СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Звуки Р и Рь. Буква Р на материале лексической темы:"Мой родной город" "

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нейропсихологический подход в коррекции семантической дислексии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Звуки Р и Рь. Буква Р на материале лексической темы:"Мой родной город" "»



Конспект

открытого интегрированного логопедического занятия

в подготовительной к школе группе






Тема: «Звуки [Р], [Р’]. Буква Р на материале лексической темы «Мой родной город».

В ракурсе рассмотрения теоретического вопроса «Нейропсихологический подход к профилактике оптической, семантической дисграфии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».













Учитель-логопед ГБДОУ г. Севастополя

«Детский сад № 124» Матушкина Л.В.








Севастополь 2017




Программное содержание:

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, фонематический синтез.

  • Совершенствовать навык звуко-буквенного, слогового  синтеза слов.

  • Формировать буквенный гнозис.

  • Совершенствовать навык осмысленного чтения слов, словосочетаний.

  • Совершенствовать умение образовывать от существительных качественные, относительные, притяжательные прилагательные суффиксальным способом.

  • Совершенствовать навык образования приставочных глаголов.

  • Обогащать, словарь антонимическими парами имен существительных.

  • Совершенствовать умение составлять последовательный целостный, содержательный рассказ, используя сложные предложные конструкции и простые полные распространенные предложения.

  • Автоматизировать звуки Р, Р’в самостоятельной речи.

  • Развивать память и внимание.

  • Развивать словесно-логическое мышление.

  • Развивать оптико-пространственную, сомато-пространственную ориентацию.

  • Развивать воображение

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, патриотизма

  • Формировать навык совместной работы.



Оборудование: 

проектор, ноутбук, макет «Бухты Севастополя», макет «Корабль» (флажковый семафор), карточка-схема составления констатирующего рассказа, флажки, звуковые карты-схемы, маршрутные листы, лазерные указки, стол для песочной терапии, кварцевый песок, макеты (памятник Екатерине II, Панорама, Туманный колокол, морской конек), карандаши, магнитная доска, изображения рыб Черного моря.





I Вводная часть

Вход. Приветствие. Сообщение темы «Путешествие по городу»

II часть

  • Ребус «Севастополь». Слоговой синтез из изученных ранее букв.

Загадка о городе. (В переводе с греческого название этого города означает достойный поклонения, героический город).

Логопед: Чтобы узнать по какому городу мы будем путешествовать, нужно разгадать ребус.

Из слогов-корабликов дети выкладывают слово Севастополь.



  • Изографы «Корабль»

Логопед: На чем отправимся в путь?

Почему я выбрала водный транспорт?

Дети: Наш город омывает море.

  • Речедвигательная игра «Вот оно какое море». Развитие общей, мелкой моторики, просодики. Формирование позитивного рабочего настроя.

Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

Чайками кричащее,

Чистое, соленое,

Теплое, рифленое.

С небом обнимается,

Солнцу улыбается.

Логопед: Побережье насчитываем множество бухт, более тридцати. Давайте вспомним названия некоторых из них.

  • Игра – пазл «Бухты Севастополя».

Дети берут части пазла с изображением предметной картинки, образуют прилагательные, находят место части пазла на общем макете.

- Север - Северная;

- Курица - Куриная (Инженерная);

- Граф - Графская;

- Корабль - Корабельная;

- Артиллерия - Артиллерийская;

- Стрелец - Стрелецкая;

- Круг – Круглая

- Херсонес – Херсонесская.

Логопед: Ребята, какие общие согласные звонкие звуки в названиях бухт?

Дети: Общие звуки в этих словах Р,Р’.

Логопед: Сегодня мы будем уделять особое внимание этим звукам.

Начнем мы наше путешествие с самой интересной, необыкновенной бухты Севастополя. Как вы думаете, о какой бухте я говорю?

Дети: Вы говорите о Балаклавской бухте.

Логопед: Чем же она интересна?

5. Констатирующий рассказ о Балаклавской бухте.

Дети составляют рассказ, опираясь на предметные картинки, объединяя свои высказывания общей темой : Балаклавская бухта – неповторима.



6. Игра «Покормите рыбок»

Логопед: В «Рыбьем гнезде» очень много рыбок, так и хочется с ними поиграть и покормить их.

Дети дифференцируют звуки Р, Р’, расставляя картинки с изображением рыбок (карась, ставрида, катран, скумбрия, сарган, дракон, ерш) возле зеленого и синего ведер соответственно. Работа с магнитной доской. Дети комментируют свои действия.

7. Игра «Рыбки потерялись».

Логопед: Ребята, рыбки так с нами разыгрались, что потерялись. Давайте поможем им найти свои «гнездышки».

Звуко-слоговой синтез четырех слов (катран, дракон, сарган, ставрида). Работа с одним словом происходит коллективно, к трем предметным картинкам дети подбирают звуковые схемы самостоятельно, на местах.

8. Динамическая пауза «Флажковый семафор».

Логопед : Ребята, с соседних кораблей пришло сообщение, давайте его прочтем и передадим другим кораблям.

Дети флажками повторяют движения моряков на фотографии, определяют буквы соответственно движениям, читают слово РИФЫ.

9. Игра «Фарватер».

Логопед: Нужно быть аккуратнее в пути. Лазерными указками удалите неправильно написанные буквы.

Дети указывают на неправильно написанные буквы на экране, они исчезают. Ориентиром служат правильно написанные буквы Р.



  • Игра «Полсловечка в тумане»

Логопед: Продолжаем наше путешествие. Опустился туман. Куда же мы направляемся?

Дети слышат звук КОЛОКОЛА. Чтение деформированных слов ГРЕКИ, ВЛАДИМИР, СОБОР.

Логопед: Вы догадались, где мы?

Дети: Мы в Херсонесе.

10 . Формирование предложений с опорой на ключевое слово.

Логопед: Каждый придумайте предложение со своим словом (Греки, Владимир, собор, Туманный колокол).

11. Игра «Маршрут движения»

Логопед: Рассеялся туман, мы благополучно прибыли в центр города. Дальше мы будем путешествовать пешком. А куда мы направляемся подскажет маршрутный лист. Дети называют приставочные глаголы (с корабля сходим, по Графской пристани проходим, памятник Нахимову обходим, дорогу по пешеходному переходу переходим, вдоль по улице Ленина проходим, к памятнику Екатерине II подходим). Дети определяют конечный пункт движения по силуэту памятника Екатерине II.

12. Игра « Наоборот» Составление антонимических пар.

Логопед: Еще Екатерину II называют Великой. Как вы считаете так можно сказать о человеке, который сделал много плохого или хорошего для людей? Давайте вспомним положительные качества личности не только присущие Екатерине Великой, но и другим хорошим людям. Я буду называть отрицательные качества, а вы – наоборот.

Злость – доброта,

глупость – мудрость,

скупость – щедрость,

лень – трудолюбие,

трусость – смелость.

13. Игра «Письмо рекрута».

Логопед: Возле памятника Екатерине II я нашла письмо, оно поможет узнать, куда мы идем дальше.

Дети на местах по схеме читают словосочетание Музей Панорама.

Дети: Это музей Панорама обороны Севастополя 1854 – 1855 годов.

Логопед: Войдя в Панораму, мы перенесемся из центра города, где стоит этот музей, в Нахимовский район, на Малахов курган.

14. Город на песке.

Логопед: Ребята, давайте вспомним какие достопримечательности нашего города мы сегодня посетили, выставим модели, посмотрим на карту города и найдем верную схему.

Дети подходят к карте города, смоделированной из кварцевого песка на столе для песочной терапии; выставляют модели достопримечательностей, которые мы посетили во время путешествия, анализируют расположение достопримечательностей, береговую линию. Дети выбирают из четырех предложенных схем одну верную.

Дети: Правильная схема расположена в левом верхнем углу.

III часть

Итог.

Логопед: Наш город может гордиться своими юными севастопольцами!!!

Что вам особенно понравилось, что вызвало трудности?