Конспекты уроков с аспектным анализом
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Южно - Российский лицей казачества и народов Кавказа»
Конспект урока
в 9 классе с аспектным анализом
«Создание базы данных»
учитель информатики и ИКТ
Такмакова Н.Н.
Тема: Создание базы данных.
Цель:
Дать представление об одном из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД.
Раскрыть способы создания базы данных.
Рассмотреть описание рабочей среды, справочной системы.
Задачи обучения:
образовательные
познакомить учащихся теоретической частью базы данных;
изучение новых понятий, связанных с базами данных;
изучение основных способов создания;
развивающие
развитие логического мышления, познавательных интересов, умения излагать мысли, а также творческую активность учащихся;
развитие операционных навыков учащихся по управлению персональным компьютером;
знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся;
развитие практических навыков работы с основными элементами СУБД.
формирование творческих способностей учащихся;
воспитательные
Использование ИКТ: ПК, компьютерное тестирование.
Тип урока: изучение нового материала (комбинированный).
ХОД УРОКА
Организационный момент: Цели урока. Постановка проблемной ситуации.
Актуализация знаний учащихся:
Система управления базами данных Microsoft Access является одним из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД. Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и представление информации в виде таблиц, графиков и отчетов.
Какие возможности Access позволюет использовать электронные таблицы и таблицы из других настольных и серверных баз данных для хранения информации, необходимой приложению?
Каким образом Access интегрирован с другими приложениями Microsoft Office?
По данным вопросам подготовлены сообщения. Обучающиеся задают вопросы и делают конспект.
Объяснение нового материала:
Объяснение нового материала сопровождается показом панелей, окон, настроек программного продукта и возможностей создания базы данных средствами системы управления баз данных с компьютера преподавателя. Выбранный способ изложения материала позволяет наглядно и поэтапно проводить опрос.
Демонстрация проводится по плану урока:
Первый запуск MS Access.
Панели инструментов MS Access.
Настройка панелей инструментов и параметров MS Access.
Создание базы данных.
Создание базы данных с помощью мастера.
Выход из MS Access.
Для запуска MS Access вы можете использовать меню Пуск Windows. Для этого с помощью мыши выберите команду Программы меню Пуск, а затем - Microsoft Access.
Вопрос. Существуют ли альтернативные способы запуска?
Ответ. Выбрать пиктограмму Microsoft Access с помощью проводника Windows или выбрать ярлык, созданный для запуска MS Access.
После демонстрационного сеанса по первому вопросу ученики на своем рабочем месте запускают Access и просматривают главное окно MSAccess, меню, знакомятся с настройками и панелями инструментов
Каждому режиму работы соответствует собственная панель инструментов.
Демонстрируются панели инструментов и назначения кнопок на них.
Вопрос. Какая панель инструментов наиболее часто используется MS Access?
Ответ. Панель инструментов – «База данных».
Подобно большинству наиболее популярных программ, MS Access имеет контекстно-зависимую справочную систему. Это означает, что вы можете получить справку по использованию средства, с которым работаете в настоящий момент. Некоторые из окон диалога содержат кнопку Справка на панели инструментов. Если кнопка Справка была нажата при работе в одном из окон диалога, MS Access снабдит вас информацией о том, как пользоваться этим окном диалога.
Демонстрация работы команд меню Справка.
Вопрос. Какие существуют способы получения справочной информации?
Ответ.
Выбрать команду меню Справка | Справка по Microsoft Access.
Выбрать команду меню Справка | Что это такое?
Нажатье F1 в любой момент сеанса работы с MS Access.
База данных в MS Access представляет собой совокупность средств для ввода, хранения, просмотра, выборки, и управления информацией. К этим средствам относятся таблицы, формы, отчеты, запросы. Для создания базы данных или просмотра существующей базы данных используют панели и меню.
Вопрос. Какие вы знаете способы создания базы данных?
Ответ. Можно создать пустую или с помощью мастера базу данных определенного типа.
Вопрос. Какие объекты можно добавить в пустую базу данных?
Ответ. Таблицы, формы и отчеты, запросы.
Практическая часть.
Предлагается создать новую базу данных.
Для создания новой базы данных с помощью мастера выполните следующие действия - демонстрация пошагового создания базы данных и комментируются возможности выбора того или иного элемента в диалоговой окне.
Вопрос. Какие объекты будут уже включены, если база данных создана с помощью Мастера?
Ответ. Таблицы, запросы, формы и отчеты.
Практическая часть. Создать базу данных с помощью Мастера.
Гимнастика для глаз:
Плотно закрывать и широко открывать глаза 2-4 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 1 мин.).
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).
Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону ( 1 мин.).
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 5 раз.
Быстро моргать в течение 1мин.
Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.
Практическое задание: создание базы данных по шаблону, открыть и изучить структуру учебной базы данных.
Подведение итогов изученного материала.
Самостоятельная работа: предлагается использовать материал в учебнике по информатике и ИКТ для 9 класса, раздел «Базы данных».
6. Вопросы тестирования
Что позволяет выбрать команда Объекты базы? (образец базы данных)
Какую информацию выводит на экран команда Свойства объекта? (дополнительную информацию о выбранном объекте базы данных)
К каким средствам обеспечивает доступ команда "Панели инструментов"? ( настройки меню и панелей)
Для добавления каких объектов используется Меню Вставка в окне базы данных? (таблиц, запросов, форм, отчетов, страниц доступа к данным)
Какие команды содержит Меню Сервис? (команды управления базой данных)
Какие панели содержит Окно базы данных? (панель инструментов; панель управления объектами)
Что содержит Вкладка "Содержание" справочной системы? (оглавление справочной системы)
Введите имя базы данных (primer) и расширение, созданной средствами MS Access. (primer.accdb)
Какие объекты MS Access хранит в базе данных? (таблицы, отчеты, формы, запросы, страницы доступа, макросы, модули)
Что позволяет выбрать вкладка "Базы данных" диалогового окна Создание? (образец базы данных)
Что позволяет создать выбор вкладки "Общие" диалогового окна Создание? (новую пустую базу данных)
Какие доступны варианты создания базы данных в окне приглашения Microsoft Access 2007? (Новая база данных. Выбор шаблона. Открыть базу данных.)
Сколько окон базы данных можно открыть одновременно? (только одно)
Что представляет собой база данных в MS Access? (совокупность средств для ввода, хранения, просмотра, выборки, и управления информацией)
В каких форматах возможно сохранение базы данных? (MS Access2000, MS Access 2002-2003, MS Access2007)
Аспектный анализ урока в 9 классе
«Создание базы данных»
Введение в анализ урока
Уровень сложности материала соответствует уровням стандарта. Данный урок может быть проведен по дисциплинам «Базы данных», «Информационные технологии» для учащихся 9 – 11 классов
Отчетливо прослеживается логичное построение содержания рассматриваемого материала, осуществлялся подбор материала с учетом современных технологий.
Форма урока
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока
Межпредметные связи
Цели урока
Дать представление об использовании систем управления баз данных
Раскрыть способы создания базы данных.
Рассмотреть основные команды работы с объектами
Задачи урока
изучение новых понятий, связанных с проектированием баз данных;
изучение основных команд, меню;
формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательного интереса учащихся различными средствами самого материала урока: формулировками заданий, выполнение заданий разного характера с демонстрацией правильного решения;
развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения излагать мысли;
развитие операционных навыков учащихся по управлению персональным компьютером;
развитие практических навыков работы с основными инструментами по созданию объектов.
воспитание информационной культуры студентов;
воспитание ответственности за результаты своего труда
Этапы урока
На этапе объяснения нового материала используется демонстрация изучаемого материала с компьютера учителя с пояснениями и обратной связью, постановкой проблемных вопросов, введением новых понятий работы в СУБД.
Затем учащиеся для приобретения навыков с объектами работают непосредственно с компьютером в СУБД Microsoft Access 2007.
Самостоятельная работа учащихся для подготовки к тестированию по данной теме организуется в виде просмотра электронной лекции по данной теме.
На заключительном этапе урока проводится компьютерное тестирование для закрепления новых понятий. Анализ результатов тестирования оглашается.
Роль компьютера на уроке
сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
увеличивается количество тренировочных заданий;
достигается оптимальный темп работы ученика;
легко достигается уровневая дифференциация обучения;
учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
диалог с программой приобретает характер учебной игры и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
Использование средств ИКТ способствовало: усилению мотивации учащихся, повышению информационной культуры, интересу к дисциплине “Базы данных”, а так же развитию умственной деятельности, памяти, внимания, умению сопоставлять, анализировать, делать выводы; развитию навыков практического применения знаний; самостоятельному изучению материала.