СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Труд и творчество в сказе П.П.Бажова "Каменный цветок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе всего урока учащиеся включены в активную деятельность , материалы к уроку включают задания на извлечение информации и работе с ней), Задания различного уровня расположены в структуре урока по мере усложнения, последнее, творческое, задание выполняется в группах.

-методы и приемы обучения: (словесные, наглядные и практические в сочетании),  проблемный,  беседа, творческие задания

словесные (беседа, фронт. , инд.опрос), наглядные , практические(выполнение заданий) частично – поисковый использован в работе с текстом, в заданиях для групп. Осуществлялся творческий характер познавательной деятельности.

-содержание учебного материала:

Важным переходным моментом, «мостиком» от  постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановка цели и учебно-познавательная мотивация. На данном уроке учитель выполняет роль координатора, учащиеся в большей степени самостоятельно работают, поэтому  преобладают формы работы (парной, групповой, индивидуальной).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Труд и творчество в сказе П.П.Бажова "Каменный цветок"»

Тема

Труд и творчество в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок»

Цель

Анализ содержания сказа; характеристика героя (жизненный путь Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказа П.П. Бажова, уметь давать характеристику герою, узнать, кого называют мастером, чем отличается мастер от ремесленника

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению творчества писателя; способность к самооцен­ке. формирование уважительного отношения к труду, искусству

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Межпредметные связи

Обществознание, русский язык, искусство, ИЗО,журналистика (связь со школьной прессой)

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма организации

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование

Презентация, малахитовая шкатулка, выставка рисунков учащихся к сказу Бажова


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент-


Приветствие.

Проверяют готовность к уроку

Включение в учебный процесс


II.

Постановка темы и целей урока-4

  1. Показ малахитовой шкатулки.

  • Подумайте, что делает этот прекрасный предмет на нашем уроке? (в каком пр-и мы встречаемся с людьми, занимающимися изготовлением подобных изделий из малахита?)

  • Какими качествами должен обладать ее создатель? (Умелый, творческий)

  • А как можно назвать человека, который ее изготовил?(мастер)

  • Как называется любая деятельность человека, в результате которой создается какой-либо продукт ?(труд)

  • Используя слова на доске, предположите, какая будет тема урока (На доске: П.П.Бажов, труд, и, творчество, «Каменный цветок», (в) сказ)

2.Показ иллюстраций, нарисованных учащимися к уроку.

-Обратите внимание на доску, она украшена иллюстрациями к сказу. Их нарисовали ребята из класса. Более внимательно их рассмотреть можно на перемене.

  • Какие цели поставим перед собой? (Закрыть доску)

(Охарактеризовать …(гл.героя)

Узнать…(какого человека называют мастером,чем отличается мастер от ремесленника на примере героя)


Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование темы и целей

2. делать выводы, обобщения;


III. 5-6 Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

  1. Инсценировка отрывка

Ребята из класса подготовили небольшую сценку для нашего урока. Встречаем.

  • Спасибо выступающим.

  • Почему строгий и не терпящий возражений Прокопьич послушал Данилко?

  • Ребята, кого из представленных героев можно назвать мастером?

  • А кто из них ремесленник?

  • Вернемся к целям урока, что мы должны узнать

  • Где мы можем узнать, кто такой мастер, а кого называют ремесленником? (в учебнике, словаре, интернете)

  • Давайте обратимся к одному из источников, я вам немного помогла и распечатала определения из словаря. Переверните верхний листочек на краю парты, прочитайте (вслух???) определения

ПЕЧАТЬ1


Инсценируют.Отвечают на вопросы, используют выборочное чтение



Познавательные УУД: Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3 делать выводы, обобщения;

IV. 13мин. Работа по теме




Словарная работа (по словарю, учебнику, чтение определения в интернете).

-Чем же отличается мастер от ремесленника?(творчеством)

-Что их объединяет?(труд)

-Я предлагаю вам тоже потрудиться, где-то проявить творчество, чтобы достичь уровня мастера или ремесленника. А оценивать себя вы будете сами после каждого задания. Возьмите листочки и подпишите свои фамилии. Прошу вас быть честными и объективными.

Критерии и количество баллов указаны в таблице

ПЕЧАТЬ2

Вид задания

Количество баллов и критерии

Мои баллы

1

Викторина

2-ответил на все вопросы;

1-допустил 1-2 ошибки;

0-допустил более 3-х ошибок


2

Работа в парах

1-все правильно;

0-допустил ошибку


3

Работа в группах

2 –знал ответы на вопросы и мог прокомментировать все тезисы;

1-знал ответы на вопросы, были затруднения с комментарием тезисов;

0-были затруднения с ответами на вопросы, а также не смог (смогла) прокомментировать тезисы


4

Дополнительные баллы

1 –участие в инсценировке

1-подготовка викторины




Итог



-

Правильны ли оказались ваши утверждения насчет героев?

-Найдите фрагменты в тексте, которые доказывают, что герой является мастером.

Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».5-6

-Как мастер Прокопьич понял, что из Данилки-недокормыша толк будет? (Он видит камень и понимает, как с ним работать)

- Кем стал Данило?

-Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?

  • Почему сказ называется «Каменный цветок»?

-Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделан­ную на заказ? Что мучило его?

- Викторина по содержанию сказа 5-6

Насколько вы внимательны были при чтении, мы сейчас узнаем. Девочки подготовили для вас небольшую викторину.

  1. Где Данила нашёл подходящий малахит для своей чаши?

  2. По какому цветку Данила выточил свою чашу?

  3. Сколько лет было Даниле, когда он попал к мастеру Прокопьичу?

  4. Что выточил Данилко из цельного камня, после чего «его и вовсе мастером приказчик признал»?

  5. О чем предупреждал старик Данило,говоря: «Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет»

  6. Кто сказал: «Хочу, чтобы полную силу камня самому поглядеть и другим показать»?

-Проанализируйте свою работу и поставьте в таблице соответствующее количество баллов


Работа в парах: Выстройте цепочку, показывая рост главного героя, его путь мастера. Нам понадобятся двое желающих, остальные в парах выполнят это задание на карточке, которая лежит у вас на столах.

Печать 3

(Данилка Недокормыш – Данилко – Данило – Данило-мастер) Магниты 2 ч-ка к доске.

-Если вы сделали правильно, поставьте себе один балл в лист самооценки

Физкультминутка:

А давайте рост главного героя попробуем показать. Сколько лет было Данилко, когда он попал к Прокопьичу? Значит он примерно ваш ровесник, встаньте, пожалуйста. Но мы помним, его прозвище – Недокормыш, значит он был гораздо меньше вас. Присядьте, пож. Потом он стал Данилко, дальше Данило и шел вперед к своей цели(Шагаем) тянемся высоко-высоко, показываем, как вырос главный герой. Улыбнитесь друг другу, ведь человек радуется, когда у него что-то получается.

Работа в группах.

-Следующее задание необходимо сделать в группах. Подготовьте рекомендации для статьи в школьную газету «4-й этаж» «Путь к мастерству», используя пример Данилы и опорные тезисы, иллюстрируйте тезисы примерами:

1.Всегда равняйтесь на …(На кого равнялся главный герой? ) На кого равняться будете вы?

2.Постоянно ставьте перед собой …(Какую неодолимую цель (мечту) поставил Данило?)

3.Запаситесь ….– мастерство не придет через пару месяцев или даже пару лет. Над ним нужно будет …(Как работал Данило?)Чем бы пожертвовали вы

4.Ради своей мечты настоящий мастер готов пожертвовать многим…(Чем пожертвовал Данило?).

5.Какими качествами должен обладать мастер своего дела? (Охарактеризуйте качества Данилы-мастера)

Выступления групп

Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недово­лен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастер­ство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подра­жать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.)

(Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или най­дут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красо­ту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я при­мечал ». Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым де­лом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Дол­жен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом го­ворит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсут­ствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли.

Личностные результаты:

1. развитие интереса к творчеству писателя

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

- Оцените свою работу в группе, исходя из указанных критериев

-Что же нужно для того, чтобы человек стал мастером?

-Всегда ли талантливый человек становится мастером?

(Вывод: даже имея талант, необходимо много учится и много работать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.)

Отвечают на вопросы, делают выводы

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:1. 2. самостоятельно делать выводы;

VII. Д\з


  1. Чем заканчивается сказ? Что же дальше случилось с мастером. А вот об этом вы узнаете, прочитав два других сказа П. П. Бажова — «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».

  2. ДЗ: прочитать любой сказ П,П,Бажова и подготовить его пересказ.

Выполняют задание устно.

Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда.

Прогнозирование.

VII. Закрепление

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. Работа в группах. Вернемся к нашей шкатулке. Она, оказывается, пустая! Ребята, а давайте заполним ее. Для шкатулки среди ремесленных изделий отберите работы настоящих мастеров.



Работают в группах, распределяя предметы мастеров и ремесленников

способности организовывать собственную деятельность, умение работать в группе.Прогнозирование.

Рефлексия, подведение итогов 3

-Вернемся к нашим целям урока, удалось ли их достигнуть?

-Вы сегодня хорошо поработали, а кого, исходя из работы на уроке, мы можем назвать мастером своего дела? Иллюстрации????

Посчитайте баллы, оцените свою работу на уроке (дополнительный балл можно добавить самым активным учащимся )

5-6 баллов- это мастер своего дела,

3-4 балла-ремесленник.

Менее 3 баллов – нужно поработать

Вручение медалей

Оценивают работу на уроке


Рефлексия