Подземные воды
Цели урока:
1.Образовательные. Изучить процесс образования, виды, хозяйственное использование подземных вод.
2.Развивающие. Развивать навыки работы с текстом учебника, схемами.
3.Воспитательные. Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе, самостоятельность, дисциплинированность.
4.Коррекционные. Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь. Расширять кругозор, обогащать словарный запас. Корректировать эмоционально-волевую сферу.
Оборудование. Учебники, проектор, демонстрационный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Взаимоприветствие, отчет дежурного, проверка готовности класса, настрой на работу.
2. Опрос.
1. Фронтально.
1. Что называют озером?
2. Чем озеро отличается от моря?
3. На какие виды делятся озера по происхождению?
4. На какие виды делятся озера по солености?
5. От чего зависит соленость озера?
6. В чем отличие сточного озера от бессточного?
7. Какие экологические проблемы озер вы знаете?
2. Работа с картой.
3. Работа по карточкам.
3. Изучение нового материала.
- Образование подземных вод
Подземные воды – это воды, находящиеся в земной коре.
Водопроницаемый слой – это слой песка, щебня, гальки, хорошо пропускающий воду.
Водонепроницаемый слой – это слой глины, гранита, песчаника, глинистых сланцев, не пропускающий воду (водоупорный).
Водоносный слой – это слой воды над водонепроницаемым слоем.
- Грунтовые и межпластовые воды
Грунтовые воды – это подземные воды, образовавшиеся на первом от поверхности водоупорном слое.
Межпластовые (артезианские) воды – это подземные воды, находящиеся между двумя водоупорными слоями.
1
|
 2:~::::~::::~:::::~::::~::::~::::~::::~
:~::::~::::~:::::~::::~::::~::::~::::~
|
3+ + + + + + + + + + + + + +
+ + + + + + + + + + + + + +
|
 5::~:::~:::::~::::~:::::~:::::~::::~:::~
::~:::~:::::~::::~:::::~:::::~::::~:::~
|
4+ + + + + + + + + + + + + +
+ + + + + + + + + + + + + +
|
- Минеральные и теплые подземные воды
Минеральные воды – это подземные воды в составе которых содержатся растворенные соли и газы.
Теплые воды – подземные воды с температурой от +20 до +100 градусов.
Из них получают йод, глауберову соль, борную кислоту и различные металлы.
Родники
Оползни
Пещеры, сталактиты, сталагмиты.
Загрязнение вод.
4. Закрепление.
1. Работа с терминами.
2. Тесты « Подбери пару: понятие – определение».
1 - водоупорные породы а – вода, находящаяся в земной коре
2 – грунтовые воды б – горные породы, пропускающие воду
в – горные породы, не пропускающие воду
3 – подземные воды г – слой, насыщенный водой
4– источник д – вода в верхнем водоносном слое
5– минеральные воды е – вода, между водоупорными пластами
6 – водопроницаемые породы ж – место выхода вод на поверхность
7 – межпластовые воды з – п/воды, насыщенные солями и газами
8 – водоносный слой
Ответы: 1в; 2д; 3а; 4ж; 5з; 6б; 7е; 8г. – взаимопроверка
3. Фронтально.
- Какие воды имеют водоупорные пласты только снизу? (грунтовые)
- Какие воды имеют водоупорные пласты и вверху и снизу? (межпластовые)
- Какие воды чище – грунтовые или межпластовые и почему?
- Почему говорят, что родник «бьёт»?
- Почему уровень воды в колодцах летом меняется? (дождей меньше)
- За счёт чего, кроме осадков, пополняются подземные воды? (за счёт пара из глубинных слоёв Земли)
- В какой сезон года копают колодцы? (зимой)
- Какую функцию выполняют подземные воды в природе и жизни людей?
(регулируют уровень воды в реках и озёрах, используют для водоснабжения, для промышленности, орошения полей, в лечебных целях)
5. Домашнее задание.
Параграф 46 читать, отвечать на вопросы, учить определения.