СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Земля - кормилица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с различными видами почв и их соста-

вом, природоохранной деятельностью человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Земля - кормилица"»







План – конспект урока

по окружающему миру в 4 классе
«Земля – кормилица»























Цели урока: Познакомить учащихся с различными видами почв и их соста-

вом, природоохранной деятельностью человека.

Развивать познавательную активность, наблюдательность, уме-

ние сравнивать, высказывать свое мнение.

Воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение

к природе.

Оборудование: физическая карта России, коллекция полез-

ных ископаемых, образцы почв, материал для опытов, тест

« Наши подземные богатства».


Ход урока


Организационный момент


Сообщение темы и целей урока.

- В названии темы урока «... – кормилица» потерялось слово, найди-

те его, разгадав загадку.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу.

( Земля. )

На доске и в тетрадях тема : «Земля – кормилица».

- Нам сегодня предстоит выяснить , почему землю называют корми-

лицей, но об этом чуточку позже.


Проверка домашнего задания


Индивидуальная работа по карточкам

Опишите полезное ископаемое по плану:

а) Название;

б) Свойства;

в) Способ добычи;

г) Значение, применение.

Учащимся выдаются образцы полезных ископаемых.

Тест « Наши подземные богатства»

  1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...

а) археологи; б) геологи; в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся...

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) песок, глина, гранит;

в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...

а) известняк, ракушечник, гранит;

б) каменный уголь, антрацит, железную руду;

в) поваренную соль, жемчуг, гранит.

7. В карьерах добывают...

а) известняк, песок. глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...

а) алмаз, известняк, графит;

б) железная руда, поваренная соль. мел;

в) каменный уголь. антрацит, торф.


Работа с картой

- Найдите на карте месторождения угля, нефти, железной руды,

природного газа, торфа.

- Где добывают полезные ископаемые на территории Татарстана и какие?


Работа над новой темой

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кор-

милицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.

- Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Какого цвета почва?

- Давайте выясним, что входит в состав почвы.


Практическая работа

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появление пузырьков

говорит о наличие в почве воздуха.

Опыт 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву. На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

Опыт 3. Посмотрите, что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видны песчинки и глина.

Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Опыт 5. Несколько капель воды, в которую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а на стекле остался бе-

лый налёт. Это минеральные соли.

На доске составляется схема « Состав почвы»

ПОЧВА

воздух соли

вода гумус

песок глина


Физкультминутка


Потрудились- отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


- Как вы думаете , от чего зависит плодородие почвы?

- В природе существует большое число типов почв. Это зависит от

расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр .171 учебника. Изучением

почв занимаются - почвоведы. Сравните данные образцы почв.

Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

- Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие

почвы в нашем крае?

- Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили

на вопрос « Почему землю называют кормилицей?»

- Послушайте сказку о волшебной кладовой.

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Как зовется она? (Земля-кормилица). Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать.? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна око-

ло жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

- Что называют волшебной кладовой? Почему?

- Что издавна делает земля-матушка?

- Как можно назвать землю?

- Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она - наша кормилица- нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

Самостоятельная работа с текстом учебника.


Чтение статьи учебника на стр. 173-174.

- Что необходимо делать для защиты почвы?



Закрепление изученного


- Что называют почвой?

- Что входит в состав почвы?

- Как называется вещество повышающее плодородие почвы?

- Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?


Итог урока


Выставление оценок.


Домашнее задание


  1. Прочитать текст на стр.171-174

  2. Ответить на вопросы «Проверь себя».

  3. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.