СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Закономерности в числах и фигурах"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия по теме"Закономерности в числах и фигурах" для учащихся 3-4 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Закономерности в числах и фигурах"»

Конспект внеурочного занятия

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Тема: «Закономерности в числах и фигурах»

Цель занятия: понимание сущности понятия «Закономерность».

Задачи занятия:

образовательные: понимание сущности понятия «Закономерность».

развивающие: развивать логические мыслительные операции – сравнение, классификацию, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.

воспитательные: формировать учебно-познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства.


Планируемые результаты занятия:

  • познавательные – выполнять сравнение для установления закономерностей;

  • регулятивные – прогнозировать предстоящую работу; оценивать познавательные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • коммуникативные - умение слушать и понимать других; умение работать в группах; владение диалогической и монологической речью.

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к познавательной деятельности.


Средства обучения (в т.ч. интернет-ресурсы): интерактивная доска, презентация.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Педагогическая деятельность учителя

Познавательная деятельность обучающихся

1. Вводная часть

-Здравствуйте, ребята!

-Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. 

Приветствуют учителя.

Клад - это богатство, деньги, золото.


2. Основная часть занятия

-Слово «закономерность» мы употребляем часто.

Что оно означает?

-Сегодня мы с вами рассмотрим закономерности в числах и фигурах.

-Необходимо узнать закономерность и вместо вопроса поставить нужное число.

-Молодцы, вы правильно выполнили задание. Также есть числовые ряды с закономерностями.

Числовые ряды с закономерностями – это такие ряды, в которых числа связаны между собой по определенному признаку.

-Найдите закономерность построения числовых рядов и продолжите числовой ряд: назвать два следующих числа.

1) 6, 9,12,15,   ?, ?

2) 31, 26, 21, 16, ?,  ?

3) 2, 4, 8, 16, ?, ?






Как  получается каждое следующее число?


- Давайте обозначим шаги, которые необходимо сделать для того, чтобы продолжить числовую закономерность.






Работа в группах (2 группы)

- Составьте самостоятельно в группах  одну закономерность в цифрах.

-Теперь поработаем с закономерностями в фигурах.

-Необходимо узнать закономерность и вместо вопроса поставить нужную фигуру.




-Составим алгоритм нахождения закономерности в рядах с фигурами.





Работа в группах (2 группы)

-По алгоритму составьте самостоятельно в группе свою закономерность.

Высказывают предположения


Закономерность – это последовательность по определённому правилу, порядку.




Рассуждают и приходят к выводу, что

-в «домике» сумма чисел в окнах равна сумме чисел в крыше и в двери.

 




- в «паровозе» сумма чисел в колесах равно числу в трубе.





-в «ступеньках» верхний кубик – разность нижних кубиков.











1) Каждое последующее число увеличивается на 3 единицы. (6+3=9, 9+3=12, 12+3=15, 15+3=18, 18+3=21)

2) Каждое последующее число уменьшается на 5 единиц. (31-5=26, 26-5=21, 21-5=16, 16-5=11, 11-5=6)

3) Каждое последующее число – это предыдущее число, увеличенное в 2 раза. (22=4, 42=8, 82=16, 162=32, 322=64)

Каждое следующее число получается при выполнении какого-то   арифметического действия.

Шаг 1: узнать разницу между двумя рядом стоящими числами.

Шаг 2: определить правило построения ряда.

Шаг 3: проверить это правило на другой паре чисел.

Шаг 4: используя это правило, определить следующее число в ряду.

Закономерности в числах и фигурах







В первой фигуре две вертикальный линии и одна горизонтальная. Во второй фигуре три вертикальные линии и две горизонтальные. В третьей фигуре четыре вертикальных линии и три горизонтальных. Закономерность заключается в том, что в каждой последующей фигуре линий на одну больше, чем в предыдущей. Соответственно, в четвертой фигуре будет пять вертикальных линий и четыре горизонтальные.

В первой фигуре 4 красных круга и 1 синий. Во второй фигуре 3 красных круга и 2 синих. В третьей фигуре 2 красных круга и 3 синих. Закономерность заключается в том, что в каждой последующей фигуре красных кругов становится на один больше, а синим на один меньше. Соответственно, в четвертой фигуре будет 1 красный круг и 4 синих.


Изображено 9 кругов разного цвета. Три столбца и три строки. В каждой строке есть белый, синий и красный круги. Также в каждом столбце есть белый, синий и красный круги. Они не повторяются. Значит, вместо знака ? будет стоять круг красного цвета, так как в столбце и строке нет круга данного цвета.


В таблице девять ячеек. Три столбца и три строки. В каждой строке и столбце есть ячейка с двумя, тремя и четырьмя кругами. Ячейки не повторяются. Во втором столбце есть ячейки с двумя и тремя кругами, значит, не хватает ячейки с четырьмя кругами. В третьем столбце есть ячейки с двумя и четырьмя кругами, значит, не хватает ячейки с тремя кругами.

Нахождение закономерности в рядах с фигурами:

1. Определить, из каких частей состоят фигуры.

2. Определить по каждой строчке, какие элементы изменяются.

3. Установить какой фигуры и элементов не хватает.

Работаю в группе

3. Заключительная часть

-Подведём итог занятия. Продолжите предложения.

  • Своей работой на занятии я …

  • Я научился …

  • Моё настроение …

Оценивают свою работу и настроение на занятии.