СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе по географии. Природно-ресурсный потенциал России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе по географии. Природно-ресурсный потенциал России                          

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе по географии. Природно-ресурсный потенциал России.»

Природно -ресурсныйпотенциал России

Цели:

  • Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.

  • Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.

  • Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания:

Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

Какие из них ведущие?

Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

Какова роль первичного сектора экономики?

2. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете? Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Так что же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

Учитель: Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь.

Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

Могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Ученики:На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например- солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Учитель: Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

Работа по таблице.вопросы по таблице:

  • Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?

  • Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

1. По происхождению:

  • водные

  • биологические

  • земельные

  • минеральные

2. По характеру использования:

А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия?

Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых.

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой 

4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

3. Обобщение.

А теперь давайте ответим на вопросы:

  • В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)

  • В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)

  • Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)

  • Пути решения.

    • бережное, экономное использование ПР

    • применение современных энергосберегающих технологий

    • повышение качества продукции

    • использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

5. Д/З. Дайте оценку природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека подготовка к контрольной работе.