Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | - инициация, определение объекта изучения - вхождение или погружение в тему (целеполагание), - формирование ожиданий обучающихся АМО «ЭПИГРАФ», «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ», «ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА» АДАПТИРОВАННЫЙ | 3 мин. | Цель 1 этапа «Эпиграф»: создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад, тему урока. Технология проведения: Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Жизнь нам сегодня готовит встречу с Парижем. Мысленно окунёмся в 1863 год. Париж, звучит французский шансон. Художественная жизнь в то время находилась под неусыпным надзором членов Академии художеств. Каждую весну в Парижском дворце промышленности открывались двери Салона – ежегодной выставки. Попасть туда – означало для художника получить официальное признание и, что немаловажно, возможность продавать свои произведения. Однако, при отборе картин для салона 1863 года, жюри отклонило две трети представленных работ. Узнав о многочисленных жалобах художников, Наполеон III распорядился организовать выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных». Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни». Предложите свои рассуждения, почему данный эпиграф подобран к теме урока «Живописцы счастья». При высказывании суждений учащимися, учитель кратко записывает их на оборотной стороне классной доски. Примечание: к данным записям все участники урока вернутся в конце урока и сделают вывод о правильности или ложности предположений. |
Фаза 2 «Работа над темой» | - интерактивная лекция (инпут), АМО «ИНСЕРТ» АДАПТИРОВАННЫЙ | 18 мин. | Учитель обращается к детям: Перед вами лежит лист с опорным конспектом по теме нашего урока. Поработайте с текстом в технике осмысленного чтения. После этого составьте схему «Импрессионизм» в тетради. Цель метода: Сообщение нового материала Необходимые материалы: листы с опорным конспектом. Предварительная подготовка: составить опорный конспект. Технология проведения: каждому учащемуся раздается опорный конспект для осмысленного чтения с постановкой знаков: известно, новое, хочу узнать. Обсуждение результатов, уточнение непонятных вопросов. Если ученики затрудняются с ответами, то помогает учитель. Примечание: Пример опорного конспекта: Импрессионизм (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма. В 1870–1880-е гг. формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредоточивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении, или угле зрения. Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не нарушали общественные проблемы, обходили и такие проблемы как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов. К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской. Новое течение отличалось от академической живописи, как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий— разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой: Голубой — Оранжевый Красный — Зелёный Жёлтый — Фиолетовый Таким образом, стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного. Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала. Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания, поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с "внутренним", а "внешним" светом, отражающимся от поверхности. Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от "Руанский собор" освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне "Стога сена", и "Парламент Лондона". В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя "независимым художником" и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре. Оценивание: результатом работы должна стать заполненная схема "Импрессионизм" в тетради. Пример схемы:  |