СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия «Коми народные игры».

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии учащиеся знакомятся, как в старину в Коми крае праздновали Масленицу, с весенними играми и забавами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия (1)»



Конспект внеурочного занятия «Коми народные игры. Игры-веснянки».



Автор: Кузнецова Ольга Тимофеевна, учитель коми языка

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №10», г.Инта

Класс: 5 «б» класс

Тема занятия: «Игры - веснянки».



Цель темы.


Знакомство с весенними играми и забавами. Создать учебно-коммуникативные ситуации для освоения нового материала.

Задачи:

Метопредметная –


Образовательные -







Развивающие –









Воспитательная-


Создать условия по отработке нового материала.

  • организовать ситуацию целеполагания.

  • актуализировать знания о культуре коми народа;

  • проанализировать, как игры помогают приобщаться к занятию физкультурой;

  • проконтролировать степень усвоения правил игры

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.



  • Способствовать развитию умения сопоставлять, выдвигать гипотезу.

  • формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку народным играм;

  • формировать устойчивый интерес к народной культуре;

  • воспитывать патриотизм, доброе отношений друг к другу и к окружающим.

  • воспитывать нравственно-эстетические чувства.

Личностные УУД –




Познавательные УУД-


Коммуникативные УУД-




Регулятивные УУД

Эмоционально «проживать» участие в играх; уметь оценивать себя по итогу занятия; мотивации к познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию , адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в процессе игры

- уметь искать информацию из дополнительных источников; уметь обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем по теме урока;

-учиться работать в группе, слушать собеседника;- уметь участвовать в диалоге с учащимися с последующей корректировкой (обсудить порядок работы, проблему)

- уметь удерживать цель деятельности до получения ее результата; видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Предметный результат

Познакомиться с весенними играми и забавами, уметь научить других играть.

Основные понятия

Понятия:

- масленица

- весенние игры и забавы

Межпредметные связи

Коми кыв, литературное чтение, окружающий мир, физкультура

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Тема: ««Игры - веснянки».»

наглядный и раздаточный материал, мультимедия(презинтация к уроку)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Виды деятельности на уроке:

1.Игровая деятельность.

2.Слушание и исполнение музыки

3.Музыкально-ритмические движения

4.Импровизация

Методы обучения:

словесные, наглядные, практический,













Технологическая карта внеурочного занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Мотивация

к деятельности.

Уч. – Здравствуйте, ребята! Очень рада встрече с вами. А какое у вас настроение?

- Я очень люблю играть. Назовите, пожалуйста, свои любимые игры.

- Догадались, какая будет тема сегодняшнего занятия?

- А какие? Представьте, что мы оказались в коми деревне и встретились с местными ребятишками?

А вот в какие именно игры будем играть сегодня, догадайтесь сами. Отгадайте загадку:

Без него плачем,

А как появится –

От него глаза прячем. (Солнце)

-Обоснуйте свою отгадку.

-Говорим о солнышке, о весне. Кто первым начинал звать, встречать весну? (Дети.) Как они это делали? (Стояли на холме, кликали весну. )

-Давайте вспомним, как мы весну кликали, солнышко ото сна пробуждали:

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

(Звукоподражание: гули – гули – гули - лиии!)

У коми народа тоже были свои заклички. Вот одна с обращением к солнцу.

«Шондi-бондi, лок татчö,

Кагаяс горзöны,

Пым пирöг бы сёйöны.

Мамныс на дыр оз лок.

Кынöмныс сюмалас»


(Солнышко красное, иди сюда,

Дети плачут,

Горячие пироги есть хотят.

Мама еще долго не придет,

Проголодаются)


Ответы детей.





- Игры.


-В коми народные игры.










Проговаривание заклички.

П: анализировать и обобщать информацию, делать выводы, оперируя полученными и имеющимися знаниями о предметах и его образе (куклы);

Л: формирование этических чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р: понимать задачу, решать задачу, выполнять предложенное действие;

К: внимательно слушать и воспринимать содержание текста; формулировать вопрос по тексту; выражать свои мысли полно и точно в соответствии с возрастом;

2.Актуализация знаний и разучивание игр.


- Ребята, каким праздником весну встречали, зиму провожали ?


- Что вы знаете о Масленице.

Ответы детей.

Это праздник Масленица.

Песни поют, блины пекут, зиму провожают, играют .




3.Постановка учебной проблемы и планирование действий.


А как коми народ издревле праздновал Масленицу? Какие игры предпочитали?

- Очень хочется поиграть, правда? Сможем?

- Значит, наша цель … – найти игры, научиться в них играть.

- Где найдем?

- Как дойдем до цели.


Ответы детей.




-Не знаем игр.





- Разделимся на команды. Каждая команда разучит с нами с вою игру. А одной команде познакомить вкратце, как коми народ издревле праздновал Масленицу



К: умение вести диалог с выслушиванием мнения участников и пониманием сути высказывания; активность работы в группе при обсуждении проблемы

Л.: прогнозирование предстоящей учебной деятельности по сбору нового знания об играх.

П.: умение выдвигать версию

Р: умение удержать учебную задачу в процессе коллективной поисковой работы;

самооценивание результатов труда;

4.«Открытие» детьми новых знаний.





Каждая команда получает книги, подборки с коми национальными играми, знакомятся с содержанием. Готовят игры для разучивания с другими группами.

Одна из групп, ознакомившись с текстом, составляет кластер «Как коми народ праздновал Масленицу»

(Приложения 1-5)

Разучивание новых игр.

Ответы детей.







Р: умение удержать учебную задачу в процессе коллективной поисковой работы;

самооценивание результатов труда;

К: активность работы в группе при обсуждении проблемы и поиске новой информации;

Ответственность за полученный результат поисковой работы;

П: умение работать с текстом: систематизировать информацию и выделять актуальную информацию в контексте урока;

Знание о народных традициях и обычаях;

Л: осознание необходимости сохранения народных традиций в формировании личного эмоционального отношения к культуре региона.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Каждая группа репетирует свое выступление и оценивают результаты выступлений.

Построение логического сообщения

К: внимательно слушать выступления; понимать содержание сообщения;

Л: оценивать качество сообщения;

Учиться дополнять сообщения с учетом полученного нового знания;

6. Практическое закрепление нового знания


–Приходи весна поскорее!

-Пришла пора узнать, как у коми праздновали Масленицу.



- Как весна идёт, вся земля гудёт!

Как весна пришла, вся земля расцвела!

Весна-весна! Красным – красна!

Ты погляди туда – сюда! А это что за голоса?

- Пришло время и нам испытать свою силу и ловкость в традиционных игровых забавах.

- А в какую игру поиграем?

- Давайте вспомним, что необходимо выполнять, чтобы игра прошла интересно?

Составим правила играющих:

1)выслушать правила игры;

2)строго следовать данным правилам;

3)во время игры помнить о русской пословице:

Доброе братство лучше богатства.

-А как вы это понимаете?


4)подведение итогов игры.




- Ну что ж, возьмите и вы пошумите, да быстро игру заведите.



Используя кластер, рассказывают о празднике.


-Правила игры.








Ответы детей.


Дети называют правила играющих.







т.е. не ссориться, уважать интересы всех играющих;



Команды по очереди знакомят с разученными играми.



К: внимательно слушать выступления других групп; понимать содержание сообщения; формулировка вопросов для выступающих;

Л: оценивать качество сообщения;

Учиться дополнять сообщения с учетом полученного нового знания;

3. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.


-Вам понравилось сегодня играть в игры - веснянки? Что нового узнали? Какая игра понравилась больше?

Оцените себя в играх, свое настроение: (поднять руку)

* Я могу других научить играть в коми игры, сам отлично играл, уважал игроков, получил удовольствие!

**Я узнал новые игры, хорошо играл, но в следующий раз буду внимательнее в игре!

***Я старался, но не все получалось.

Старинные игры веками живут.

В них сила и мудрость их любят и ждут.

Все игры нас учат честными быть

Добрыми быть, дружбу ценить.

- В память о нашей весенней встрече споём все вместе песню «Гöгыль по гöгыль»



















Дети поют песню.



Л: осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Оценка достигнутого результата обучения;

Бережного отношения к эмоциональному восприятию выступлениям своих товарищей;

Осознание личностной ценности изделия;

К: умение сопереживать и эмоционнально откликаться на раскрываемое внутреннее содержание выступления товарища;

Выявлять свои ошибки, признавать ошибки и учиться планировать результат их исправления на последующих проектах.



Приложение 1

-Правила игры «Пышкай» («Воробей»)

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Миян гажа сад йöрö

Локтіс пышкай да сьылö.

– Пышкай, пышкай, эн вуграв,

Коді нявöстас, тöдмав.



Прилетел к нам воробей

И запел как соловей.


После слов «И запел как соловей» все замолкают. Кто-нибудь говорит: «Мяу, мяу», – стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если водящий угадал правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить дальше.



ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ.

Нарты – это сани. Можно самостоятельно сделать небольшой макет, можно использовать детские санки, (картонные коробки). Прыгать можно на скорость, можно максимальное количество раз, пока не допустит ошибку.

Выявляется лучший прыгун.



Прложение 2

Игра «Солнце»

Правила игры:

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.



Метание тынзея на хорей.



Метание тынзея на хорей - это ловля оленей с помощью аркана. Можно привязать к веревке обруч, а вместо оленя взять стул, либо конус.

Надо, попасть обручем в цель (конус).

Выявляется самый меткий.



Приложение 3

Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)

У определенного игрока с помощью считалки платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

 Шапка-тотарка, закрыты,

Если хочешь, ищи,

Но только не поймаешь!

Или:

Ступу лови,

Пест лови,

А меня не лови!





КÖЧÖН ЧЕЧЧАЛÖМ. Прыжки по-заячьи

Прыжки тройные или пятерные на двух ногах.

Выявляется лучший прыгун.



Прложение 4

Игра – веснянка: «Золотые ворота». (Зарни дзирья»)

Двое берутся за руки и держат их так, чтобы образовались ворота. Дети становятся «паровозиком» друг за другом и начинают проходить через ворота.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А третий раз – не пропустим вас!

В этот момент ворота закрываются и ловят кого-то из играющих. Тот, кого поймали, сам присоединяется к воротам. Играют до момента, пока все не будут пойманы.



Метание валенка в цель.

Суть игры: играющий должен попасть валенком в цель.



ШАНДЫР-БАНДЫР

Для игры понадобится мяч. Количество игроков не ограничено. После определения водящего, начинается игра. Водящий, стоя в центре подбрасывает мяч и громко кричит -«Шандыр-бандыр ………… (имя любого игрока, например, Костя)». В это время все разбегаются в разные стороны, а игрок, чье имя крикнули, ловит мяч и говорит «СТОП». Участники останавливаются на местах. Водящий с места пытается осалить мячом любого игрока. Если он попадает, то осаленный игрок становится водящим и игра повторяется, если нет – то бегает за мячом и дальше пытается в кого-нибудь попасть.





Приложение 5

Масленичные праздники в Республике Коми во многом дублируют русскую Масленицу. Единственное место в Республике Коми, где праздник обрёл свои собственные черты − это праздник «Гажа валяй» в Сысольском районе, на юге Республике Коми.

В старину на празднике «Гажа валяй» не принято было сжигать чучело зимы, залезать на столб и печь блины.

По воспоминаниям старожилов, первый день праздника начинался с катания в повозках «кошевах» на лошадях с распеванием импровизационной песни «Гажа валяй». В старину, бывало, из деревни в деревню, по всему району ездили конные поезда. Согласно представлениям коми народа, во время езды на лошадях колокольчики своим чистым звоном отгоняют силы зла.

Валяние в снегу – непременное условие проводов зимы, одна из самых любимых масленичных забав и у коми, и у русских. Старожилы Сысольского района говорят, что в старину существовало поверье, что на Сысольской земле живёт хозяин лошадей Вöла Ай, и поэтому именно на Проводы зимы было принято красиво и богато украшать лошадь, чтобы порадовать «лошадиного хозяина. В образах лося и коня древние коми воспринимали символику солнца. Разъезжая на лошадях на празднике «Гажа валяй», человек тем самым словно соприкасался с тайной древней легенды о солнечном происхождении лошади.

Катание с гор – обязательное ритуальное масленичное действие и в русской, и в коми традиции. Коми катались на санях, на самодельных ледянках, на прялках. Вообще обычай скатывания с гор связан с первоначальным магическим смыслом – «катание на долгий и обильный лён».



Любители коми игр могли испытать свою силу и ловкость в традиционных игровых забавах .

По традиции праздничное действие на улице завершалось всеобщим исполнением песни «Гöгыль по гöгыль», во время которой зажигается лучина, соединяющая стихию солнца с землей. Праздничная площадь сопровождалась словами песни, которая издавна звучала накануне Великого Поста на Сысольской земле:

Гöгыль кö пö вöд, гöгыль ой

Шондыбанöй да

Шондыбанöй гогыльой да

Татшöм öмой гöгыльыс оллö да?



Круг же ведь ты, круг ой,

Солнцу подобный

Солнцеликий круг, да

Таким ли круг-то бывает?





Используемые источники:



1.М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие. М.:Мозаика-Синтез,2008.

2.Рассыхаев А.Н. Челядьлы коми ворсӧмъяс/ А.Н. Рассыхаев; Мин-во образования Респ..Коми, Коми респ. Ин-т развития образования.- 2-е изд. – Сыктывкар; КРИРО, 2015.

3.Интернетресурсы.

http://culturerk.narod.ru/naslediye/gazcha_valyay.html

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st066.shtml



Просвирнина Ольга Сергеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области