СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Железо"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с учетом сплавов железа, но без амфотерности его оксида и гидроксида (III)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Железо"»

«Железо. Особенности строения атома. Свойства железа.

Получение. Применение».

Тип урока: Самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала.

Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента.

Задачи обучения: Изучить особенности строения атома железа как элемента восьмой группы побочной подгруппы. Систематизировать знания о физических и химических свойствах атома железа. Закрепить умение составлять уравнения химических реакций. Сформировать представление о способах получения железа из руд; о применении железа и его биологической роли.

Задачи развития: Используя вытеснительный ряд металлов, обучить учащихся прогнозировать возможности протекания химических реакций между металлами и солями.

Эксперимент. Д. Вытеснение железом атома меди из соли этого металла, как менее активного, чем железо.

Л.О. Качественные реакции на двух- и трехзарядные ионы железа.

Реактивы и оборудование. Д. Железо, сульфат меди, химические стаканчики.

Л.О. Хлорид железа(II), сульфат железа(III), гидроксид натрия, штатив с пробирками.



План урока

  1. Строение атома железа

  2. Нахождение в природе

  3. Получение металла

  4. Физические свойства

  5. Химические свойства железа.

  6. Соединения железа. Сплавы железа.

  7. Биологическая роль железа. Применение.

  8. Закрепление

Ход урока

  1. Работа с легендой. Читают текст легенд, сами формулируют тему урока. Определяют, каким символом обозначали железо

.

  1. Строение атома железа (слайд). Находят железо в Периодической таблице, записывают строение его атома. Один из учащихся называет число электронов по слоям. На слайде появляются правильные ответы. 3 слой называет неверно, учитель поправляет и говорит о наличии 14 электронов на 3 слое и 2 электронах на последнем. Учащиеся делают вывод о степенях окисления железа (+2, +3).



  1. Нахождение в природе. (слайд-карта). Рассматривают карту на парте и говорят о месторождениях железных руд в России

Железо – второй после алюминия по распространенности металл.

В свободном состоянии встречается только в метеоритах.

Природные соединения железа:

Красный железняк Fe2O3, магнитный железняк Fe3O4, серный колчедан

(пирит) FeS2.







  1. Физические свойства (слайд, ответы появляются на слайде опрос, железо-типичный металл, поэтому учащиеся сами формулируют физ. свойства, используя выданные коллекции металлов).

Серебристо-белого цвета.

Пластичный и ковкий материал.

Плотность железа 7,87 г/см3, температура плавления 1539 0С.

Железо обладает магнитными свойствами.



  1. Химические свойства (работа в группах, каждая записывает свои уравнения реакций. Затем представитель группы называет уравнение, на слайде появляется верный ответ).

Группа 1.Взаимодействие с простыми веществами (закончить уравнения реакции)

1) с кислородом

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3

Б) с фтором, хлором, бромом

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

2) с серой, йодом

Fe + S = FeS

Группа 2. Взаимодействие со сложными веществами:

1) с растворами кислот, кроме азотной кислоты

Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2

Fe + HCl = FeCl3 + H2

Концентрированные азотная и серная кислоты при обычной

температуре с железом не реагируют. (опыт под вытяжкой при нагревании)

Группа 3. 2) Железо вытесняет (восстанавливает) металлы, которые в ряду активности стоят правее него, из их растворимых солей. Для борьбы с вредителями садовых деревьев применяют раствор медного купороса (CuSO4). Можно ли готовить и хранить раствор медного купороса в железном ведре? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций.

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu





  1. Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+. (работа в группах, каждая группа использует свой реактив для определения).



Перед учащимися 3 пронумерованные пробирки. Необходимо определить наличие ионов железа с помощью одного реактива. Учащиеся обнаружили по окраске в одной их пробирок ионы железа. С помощью учебника записывают уравнения реакций. Один учащийся от каждой группы их проговаривает. Правильные ответы на слайде.











Сплавы железа. (слайд, с помощью коллекций сплавов вспомнить сплавы на основе железа, черные и цветные металлы).

Чистое железо непрочное, мягкое. Все изделия, которые называют обычно железными, на самом деле изготовлены из сплавов железа с углеродом.

Углерод изменяет свойства железа: понижает температуру плавления, повышает твердость и хрупкость, уменьшает ковкость и свариваемость. В зависимости от содержания углерода в сплаве железа различают чугун и сталь.

Чугун содержит более 2% углерода, обладает высокой твердостью, хрупкостью, поэтому при ударе дробится на кусочки. При затвердевании чугун не сжимается, а расширяется. Поэтому из чугуна отливают станины машин, корпуса двигателей, трубы, ограды парков, изготавливают предметы домашнего обихода.

Сталь содержит менее 2% углерода. Сталь можно ковать, штамповать, прокатывать. Сталь, содержащая и другие элементы, называют легированной. Важнейшими легирующими элементами являются хром (Cr), никель (Ni), марганец (Mn), кремний (Si), ванадий(V), молибден (Mo). Сталь, легированную хромом и никелем, называют нержавеющей. Она применяется в химической, пищевой, машиностроительной и других отраслях промышленности. Сталь выплавляют из чугуна путем частичного удаления из него углерода окислением.

  1. Биологическая роль железа. (слайд) самостоятельный ответ

У животных и человека железо- СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГЕМОГЛОБИНА КРОВИ, благодаря которой осуществляется перенос кислорода из легких по тканям; соединениями железа являются многие ферменты. В организме человека содержится 4-5 г железа. Наиболее богаты железом печень и селезенка. При малокровии рекомендуют пищу, богатую соединениями железа (гречка, яблоки, салат). Железо необходимо для растений. При его недостатке растения не образуют хлорофилл, теряют зеленую окраску, задерживается их рост и развитие.



Домашнее задание:



§48 (У) 5 с 210.



  1. Рефлексия. Сегодня на уроке мы…. (на слайде вопросы по теме)




































Карта-задание

Экспериментално-исследовательская работа

(раздается каждому учащемуся)

Фамилия_____________________ Класс ________ Дата______________



Соблюдайте технику безопасности

Качественные реакции на ионы железа (II) Fe2+ и железа (III) Fe3+.

Докажите опытным путем, что сульфат железа(II) содержит ион

железа Fe2+, а хлорид железа (III) содержит ион железа Fe3+.

Опыт №1 Обнаружение иона железа Fe2+

1.Проведите опыт. В FeSO4 прилейт 1мл гидроксида натрия NaOH.

2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения. Продолжите реакцию.

FeSO4 + NaOH =



__________________________________________________________

___________________________________________________________

3.Цвет осадка: _______________



Опыт №2. Обнаружение иона железа Fe3+

1.Проведите опыт. В FeCl3 прилейт 1мл гидроксида натрия NaOH.

2.Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекуляр-ные уравнения. Продолжите реакцию.

FeCl3 + NaOH =



____________________________________________________

_________________________________________________



3.Цвет осадка: ______________