II. Постановка темы и целей урока-4 | Показ малахитовой шкатулки. Подумайте, что делает этот прекрасный предмет на нашем уроке? (в каком пр-и мы встречаемся с людьми, занимающимися изготовлением подобных изделий из малахита?) Какими качествами должен обладать ее создатель? (Умелый, творческий) А как можно назвать человека, который ее изготовил?(мастер) Как называется любая деятельность человека, в результате которой создается какой-либо продукт ?(труд) Используя слова на доске, предположите, какая будет тема урока (На доске: П.П.Бажов, труд, и, творчество, «Каменный цветок», (в) сказ) 2.Показ иллюстраций, нарисованных учащимися к уроку. -Обратите внимание на доску, она украшена иллюстрациями к сказу. Их нарисовали ребята из класса. Более внимательно их рассмотреть можно на перемене. (Охарактеризовать …(гл.героя) Узнать…(какого человека называют мастером,чем отличается мастер от ремесленника на примере героя) | Предполагают, что будем говорить о Даниле-мастере, умелец из народа. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование темы и целей 2. делать выводы, обобщения; |
III. 5-6 Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний | Инсценировка отрывка Ребята из класса подготовили небольшую сценку для нашего урока. Встречаем. Спасибо выступающим. Почему строгий и не терпящий возражений Прокопьич послушал Данилко? Ребята, кого из представленных героев можно назвать мастером? А кто из них ремесленник? Вернемся к целям урока, что мы должны узнать Где мы можем узнать, кто такой мастер, а кого называют ремесленником? (в учебнике, словаре, интернете) Давайте обратимся к одному из источников, я вам немного помогла и распечатала определения из словаря. Переверните верхний листочек на краю парты, прочитайте (вслух???) определения ПЕЧАТЬ1 | Инсценируют.Отвечают на вопросы, используют выборочное чтение | Познавательные УУД: Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3 делать выводы, обобщения; |
IV. 13мин. Работа по теме | Словарная работа (по словарю, учебнику, чтение определения в интернете). -Чем же отличается мастер от ремесленника?(творчеством) -Что их объединяет?(труд) -Я предлагаю вам тоже потрудиться, где-то проявить творчество, чтобы достичь уровня мастера или ремесленника. А оценивать себя вы будете сами после каждого задания. Возьмите листочки и подпишите свои фамилии. Прошу вас быть честными и объективными. Критерии и количество баллов указаны в таблице ПЕЧАТЬ2 № | Вид задания | Количество баллов и критерии | Мои баллы | 1 | Викторина | 2-ответил на все вопросы; 1-допустил 1-2 ошибки; 0-допустил более 3-х ошибок | | 2 | Работа в парах | 1-все правильно; 0-допустил ошибку | | 3 | Работа в группах | 2 –знал ответы на вопросы и мог прокомментировать все тезисы; 1-знал ответы на вопросы, были затруднения с комментарием тезисов; 0-были затруднения с ответами на вопросы, а также не смог (смогла) прокомментировать тезисы | | 4 | Дополнительные баллы | 1 –участие в инсценировке 1-подготовка викторины | | | | Итог | | - Правильны ли оказались ваши утверждения насчет героев? -Найдите фрагменты в тексте, которые доказывают, что герой является мастером. Беседа по содержанию сказа «Каменный цветок».5-6 -Как мастер Прокопьич понял, что из Данилки-недокормыша толк будет? (Он видит камень и понимает, как с ним работать) - Кем стал Данило? -Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему? -Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его? - Викторина по содержанию сказа 5-6 Насколько вы внимательны были при чтении, мы сейчас узнаем. Девочки подготовили для вас небольшую викторину. Где Данила нашёл подходящий малахит для своей чаши? По какому цветку Данила выточил свою чашу? Сколько лет было Даниле, когда он попал к мастеру Прокопьичу? Что выточил Данилко из цельного камня, после чего «его и вовсе мастером приказчик признал»? О чем предупреждал старик Данило,говоря: «Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет» Кто сказал: «Хочу, чтобы полную силу камня самому поглядеть и другим показать»? -Проанализируйте свою работу и поставьте в таблице соответствующее количество баллов Работа в парах: Выстройте цепочку, показывая рост главного героя, его путь мастера. Нам понадобятся двое желающих, остальные в парах выполнят это задание на карточке, которая лежит у вас на столах. Печать 3 (Данилка Недокормыш – Данилко – Данило – Данило-мастер) Магниты 2 ч-ка к доске. -Если вы сделали правильно, поставьте себе один балл в лист самооценки Физкультминутка: А давайте рост главного героя попробуем показать. Сколько лет было Данилко, когда он попал к Прокопьичу? Значит он примерно ваш ровесник, встаньте, пожалуйста. Но мы помним, его прозвище – Недокормыш, значит он был гораздо меньше вас. Присядьте, пож. Потом он стал Данилко, дальше Данило и шел вперед к своей цели(Шагаем) тянемся высоко-высоко, показываем, как вырос главный герой. Улыбнитесь друг другу, ведь человек радуется, когда у него что-то получается. Работа в группах. -Следующее задание необходимо сделать в группах. Подготовьте рекомендации для статьи в школьную газету «4-й этаж» «Путь к мастерству», используя пример Данилы и опорные тезисы, иллюстрируйте тезисы примерами: 1.Всегда равняйтесь на …(На кого равнялся главный герой? ) На кого равняться будете вы? 2.Постоянно ставьте перед собой …(Какую неодолимую цель (мечту) поставил Данило?) 3.Запаситесь ….– мастерство не придет через пару месяцев или даже пару лет. Над ним нужно будет …(Как работал Данило?)Чем бы пожертвовали вы 4.Ради своей мечты настоящий мастер готов пожертвовать многим…(Чем пожертвовал Данило?). 5.Какими качествами должен обладать мастер своего дела? (Охарактеризуйте качества Данилы-мастера) Выступления групп | («Каменный цветок» рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша — «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получалась гораздо хуже оригинала.) (Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят или найдут в тексте, как Данило еще ребенком интуитивно чувствовал красоту камня, как помог Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул: «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же показывал да рассказывал, а я примечал ». Работал Данило быстро, с удовольствием, так, как можно заниматься только любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. | Личностные результаты: 1. развитие интереса к творчеству писателя Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |