СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока : Жанр романа - антиутопии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Жанр романа – антиутопии в 20 века. Судьба Замятина и его романа «МЫ» Цель уроков:  1.    учащиеся  познакомятся с  творческой  судьбой писателя; смогут  раскрыть  оригинальность его  ума, нравственную  бескомпромиссность, будут иметь общее представление о  романе-антиутопии «Мы»,  2.    постараются  разобраться  в  проблематике романа, углубят  представление о жанре антиутопии, через осмысление текста ребята поймут содержание произведения, будут развивать устную и письменную речь, коммуникативные навыки, умение слушать друг друга. 3.    учащиеся задумаются о судьбе автора, заинтересуются его творческой личностью; почувствуют  гуманистическую  направленность произведения, утверждение писателем  человеческих  ценностей. Ход урока: 1.    Оргмомент. 2.    Вступительное слово преподавателя. Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. (На доске надпись: «Что такое мы?») - Согласны ли вы с тем, что ответ на этот вопрос очень многогранен? Докажите (Ответы учащихся). Так вот сегодня мы отчасти попробуем разобраться в этом вопросе. Но прежде посмотрите на доску и те изменения, которые я хочу вам предложить.  Меняется надпись на доске, добавляя кавычки и превращая нарицательное в имя собственное, получается: «Что такое «Мы»?») Что у нас получилось? Каково содержание этого вопроса? (Предположения учащихся) - Да, действительно, «Мы» - это роман Евгения Замятина, и мне очень хочется, чтобы сегодня мы не только познакомились с автором, разобрались в повествовательной структуре названного романа, а на основании анализа этого произведения, задумались над предложенными вопросами, учитывая и первый и второй вариант. - Кто же такой Евгений Замятин? Я хочу показать вам портрет этого человека. Он прожил недолгую, но до отказа наполненную событиями, размышлениями и творчеством жизнь. Работа с учебником       Евгений Иванович Замятин (1884—1937) по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. Как Замятин шел к этому роману? Студенческие годы в Петербурге сопровождались бурной политической деятельностью — он был с большевиками: «В те годы быть большевиком — значило идти по линии наибольшего сопротивления…» («Автобиография»). Несколько месяцев в одиночной камере в Шпалерной тюрьме (1905), затем ссылка на родину, в Лебедянь; полулегальное проживание в Петербурге, опять ссылка. К этому времени он получает образование, становится морским инженером, кораблестроителем, пишет рассказы, повести. Затем отходит от революционной деятельности. «Люблю борьбу не физическую, люблю бороться словом». Повесть «Уездное» (1912), в которой Замятин обратился к косному быту провинции, сделала его имя известным. В 1914 году в повести «На куличках» изобразил жизнь отдаленного армейского гарнизона. Произведение было признано оскорбительным для русской армии и запрещено.       1917—1920-е годы — наиболее плодотворный период литературной работы Замятина. Пишет рассказы, пьесы, работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах, редактирует журналы. «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать. В романе «Мы» покажет, как не надо жить. С чтением его Замятин не раз выступал на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов.       Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!       В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «…я прошу разрешить мне выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Это был крик отчаяния писателя, которому не давали возможности печататься, не ставили его пьесы на сцене. Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Замятин покинул Советский Союз и последние годы жизни прожил во Франции, до конца сохраняя советское гражданство. Н. Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала: «Он ни с кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности вернуться домой».       Надежда эта не сбылась. Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году. Учитель.     Прежде чем говорить на уроках о содержании этого произведения, выясним, что же такое утопия и антиутопия. Какие утопии вы знаете? («Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы. Вспомните, в 10 классе вы встретились с социалистической утопией, представленной в снах Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»). Итак, утопия — это вымышленная картина идеального жизненного устройства. Антиутопия — жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.       Конечно, те из критиков, кто увидел в картине будущего, созданной Замятиным, только злую карикатуру на социальное устройство, задуманное большевиками, были не правы. Иначе не читался бы этот роман с интересом сейчас. Значение его более широкое, всеобъемлющее. Это и предстоит нам выяснить в ходе разговора о романе «Мы».       Постараемся наметить направления нашей беседы. О чем этот роман? Варианты ответов учащихся:    — это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,      — это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,      — это роман о бездуховном обществе,      — это роман о любви и предательстве,      — это роман о тоталитаризме,      — это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор. Знакомство с первыми главами романа по группам и предварительная беседа по роману. - Когда был написан? - Какова его история? - Что является предметом изображения в романе «Мы»? (ответы учеников) - Для чего изображается это далекое будущее? (обсуждение)   Вывод: Что же такое антиутопия?  3. Рефлексия.  Закончим работу с романом, определив его идею. Содержанием романа Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного. -  Подтвердим эти мысли словами самого Замятина из интервью 1932 года: «Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого».       Не только Замятиным руководил в XX веке страх за судьбу человечества. За первенцем антиутопий — романом «Мы» — последовали «Прекрасный новый мир» (1932) О. Хаксли, «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949) Д. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» (1953) Р. Брэдбери. Так же как роман Замятина, эти произведения звучат как трагедийно-сатирическое пророчество о будущем.

 Практическая работа Замятин активно пользуется оксюморонами. Что такое оксюморон? (литературоведческий словарь – сочетание противоположностей) Найти их в тексте 1-3 главы: Дикое состояние свободы, математически безошибочное счастье, наш долг – заставить их быть счастливыми, самая трудная и высокая любовь – это жестокость, вдохновение – неизвестная форма эпилепсии, душа - тяжелое заболевание, неомраченные безумием мысли лица и др. - Чему служат оксюмороны? (подчеркивают искусственность, противоестественность отношений между людьми и отношений между государством и людьми, вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях)

Заключительное слово учителя о жанре антиутопии

Домашнее задание: сочинение на одну из тем:       1) «Я» и «мы» в романе Замятина.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!