Тема урока: Буквы а и о в корне -кас- и -кос-.
Цель урока: Развитие умения анализировать учебный материал, проводить сравнения и делать вывод при изучении орфографической нормы буквы а – о в корне -кас– /– кос-.
Задачи урока:
Учащиеся должны знать условия выбора букв О – А в словах с корнем –кос -/-кас-.
Уметь обнаруживать орфограмму «Буквы О – А в корне –кос-/ -кас-.»
Технология урока: урок-практикум.
Вид урока: урок-практикум
Планируемые результаты: знание условий выбора букв а и о в корне -кас-/-кос-; умение распознавать слова с чередующимися корнями - кас-/-кос-и применять правило их написания; владеть навыками морфемного разбора слов.
Формировать УУД:
Личностные УУД: развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов и изменений в в план и способ действий в случае расхождения с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения.
Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах.
Формы контроля: индивидуальные задания (дифференцированный подход), фронтальный опрос, задания по карточкам.
Ход урока
Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
Актуализация знаний
1.Повторение пройденного материала
Орфография.
Рож.., много задач.., изл..гать, р..сток, камен..щик, бе..шумный, ра..жимать, выр..сти, ш..пот, щ..лкать, ч..лка, ц..ган, ц..ркуль, молодёж.., молодц... .
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Синтаксис.
Спишите ,расставьте знаки препинания.
Саша сходи в магазин попросила мама.
Орфоэпия.
1.Обозначьте ударения.
Алфавит, звонит, торты, облегчить.
2.Найдите в предложении речевую ошибку.
Германия распол-гала на скорую и легкую победу.
Вставьте пропущенную букву. Объясните свой выбор графически.
Перепишите предложение, исправив речевую ошибку.
III . Самоопределение к деятельности.
Прочитайте, запишите выделенные слова, обозначьте корни.
Ученик проверил изл-жение. Путешественники обошли зар-сли растений. Он причинил ей боль к-санием. К-сить траву лучше рано утром.
Назовите известные вам орфограммы в корнях этих слов
Проверяются ли эти слова ударением?
Заполняем таблицу «Знаю- хочу узнать- узнал».Первый столбик
-Написание, каких слов вызвало у вас проблему?
IV. Целепологание.
Сформулируйте тему урока, какую цель вы поставите перед собой?
Заполнение второго столбика таблицы.
V. Открытие нового знания.
Как вы думаете, от чего зависит написание этих слов?
Для решения выявленной проблемы предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условие выбора а или о в корнях кас-/кос.
Выполните морфемный разбор этих слов? Что вы заметили?
Попробуйте сформулировать правило.
Сравните наш вывод с выводом в учебнике на странице 104.
VI. Первичное закрепление новых знаний.
Работа с учебником.
Упражнение 184.- Коллективное выполнение с комментированием
Физкультминутка
VII. Применение полученных знаний.
Работа в паре, с последующей проверкой: сравнение с эталоном.
Предлагаю вам упражнения на выбор:
-упражнение 185- повышенной сложности
- упражнение 186- простое
VIII. Самоконтроль.
1.Тест с взаимопроверкой
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму.
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.
3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
4. Солнечные лучи к…саются деревьев.
5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.
6. Аппарат мчался по к…сательной.
7. Мы к…снулись трудного вопроса.
8. Девочка к…сается руками коврика
Критерии оценивания 0 ошибок- «5» 1 ошибка- «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2
Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки, одна, две , три.
2.Игра «Третий лишний». Исключите и каждом ряду «лишнее» слово.
1. Коситься, коснуться, касаться.
2. Прикосновение, коса, касательная.
IX. Рефлексия.
Какая тема сегодняшнего урока?
Какую цель ставили в начале урока?
Удалось ли достичь?
Заполните третий столбик таблицы?
- Оцените свою работу на уроке .Игра «Мишень настроения»

X. Домашнее задание.
На выбор:
Составить диктант из 20 слов на изученное правило
Или
Карточка.
Задание: составьте предложения, озаглавьте текст, графически объясните правописание гласной в корне -кос- - -кас-.
1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.
2. И, чуть, лодка1, берег, коснулась, остановилась.
3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.4
4. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.
5. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались2, берез.