. (нет)
Густые труднопроходимые леса называются джунглями. (да)
В Индии железными орудиями труда стали пользоваться в 3 веке до н.э. (нет)
Корова в Индии была божественной кормилицей. (да)
Мудрого бога Ганешу изображали с головой слона. (да)
В Индии не верили в переселение душ.(нет)
Исторические задачи.
1. Представьте себе, что один путешественник, побывавший в Индии, рассказывал своему приятелю о том, что в этой удивительной стране на кустах растёт белая шерсть, а мёд в Индии добывают без пчёл и что он слаще пчелиного мёда. Приятель не поверил путешественнику. А вы? Объясните, почему.
(Ответ детей: Я бы поверил. Путешественник не лгал. Белая шерсть – это хлопок. Мёд без пчёл – это сахар.)
2. Некоторые индийцы ходили со специальной метёлочкой, чтобы случайно не раздавить червяка или букашку. Зачем они это делали?
(Ответ детей: Может быть в червяке – душа какого-то человека. Таким образом индийцы проявляли милосердие ко всему живому.)
3. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были построены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены гири, сосуды, игрушки. Какие выводы можно сделать?
(Ответ детей: Древние индийцы знали математику. Были развиты различные ремёсла. Гири свидетельствуют о торговле.)
4. Рефлексия
- Молодцы, ребята, хорошо поработали на уроке.
Закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал(а)…
2. Самым интересным на уроке было…
3. Мне понравилось (не понравилось)…
4. У меня получилось (не получилось)…
5. Меня заинтересовало…
6. Хотелось бы подробнее узнать о…
5. Домашнее задание
1. § 20. (всем)
2. Написать письмо своему другу, поделиться впечатлениями об Индии (по желанию)