Вводный урок по русскому языку в 9 классе
(УМК Львовой С.И., Львова В.В.)
Тема урока: Русский литературный язык
Цели:
- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск новой информации, создание собственного высказывания на лингвистическую тему;
- подведение учащихся к пониманию принципов взаимоотношений между людьми разных национальностей, социальных групп;
- формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;
- воспитание любви к родному языку, порядочности, достойного поведения в сложной речевой ситуации.
Задачи для учащихся:
- выявить основные черты русского литературного языка;
- определить место и роль языка в жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственно-эстетического оценивания красоты русского литературного языка; развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного мнения, умения построения лингвистического высказывания.
Предметные:
- в познавательной сфере: выявление изобразительно-выразительных средств языка, владение лингвистической лексикой, различными формами творческой работы (кластер, синквейн);
- в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русского народа, развитие умения выразить свои мысли;
- в коммуникативной сфере: восприятие на слух лингвистических текстов, осмысление и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог;
- в эстетического сфере: понимание образной природы слова, формирование эстетического вкуса, понимание русского литературного языка в его эстетической функции.
Метапредметные:
- познавательные: расширение представления о русском литературном языке, формирова-ние умения критически мыслить;
- регулятивные: умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей;
- коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении в соответствии с коммуникативной речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе (паре); умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
Учебный материал урока: учебник С.И. Львовой «Русский язык. 9 класс», высказывания лингвистов о русском языке.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: работа с эпиграфом, составление кластера, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах, составление синквейна.
Тип урока по форме: диалогический.
Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский
Оборудование и наглядные пособия: лингвистические словари, ресурсы сети интернет.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации анализируемого результата.
Межпредметные связи: литература.
Ход урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока.
Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об основных видах деятельности учеников на уроке.
Этап 2. Подготовка школьников к восприятию нового материала:
Учитель: Понять тайны языка человек мечтал с незапамятных времен. Он размышлял над тем, что же представляет собой язык, как он устроен и чем отличается от других языков. Давайте вспомним основные функции русского языка. (Школьники вспоминают основные функции языка. Ожидаемые размышления учащихся: Ожидаемые рассуждения учащихся: Русский язык, кроме того, что считается одним из мировых языков, является ещё и средством межнационального общения. Будучи посредником между всеми языками народов нашей страны, он помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития Российской Федерации. Русский язык – государственный язык России, так как его используют в своей работе федеральные органы государственной власти, средства массовой информации. Кроме того, это национальный язык русского народа.)
Этап 3. Изучение нового материала.
Учитель: - А что означает термин «национальный язык»? Давайте обратимся к учебнику. (Учащиеся читают текст учебника о национальном языке).
- Текст прочитан. Что нового вы узнали о языке? (Ожидаемые размышления учащихся: Национальный язык включает литературный язык, диалекты (говоры), просторечие (речь недостаточно грамотных слоёв населения), жаргоны(речь отдельных профессиональных и социальных групп). Высшей формой национального языка является литературный язык).
- Пользуясь интернетом или толковым словарем сформулируйте и выпишите в тетрадь определение литературного языка. (Ожидаемые ответы учащихся: Литературный язык — исторически сложившаяся совокупность внутренне организованных языковых элементов и способов их использования, обработанная филологами, литераторами, общественными деятелями на базе национального языка и принимаемая носителями языка как нормативная. Русский литературный язык - такое средство речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим по-русски, а следовательно, и обязательно для всех носителей языка).
- А теперь обратите внимание на эпиграф к разделу учебника (высказывание известного учёного-лингвиста Л.В.Щербы о литературном языке). Какое впечатление он произвел на вас, какие чувства вызвал? Возникло ли желание обсудить? Чтобы понять, имеют ли эти слова отношение к уроку, необходимо определить проблему, которую автор предлагает глубоко осмыслить читателю; делая выводы, сформулировать авторскую и собственную точку зрения. (Беседа по заданным вопросам завершается рассуждениями о том, что «литературный язык – подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений»).
Ученик: (Класс слушает сообщение ученика, выполнившего индивидуальное задание об особых свойствах литературного языка) Литературному языку присущи особые свойства:
1) нормативность (довольно строго устанавливаемые отношения между знаками языка), наличие определенных норм (правил) словоупотребления, ударения, произношения и т.д., соблюдение которых имеет общеобразовательный характер и не зависит от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка; 2) обладание богатым лексическим фондом; 3) стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций; 4) приспособленность не только для обозначения всей суммы знаний, накопленной человечеством, но и для осуществления отвлеченного, логического мышления; 5) наличие функциональных стилей, т. е. разновидностей литературного языка, возникающих в зависимости от той или иной социальной ситуации общения (например, официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), стилистическое богатство, заключающееся в обилии функционально оправданных вариантных и синонимичных средств, что позволяет достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях; 6) сосредоточение и наилучшая организация в единую систему языковых элементов всех уровней языка: лексики, фразеологических единиц, звуков, грамматических форм и конструкций общенародного характера; все эти языковые элементы в течение многих десятилетий усилиями многих поколений писателей, публицистов, лингвистов, выдающихся деятелей науки, юриспруденции были отобраны из общенародного языка и обработанность. Сущность обработки языка – отбор и усовершенствование всего лучшего, что в нем есть: ясного, точного, красочного, звучного, выразительного; 7) наличие письменной и устной форм (соответственно два типа норм); 8) литературный язык является орудием духовной культуры и предназначается для разработки, развития и углубления не только художественной литературы, но научной, философской, религиозной и политической мысли.
Одним из главных признаков литературного языка является его нормированность, т. е. наличие норм. Языковая норма — это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что — нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Например, нельзя говорить коЛидор, следует — коРидор, нельзя произносить звОнит — только звонИт. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка. Нормы пронизывают все ярусы литературного языка.
Этап 4. Закрепление нового материала. Работа с учебником. Чтение лингвистического текста учебника о литературных нормах:
Учитель: – Перечислите основные виды норм русского литературного языка; приведите примеры.
- Спишите 1-е предложение последнего абзаца. В чем его смысл?
- Сделайте синтаксический разбор предложения (работа в парах с последующей
самопроверкой).
- Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича
Скворцова (Упр. 1)? Обоснуйте свою точку зрения.
- Вставьте пропущенные буквы в слова последнего абзаца, объясните орфограммы.
- Познакомьтесь со словариком цитат (2 часть учебника). В каком случае он может вам
пригодиться?
- Найдите в словарике изречение Андрея Матвеевича Пешковского, знаменитого учёного-филолога 20 века. (Упр.2). Какое отношение они имеют к теме урока? Спишите и объясните постановку знаков препинания.
- Прочитайте текст упр.3. и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка. Можно обратиться за помощью к интернету.
- с помощью словариков установите значение и происхождение слова ОНЛАЙН. Скажите, с какими онлайн-словарями вы работали.
- проведите синтаксический разбор 2-х последних предложений текста.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие мудрые мысли вы возьмете с собой? Попробуйте их сформулировать в идее синквейна. (Составление синквейна. (Ожидаемые творческие пятистишия:
Язык.
Драгоценный, ранимый.
Учит, объединяет, помогает.
Русский язык нуждается в защите.
Драгоценнейшее наследие.
Норма.
Языковая, образцовая.
Показывает, отражает, участвует.
Соблюдение норм языка обязательно.
Закономерный процесс).
Рефлексия. Сопоставление задач урока с их выполнением. Общая оценка работы класса, есть ли вопросы по теме урока, готовы ли к выполнению домашнего задания.
Этап 5. Домашнее задание. Упр.4. Создание устного высказывания. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания выдающегося русского лингвиста 20 века Льва Владимировича Щербы. Обоснуйте свою точку зрения.