СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Живописцы счастья"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан с применением технологии АМО. 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Данный урок проводится в рамках изучения темы «Художественная культура конца XIX - XX вв». На момент изучения темы данного курса учащиеся знакомы со стилями и направлениями в искусстве, имеют навыки описания и определения художественного направления и стиля.

 Данный урок предназначен для развития уже имеющихся умений, обучения использованию имеющихся навыков определения особенностей художественного направления -  импрессионизма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Живописцы счастья"»

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО



Конспект АМО-урока


Организационная информация

Автор урока

Гилязова Елена Николаевна

Предмет

МХК

Класс, профиль класса/группа, количество человек

11, базовый уровень обучения

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


Живописцы счастья

Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)

Мировая художественная культура. От ХVII века до современности. Учебник. 11 класс. Г.И. Данилова.

http://litera.edu.ru/

http://ww ARTYX.ru: Всеобщая история искусств

http://www.impres.iionism.ai История изобразительного искусства

w.school.edu.ru/catalog.


Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Данный урок проводится в рамках изучения темы «Художественная культура конца XIX - XX вв». На момент изучения темы данного курса учащиеся знакомы со стилями и направлениями в искусстве, имеют навыки описания и определения художественного направления и стиля.

Данный урок предназначен для развития уже имеющихся умений, обучения использованию имеющихся навыков определения особенностей художественного направления - импрессионизма.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы


В классе 8 мальчиков и 10 девочек. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается.

Наличие положительных лидеров обеспечивает высокий уровень самоуправления: самостоятельность при планировании, организации работы в классе. Очень важно, что в классе есть ребята с высокой нравственностью, честностью («совесть класса»), они имеют большое значение для формирования общественного мнения в коллективе. Эту особенность лидеров можно использовать при организации групповой работы на уроке, соответственно при направляющей роли учителя.

Проведенное социометрическое исследование показало, что в классе нет «отверженных», у всех ребят существует свой круг общения. Мальчики и девочки общаются между собой, вместе готовятся и участвуют в конкурсах, соревнованиях.

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя», что дает возможность организации самостоятельной работы на уроке.

Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Поэтому при использовании АМО, где требуется разделение на группы или пары оптимальным будет создание конкретной ситуации выбора для сотрудничества, основанное симпатии ребят друг к другу.

Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Обучающиеся самокритичны в отношении своей деятельности и поведения. У некоторых наблюдается заниженная самооценка. Необходимо подбирать роли на уроке с учетом этой психологической особенности.

В коллективе воспитанников сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Свидетельством тому является ответст­венное отношение к учению. В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон, ребята активны, легко общаются друг с другом, самостоятельны, им характерен спортивный азарт, дух творчества. Хорошо развит артистизм, желание показать свои способности.

По особенностям репрезентативной системы в классе 3 аудиала, 5 визуалов, остальные кинестетики. У всех обучающихся наблюдается высокий познавательный потенциал и уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Для них необходимо подбирать задания интеллектуального содержания, требующие применения знаний в новой ситуации, проблемные и творческие задания.

Для двоих учеников свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Но показывают осознанность и системность знаний.


Цели урока/ занятия/ мероприятия


Познакомить учащихся с творческими принципами импрессио­нистов, с их стремлением раскрыть средствами живописи взаи­мосвязь человека и окружающей среды, показать красоту природы, научить людей ценить ее; обратить внимание учащихся на новую технику письма импрессионистов на примере работ Э. Ма­не, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.


Задачи урока/ занятия/ мероприятия


Образовательные: систематизировать и развить интерес к творчеству импрессионистов.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать по аналогии, выдвигать предположения).

Воспитательные: продолжить формирование мировоззрения старшеклассника, его характера, внешнего облика через соприкосновение с шедеврами мировой культуры; формировать умение работать в группе, признавать право каждого на свое мнение; обучать умению осознавать свою готовность или неготовность высказывать свою точку зрения; выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


Знание определение импрессионизма, отличительные особенности, представителей импрессионизма, их произведения.

Умения отличать картины импрессионистов от картин художников других течений, описывать картины по плану.

Приобретут личностные качества: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, убежденность в возможности познания искусства.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


Импрессионизм. Художники-импрессионисты: Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар.








Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия


Фаза урока

Этап урока

Продолжительность

этапа (минуты)

Подробное описание АМО


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- инициация, определение объекта изучения

- вхождение или погружение

в тему (целеполагание),

- формирование ожиданий обучающихся

АМО «ЭПИГРАФ», «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ», «ЛИКВИДАЦИЯ ЧИСТОГО ЛИСТА»

АДАПТИРОВАННЫЙ

3 мин.






Цель 1 этапа «Эпиграф»: создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад, тему урока.

Технология проведения:

Урок сегодня начнем не совсем традиционно.

Жизнь нам сегодня готовит встречу с Парижем. Мысленно окунёмся в 1863 год. Париж, звучит французский шансон. Художественная жизнь в то время находилась под неусыпным надзором членов Академии художеств. Каждую весну в Парижском дворце промышленности открывались двери Салона – ежегодной выставки. Попасть туда – означало для художника получить официальное признание и, что немаловажно, возможность продавать свои произведения. Однако, при отборе картин для салона 1863 года, жюри отклонило две трети представленных работ. Узнав о многочисленных жалобах художников, Наполеон III распорядился организовать выставку отвергнутых картин, названную «Салон отверженных».

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни».

Предложите свои рассуждения, почему данный эпиграф подобран к теме урока «Живописцы счастья».

При высказывании суждений учащимися, учитель кратко записывает их на оборотной стороне классной доски.

Примечание: к данным записям все участники урока вернутся в конце урока и сделают вывод о правильности или ложности предположений.


4 мин.

Цель 2 этапа «Дерево целей»: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.

Технология проведения: Учащимся предлагается работа в парах: сформулировать и написать на бумаге в форме листочка цель урока, исходя из темы и уже известного эпиграфа.

После этого учащиеся прикрепляют листочки к веткам дерева на доске. Окончание работы – озвучивание каждой парой своей цели (если цели одинаковые – то их не повторяют).

Предварительная подготовка: необходимо подготовить к уроку: листочки разного цвета, маркеры, магнитики (по 1 набору на парту), ствол дерева с голыми ветками (на доске рисуется до урока)


4 мин.

Цель 3 этапа «Ликвидация чистого листа»: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.

Технология проведения: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что я знаю об импрессионизме?»

Ребята озвучивают свои знания. После этого учитель подводит итог о уже имеющемся багаже знаний у учащихся.


Фаза 2 «Работа над темой»


- интерактивная лекция (инпут),

АМО «ИНСЕРТ»

АДАПТИРОВАННЫЙ

























18 мин.





Учитель обращается к детям:

Перед вами лежит лист с опорным конспектом по теме нашего урока. Поработайте с текстом в технике осмысленного чтения. После этого составьте схему «Импрессионизм» в тетради.

Цель метода: Сообщение нового материала

Необходимые материалы: листы с опорным конспектом.

Предварительная подготовка: составить опорный конспект.

Технология проведения: каждому учащемуся раздается опорный конспект для осмысленного чтения с постановкой знаков: известно, новое, хочу узнать.

Обсуждение результатов, уточнение непонятных вопросов. Если ученики затрудняются с ответами, то помогает учитель.


Примечание:

Пример опорного конспекта:

Импрессионизм (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.

Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись импрессионизма.

В 1870–1880-е гг. формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись.

Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредоточивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении, или угле зрения. Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено. Их картины представляли лишь позитивные стороны жизни, не нарушали общественные проблемы, обходили и такие проблемы как голод, болезни, смерть. Это привело позже к расколу среди самих импрессионистов.

К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались.

Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.

Новое течение отличалось от академической живописи, как в техническом, так и в идейном плане.

В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий— разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

Голубой — Оранжевый

Красный — Зелёный

Жёлтый — Фиолетовый

Таким образом, стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.

Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.

Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания, поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с "внутренним", а "внешним" светом, отражающимся от поверхности.

Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от "Руанский собор" освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне "Стога сена", и "Парламент Лондона".

В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя "независимым художником" и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.

Оценивание: результатом работы должна стать заполненная схема "Импрессионизм" в тетради.

Пример схемы:

Фаза 2 «Работа над темой»


проработка содержания темы

АМО «ЛОВИ ОШИБКУ»

АДАПТИРОВАННЫЙ


8 мин.


Цель метода: усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Технология проведения: На слайдах презентации демонстрируются картины импрессионистов, среди которых есть картины других художников.

Учащимся необходимо найти ошибочные.

Учитель получает обратную связь от учащихся, как они усвоили материал урока при первичном закреплении.

Необходимые материалы: презентация

Предварительная подготовка: составить презентацию с заданиями

Пример содержания заданий:

А Б


В Г

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)



- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

АМО «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»

«МИШЕНЬ»

АДАПТИРОВАННЫЙ







5 мин



Метод «Ключевые слова»

Цель метода: снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Необходимые материалы: нет

Предварительная подготовка: нет

Технология проведения: написать на доске ключевые слова опорного конспекта и ответить на вопрос: «Оказались ли ваши высказывания об импрессионизме верными?».

Учащиеся сравнивают записи о своих суждениях, написанные на доске при выполнении АМО «Эпиграф» и после работы с опорным конспектом.

Примерное содержание ответов учащихся:

Изображали жизнь, движение, рисовали на пленэре, размытые контуры, раздельный мазок, световые пятна, демократизм.

При необходимости учитель дополняет ответы учеников.

2 мин.

Игра «Мишень»

Цель метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. Оценить по пятибалльной шкале собственную учебную деятельность на уроке, свои достижения, своё эмоциональное самочувствие.

Необходимые материалы: Схема, детям до урока раздать магнитики на парты, которые они прикрепят на мишень.

Предварительная подготовка: Нарисовать схему мишени на доске

Технология проведения: На доске нарисована мишень с высказываниями по рефлексии урока. Учащиеся прикрепляют магниты к секторам, соответствующим оценке результата урока.


Фаза 4 Домашнее задание

Домашнее задание

1 мин.

Обращает внимание учеников на домашнее задание, записанное на доске (параграфы 23-24)

Творческое задание: «Синквейн» по теме «Импрессионизм».

Составить по схеме: 

•        Название темы – одно существительное 

•        Описание темы -  два прилагательных

•        Описание действия – три глагола

•        Отношение к теме – четыре слова

•        Суть темы – одно слово


Пример:

Импрессионизм

Демократичный, пленэрный.

Постичь, двигаться, светить, отразить

Валёрность, раздельный мазок, световые пятна,

Впечатление.


Именно импрессионизм положил начало и дал толчок абстрактному искусству. Отдельные элементы импрессионизма встречаем и в современной живописи. Урок хочется закончить словами Э. Мане «Вы, может быть, ещё не любите эту живопись, но вы её полюбите»


Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.


1.      Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.

2.      Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: учебное пособие для студентов вузов - М., 2001. – 656 с.

3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие./ Т.В. Ильина- М., 1999. – 547 с.

4. Андреев Л.А. Импрессионизм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Андреев. - М., 1998.- 284 с.

5. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века: учебное пособие / Н.В. Яворская. - М., 1989. – 343 с.

6. http://www.kulturologia.ru


3