Внеклассное занятие (ПДД) 4 класс Тема :» Поговорим как вести себя в общественном транспорте »
Цели: формировать знания о дорожных знаках и умение применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью Ход занятия 1. Беседа.
Учитель. По улицам городов кроме автомобилей двигаются и трамваи, и троллейбусы, и автобусы.
- Трамваи, троллейбусы, автобусы - это какой вид транспорта? Дети. Общественный.
Рассматриваем на экране проекцию изображения улицы.
Учитель. Какие особенности имеют различные виды транспорта?
Дети рассказывают.
Учитель. Посмотрите, сколько различного транспорта на наших улицах. Каждое транспортное средство перевозит людей. Все люди являются пассажирами или пешеходами. И у всех есть права и обязанности. Рассмотрим, как должны себя вести люди в разных ситуациях.
2. Остановки.
Учитель. Все остановки общественного транспорта имеют свои информационно-указательные знаки и таблички, которые находятся рядом с посадочной площадкой.
На экране таблички - опознавательные знаки остановок.
- Как нужно вести себя на остановках? Где нужно находиться?
Дети. Стоять на посадочной площадке. Нельзя выходить на
проезжую часть.
Учитель. Можно ли бегать, играть, толкаться? Почему нельзя?
Дети. Можно создать опасную ситуацию на дороге, в которой могут пострадать люди,
3 Правила для пассажиров в общественном транспорте.
Учитель. Вам нужно куда-то ехать. Вы пришли на остановку, чтобы сесть в общественный транспорт, нужно знать некоторые правила, их немного, но они очень важные. Кто знает эти правила?
Дети. Ждать автобус на остановке. Не выходить на проезжую часть дороги. Прежде чем выйти, нужно подождать полной остановки транспорта.
Учитель подводит итоги.
- Прежде всего надо дать выйти из транспорта приехавшим пассажирам и лишь потом входить самим.
- Обычно входят через заднюю дверь, а выходят через переднюю. Входить через переднюю дверь имеют право инвалиды, пожилые люди и дети (включая учащихся младших классов). При выходе из транспорта нужно пропускать пожилых людей вперёд, помогая им.
- Из автобуса или троллейбуса сойти очень просто: один шаг и вы на тротуаре. Из трамвая сложнее. Вы выходите на трамвайную остановку, которая находится на середине улицы, далеко от тротуара. Что надо сделать?
Дети. Подождать, пока зажжётся зелёный свет светофора, и тогда перейти улицу.
Если нет светофора, подождать, пока проедут машины, и спокойно перейти улицу.
Учитель. Как обходить транспорт при переходе на другую сторону улицы на регулируемом перекрёстке?
4. Разбор ситуаций.
_______________________________________
Дорога с односторонним движением.
_______________________________________
Дорога с двусторонним движением транспорта.
_______________________________________
Учитель. Как перейти дорогу с односторонним и двусторонним движением?
5Контрольная работа.
А теперь, вы, ученики Школы светофорных наук, должны проверить свои знания и выполнить контрольную работу. После каждого вопроса даётся три ответа. Надо выбрать один правильный ответ и подчеркнуть его.
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов;
а) мостовая,
б) тротуар,
в) велосипедная дорожка?
2. Как пешеходы должны ходить по тротуару:
а) придерживаясь середины,
б) придерживаясь левой стороны,
в) придерживаясь правой стороны?
3. При каком сигнале светофора можно переходить улицу:
а) при красном,
б) при жёлтом,
в) при зелёном?
4. При каком положении регулировщика можно начинать переход:
а) если он стоит к вам боком с вытянутой от плеча к плечу рукой,
б) если он стоит к вам лицом,
в) если он стоит к вам спиной?
. 5. Дорожные знаки в разных странах разные.
а) Да.
б) Нет. +
6. Предупреждающие знаки представляют собой треугольники с красной каймой.
а) Да. +
б) Нет.
7. Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
а) Да.
б) Нет. +
8 Сервис — это обслуживание.
а) Да. +
б) Нет.
8Знак, подаваемый транспортным средством или светофором (сигнал).
9 Повреждение машины транспортного средства. (авария)
10 Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход (зебра).
11. Лицо, управляющее транспортным средством.(водитель)
12 Человек, идущий пешком. (пешеход)
13. Твердое и гладкое покрытие дороги.(асфальт)
14. Боковая часть, край дороги(обочина).
15. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.(переход)
16Как называется часть улицы, предназначенная для движения транспорта? (Проезжая часть, или мостовая.)
17.— Как называется часть улицы, предназначенная для движения пешеходов? (Тротуар.)
18.— Как нужно ходить по тротуару? (Необходимо придерживаться правой стороны.)
19— Где необходимо ожидать транспортные средства? (Только на остановках)
.
6 Беседа
Обязанности пассажиров:
1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей.
3. Прежде, чем зайти, пропустить тех, кто выходит из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходить спереди, а автобус и троллейбус сзади.
5. В транспорте вести себя достойно: не шуметь и не толкаться; уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками; не отвлекать водителя во время движения транспорта; держаться во время движения за поручни; никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу; не входить в переполненный автобус, трамвай или троллейбус.
Практическая работа
1 Заслушивание детских сочинений на тему «Вежливые пассажиры», написанных дома, и беседа по их содержанию.
Итог Торжественное обещание пешехода
— Переходить улицу по пешеходному переходу...
— Обещаю!
— Переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора...
— Обещаю!
— Переходить улицу в группе людей...
— Обещаю!
— Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части...
— Обещаю!
— Не ходить по краю тротуара...
— Обещаю!
— Не играть возле проезжей части...
— Обещаю!
— Не разговаривать по телефону при переходе через улицу...
— Обещаю!
— Не кататься на велосипеде, роликах, коньках и санках на проезжей части…
— Обещаю!
— Неукоснительно выполнять эти правила...
— Обещаю!