СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Чайная традиция"3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

на данном занятии дети учатся проектировать, практически действовать. Углубляют свои знания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Чайная традиция"3 класс»

Внеклассное мероприятие

Подготовила и провела воспитатель начальных классов Волкова М.С. ГОУ ТО Киреевской школы для детей сирот.

Тема;

«Игра – путешествие «Чайная традиция»

Цель:

- Познакомить детей с историей и целебными свойствами чая , народной традицией чаепития.

-Научить правильно заваривать чай.

Задачи:

1 Воспитывающая:

прививать потребность здорового образа жизни , правильного питания, употребления чая , учитывая его целебные свойства.

Воспитывать и прививать навыки чайного этикета.

2 Развивающая :

развивать познавательные и творческие способности детей , закрепить умение работать над проектной задачей .

3 Формирующая :

формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития на Руси .

4 Познавательная :

вовлекать воспитанников в активный процесс поиска информации , разработки заданий при подготовке к мероприятию.

Форма проведения – игра – путешествие

Продолжительность :- 40 мин.

Предшествующая работа:

- поиск информации для сообщений ;

- разучивание сценки , распределение ролей;

- беседа о традициях;

- знакомство с чайной посудой ;

- заучивание стихов , поговорок;

- рассматривание коллекции самоваров.

- Дид. упр. «Комплименты»

Место проведения – избушка

Оборудование:

Компьютер

Музыка «Вместе весело шагать»

Чайная посуда

Презентация

Костюмы : русск.народные 2шт. , китайские 2шт. , для сценки

4 вида чая

Угощения : баранки , бублики, варенье ,мед , кренделя ,сахар

Глобус

Самовар

Скатерти , салфетки

Фото лекарственных трав

сообщения































































Ход занятия:

1 Приветствие: ( в кругу)- У нас сегодня гости .Поприветствуем гостей и друг друга.

Речевая разминка:

Здравствуйте ,гости!

Здравствуй , сосед!

Улыбнись мне в ответ

Я хочу , чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил!

2 Организационный момент: - Ребята , сегодня я хотела бы пригласить вас в небольшое путешествие. И для того , чтобы не утомиться в нашем путешествии мы все плохое оставим , а с собой возьмем только хорошее настроение и желание узнать что – то новенькое. Сделаем глубокий вдох носом и забудем вчерашние обиды и злобу , а выдохнем всю свежесть весеннего дня , тепло солнечных лучей!

- Готовы!

3 Сообщение темы занятия – Чтобы узнать цель нашего путешествия и куда мы отправимся , надо отгадать загадку.

Он горячий , ароматный

И на вкус весьма приятный

он недуги исцеляет

Силы новые дает

И друзей за стол зовет

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир. (чай )

эликсир – крепкий настой


- Вы наверно догадались , что речь пойдет об этом удивительном напитке.

И не спроста , ребята , я вас пригласила в гости , в эту уютную избушку, чтобы мы отдохнули и пообщались и вспомнили про традиции русские. Много старинных традиций было и есть на Руси.

- Какие традиции вы знаете? (слайд )

Но одна из самых замечательных - это чаепитие. А проводилась эта церемония в старинной русской избе под шумок самовара , велся согревающий душу и сердце разговор. Традиция чаепития сохранилась и до наших дней .

Вот об этой традиции мне и хотелось с вами поговорить.

И тема нашего занятия – «Чайная традиция»

Цель путешествия: (слайд )

-Что нового вы ожидаете узнать? На какие вопросы найти ответ?

(как выглядит чайное растение, узнать родину чая , чем полезен чай, побольше узнать о чайной традиции, научиться правильно заваривать этот вкусный и полезный напиток)

Обобщение: Очень интересные вопросы. Думаю , что в совместном действии , диалоге, нам удастся ответить на них.

И так в путь : ( звучит муз. «Вместе весело шагать» ) ( слайд )

По весне шагаем дружно,

Многое узнать нам нужно!

Мы шагаем не спеша,

Ведь весна так хороша!


Дети присаживаются : (слайд )

-И попали мы с вами в самую , что ни на есть настоящую «Чайную страну»

- Чай – это прекрасный , полезный напиток , пришедший к нам из далеких времен.

-Чай – хорошо утоляет жажду , снимает усталость , придает бодрость, поднимает настроение.

( слайд ) Как говориться в русской пословице :

«Попить чайку – разогнать тоску»

Как и хлеб , чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов.

(слайд ) Чай – это слово китайское. Писалось оно иероглифами и произносилось как «Тха» или «Цха» Позже стали говорить «Ча-е» , отсюда и произошло наше слово чай.( китайское слово «ча» означает «молодой листочек!»

Основная часть

- Прошло не мало времени , прежде чем человек смог по достоинству оценить этот божественный напиток.

( слайд ) Исконно русский чай , это лесные чаи , приготовленный из трав и ягод.

-Как вы думаете, какие травы и ягоды использовали для заваривания чая?

У нас работала группа исследователей , которые приготовили проекты – сообщения и сейчас они нам их представят.

( выходит девочка в русском костюме , рассказывает о лекарственных травах)

Сообщение : - А ведь изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья земляники , малины , цветы липы , зверобой , Иван – чай и др травы. Наши предки понимали толк в травяных чаях . еще они знали особые секреты и умели правильно заготавливать и высушивать разные растения. А еще грамотно заваривать. Главное достоинство его – полезен для организма .В этом чае много витаминов и он приятен на вкус. Особенно его приятно пить зимой , он согревает своим чудесным ароматом и напоминает лето. Эти травы собирают летом , засушивают и хранят в пакетиках.

-Чуть позже вы сможете его попробовать.

( слайд )Вывод: - вот посмотрите , какая чудесная выставка лесных ягод и трав , которые можно использовать для приготовления лесного чая.

(слайд ) Обратите внимание на это растение. В науке это растение именуется «камелией синенсис». Это обычный чайный куст , с обычными цветками , зато дает миру чудодейственный напиток.

-Действительно , впервые чай стали пить в Китае, (глобус ) , где он известен уже почти 5 . 000 лет назад.

(Девочка в китайском костюме )

- Я знаю , что Мадина хочет поведать нам одну легенду о происхождении чая .(слайд )

-Мы незаметно перемещаемся и попадаем в горные леса Южного Китая . родину чая.

(слайд ) О чем гласит прекрасная легенда , переносящая нас в далекое прошлое , в Древний Китай. «Однажды император сидел в тени дерева и ждал пока слуга вскипятит воду .В это время от внезапного порыва ветра в кипяток упало несколько листочков .Аромат очаровал императора , и он решил попробовать , каков на вкус получившийся отвар. Вкус и аромат получившегося напитка приятно удивил императора. Так начали пить чай при дворе императора.

Вывод: В течении нескольких столетий в Китае изучали лечебные св – ва чайного куста и свои знания передавали из уст в уста следующим поколениям.

-И еще одна из старинных легенд (слайд ) «Давным – давно , китайские пастухи заметили , что стоит нашим овцам пощипать листья одного вечно – зеленого растения . растущего в горах . как они начинали резвиться и легко взбираться на кручи. Решили испробовать чудодейственную силу этого растения на себе .Высушили его листья , заварили кипятком и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил..

Выращивание и изготовление чая в Китае стало секретом, чайные плантации скрывались и строго охранялись.

Вывод: В действительности чай стал национальным китайским напитком. Позже , культура чая попала из Китая ( на карте отметить) в Японию , затем в Индию, Индонезию , Монголию, Сибирь и в Среднюю Азию.

В Европе чайный куст впервые появился в оранжерейной культуре.

А сейчас узнаем , как чай завезли в Россию.,(девочка в русском костюме»

(слайд )

В Россию чай был завезен только в 17 веке из Китая .Когда посол Василий Старков , возвращался из Монголии на родину , в качестве подарка преподнес царю Алексею Михайловичу Романову – чудо –напиток , чай. Царскому дворцу очень понравился чайный напиток , который в короткое время из диковинного зелья стал любимым напитком населения.

(слайд ) В 1818 году в Крыму , в Никитском ботаническом саду впервые было посажено чайное дерево.

Вывод: В начале чай не имел большого успеха у Россиян и был очень дорогой , среди народа было мало информации о способах приготовления чайного напитка. И от этого случалось много смешных ситуаций.

- Вот как один слуга преподнес своему барину чайный напиток. ( слайд )

Сценка «Слуга и барин»

Слуга: Барин , чай готов . откушать извольте,

Поперчил, луком и петрушкой заправил.

Барин: Паршивец, душегуб, ты чем барина потчевать изволишь?

Отравить меня задумал? Отвечай?

Иди , и немедленно вылей эту стряпню, а я прилягу не надолго.


Слуга : Я долго думал , удивлялся

Чем же мог не угодить

А потом я догадался,

Что забыл я посолить.


Вывод: Много утекло воды с тех времен, когда люди не могли ощутить всей прелести прекрасного напитка с названием «чай»

  • - А знаете ли вы , что калорийность свежего чайного листа в 24 раза выше калорийности пшеничного хлеба.

  • -И еще , что чайный куст единственное растение , не подвержено болезням! Это растение само не болеет и другим не дает! (слайд )

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет

Если хворь с кем приключится.

Чаем можете лечиться!

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает

А в морозы согревает

Чай сонливость переборет

И с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг

Чай – здоровью лучший друг.

Вывод: Это не случайно , ведь чашка чая поднимает настроение, снимает усталость и в целом улучшает наше самочувствие.

  • А вы знаете , что Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых или глиняных чайниках. Чай пьют из таких чашек (слайд )

  • -Ребята , а давайте покажем , как мы умеем изображать чайную посуду.



Динамическая пауза «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный , как начальник.

(надуть живот, одна рука на поясе, другая в сторону)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки,

(присесть , одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни разобьются.

(покружиться , рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке

(потянуться , руки над головой в замочке)

Вот пластмассовый поднос ,

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг)

  • -Какая посуда нужна на чайную церемонию?

Практическая часть: (слайд )

-А теперь время подошло рассказать технологию заваривания чая.

-Кто из вас видел, как заваривают чай?

-А кто из вас знает , как это правильно делать?

-Замечательно, тогда вы мне будите помогать.

-Но сначала давайте напомним

«Правила техники безопасности при работе с горячей водой»

1Опасность в работе- ожог

2проверить крепкость ручек в емкости

3 брать горячую посуду с помощью прихваточки.

(слайд )

У нас будет работать 4 группы

1гр. – заваривает лесной чай

2 гр.- заваривает черный чай

3 гр. – заваривает зеленый чай

4 гр.- заваривает желтый чай (императорский , он самый дорогой)

Цвет чая зависит от сорта чая и технологии его сбора.

Каждая группа представляет свой чай (чем он хорош и полезен)

Исследование:

-рассмотреть свой чай - понюхать , потрогать

- выяснить , чем они похожи? (ароматные)

- чем отличаются ? (формой , цветом, запахом)

Заваривать будем вот в таких чайниках

  • Возьмем чистый заварной чайник , споласкиваем крутым кипятком , слегка обсушиваем.

  • Кладем в него чай , из расчета – 1 ч. Л. На стакан воды , заливаем кипятком , накрываем салфеткой и оставляем минут на 5.

  • В чайник можно положить кусочек сахара. Он поможет лучшему разворачиванию чаинок.

  • Когда чай настоится , его наливают в чашечки и разбавляют кипятком из чайника.

  • Правильно заваренный чай , образует на поверхности пену, которую ни в коем случае нельзя снимать.

Вывод : Пить чай рекомендуется только свежий

-Как гласит одна восточная мудрость: (слайд )

«Свежий чай подобен бальзаму , а чай , оставленный на ночь – подобен укусу змеи» (бальзам – целительное средство )

Чай пока заваривается , можно избу готовить к чайным посиделкам.

-А сейчас послушайте загадку – и если отгадаете, узнаете, что же является обязательным атрибутом русского чаепития.

Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый ,

В нем вода из родника,

Окружили его чашки

Сахар, пирожки и мед ,

Он как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальет. (самовар )

(слайд )

Для русского человека самовар был и есть не просто предмет домашней утвари.

Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом доме . И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе :

«Печка – матушка , самовар – батюшка»

-И расскажет нам про него _________________

В 18 веке в России изобрели самовар . Многие считают , что это случилось на Урале. Некоторые считают , что самовар появился в Туле , где и сейчас выпускают тульские самовары. Внутри самовара находилась труба , в нее засыпали сосновые шишки или древесный уголь .Раздували огонь и вода закипала. Сверху устанавливали заварной чайник. Самовары изготовляли из меди , латуни и даже из железа. Мастера делали их с фигурными кранами , затейливыми ручками, красивыми фестонами. А хозяева украшали их рушниками и баранками.

Вывод : Сейчас на смену старинным самоварам пришли элект.чайники .Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Подведение итога занятия:

Возвращаясь из нашего путешествия , по традиции хочу предложить вам собраться в кругу нашей дружной семьи за нашим уютным столом , пригласить наших гостей и пообщаться за кружечкой ароматного горячего чая.

Даю вам возможность немножко похозяйничать и приготовить стол к чаепитию по русской традиции с самоваром.

Игра «Кто быстрее и правильнее накроет стол»

(Дети делятся на две команды , готовят себе необходимую посуду , разные аксессуары )

Звучит легкая музыка.

За столом дети называют поговорки про чай ,

Загадывают загадки .