СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия для 5 класса "По морям, по волнам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающее занятие для пятиклассников, направленное на помощь в адаптации к обучению в средней школе

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для 5 класса "По морям, по волнам"»

МОУ ГИМНАЗИЯ №11


Коррекционно – развивающее занятие

из цикла «Я и МЫ»







ПОДГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ

КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

ПАНКРАТОВА Н.Г.

ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ

ГРУШКО Н.А.














ЕЛЕЦ


ФОРМА: психологическая игра


ТЕМА: «По морям, по волнам»


ЦЕЛЬ: диагностико – коррекционная деятельность классного воспитателя и психолога как путь формирования мотивационной сферы учащихся


ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать созданию условий для успешной адаптации 5-классников к новым социальным условиям обучения и общения.

  2. Формировать позитивное отношение школьников к процессу обучения посредством игровых акцентированных форм.

  3. Способствовать созданию условий для обеспечения благоприятных взаимоотношений между разными группами общения в школьном коллективе.

  4. Развивать у учащихся интерес к учебно-познавательной деятельности.

  5. Формировать способность к эмпатии, интерес к сотворчеству.


УЧАСТНИКИ:

Учащиеся 5-В класса (дети работают по группам)

Классный воспитатель,

Педагог – психолог


ОБОРУДОВАНИЕ:

Изображение корабля,

Памятка «Правила совместной работы»,

На столах мини-памятки «Правила совместной работы»

Чистые листы бумаги, тетради «Для классных часов»,

Трафареты «ключики»

Закладки «кораблики»,

Выставка детских рисунков «Морской пейзаж»,

Музыкальное сопровождение,

Эпиграф на доске,

Изображение моря (с помощью компьютера и проектора)


ВРЕМЯ: 40-45 минут.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.

  2. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001

  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995

  4. Школьный психолог (газета), 2000г., № 2













ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вступительная часть.

Звучит песня Г.Струве «Школьный корабль». Под музыку дети входят в зал и занимают свои места. Классный воспитатель приветствует детей, зачитывает эпиграф занятия.

«Сейчас наша вахта у школьной доски,

Так значит немного мы все моряки.

Нам жажда открытий знакома,

Дороги у нас далеки».

(слова из песни Г.Струве «Школьный корабль»)


Классный воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное плавание. Я думаю, вы согласитесь со мной, что знания, которые мы получаем в школе, столь же необъятны, как море, а сама школа – похожа на корабль, плывущий по этому морю. Поэтому мы отправимся в путешествие по «морю знаний» на «школьной бригантине». А наше занятие так и называется «По морям, по волнам!»

Распределяет роли между участниками: КВ – капитан, психолог – помощник капитана, дети – юные моряки (юнги).

- Каждая ваша группа – это вахта, которая будет выполнять определенные задания. В каждой вахте есть дежурные, которые оказывают помощь капитану. В ваших вахтах ими будут: Аня, Ирина и Аня.

Но моряки на корабле должны где-то жить. Как называются помещения, где моряки отдыхают?

(ответы детей)

- Правильно, это каюты. Давайте сейчас сформируем нашу команду и разместим ее по каютам.


Инструкция: возьмите каждый себе один кружок. На нем вам надо нарисовать себя (свое лицо), подписать его и прикрепить на нашу бригантину (нарисованный корабль)


- Итак, команда готова к плаванию, все на своих местах!

- Перед вами макет парусника, на котором мы отправляемся в путешествие по «морю знаний» в мир неизведанного. Парусник – это модель нашего класса.

- Ребята, но может ли наш корабль двигаться быстро? Почему?

(У него только один парус, не хватает еще двух).

- Да, на нашем корабле только один парус и он имеет название «5 «В» класс». Это значит, что наш класс уже находится на борту корабля. Наш парусник уже движется по «морю знаний». Пока медленно, с трудом продвигается вперед, но на месте не стоит. А старт наш корабль получил 1 сентября. Вспомните наш первый урок – урок Знаний, когда взошли первые ростки нашей дружбы. А теперь прошло уже много времени, вы подружились, многому научились.

И вот сегодня мы приготовим наш корабль к долгому плаванию по «морю знаний». Без парусов мы не сможем быстро плыть. Каждый парус на нашем корабле будет обозначать какое-нибудь важное качество, необходимое нам в учебе.

Чтобы плавание было успешным, надо с честью пройти определенные испытания, проявить смекалку, взаимопонимание и способность выручить друга в трудную минуту.

А еще вам необходимо соблюдать определенные правила совместной работы. Давайте их вспомним и попробуем придерживаться их во время нашего путешествия.


  1. Знакомство с памяткой «Правила как работать вместе и не ссориться» (см. Приложение)


- Теперь мы вами готовы к путешествию, а впереди нас ждут дальние страны и неведомые земли. Итак, полный вперед!

(звучит один куплет песни «Школьный корабль», на доску проецируются фотографии морских пейзажей (слайд шоу), изображение останавливается на одном пейзаже).


  1. Игра «Необитаемый остров».

Цель: подчеркнуть значимость учебных предметов, повысить мотивацию учения.

КВ: - На пути у нас встал остров. Любознательность заставила нас замедлить ход и высадиться на остров. И вот, настало время романтики, воображения и действия. Появилась прекрасная возможность помечтать…

(звучит шум морского прибоя)

- Окажись вы на самом деле, на необитаемом острове одни, что бы вы стали делать, как бы старались выжить?

(Ответы детей)

- А какие школьные знания могли бы вам помочь на острове? (Ответы детей)

- Сейчас вы должны подумать и назвать как можно больше вариантов использования школьных знаний по указанным в карточках предметам.

Музыка

математика


Физкультура

природоведение

Труд

история





Время работы – 1,5-2 мин.


(Дети называют придуманные варианты использования школьных знаний на необитаемом острове)


- Какие вы молодцы! Как замечательно вы нашли выход из сложной ситуации и оригинально применили полученные на уроках знания.

- И действительно, верно поется в одной песне:

«Если б не было школ,

До чего человек бы дошел?

До чего б человек докатился?

В дикаря бы опять превратился».

Можно с уверенностью сказать, что вы в дикарей не превратитесь.

Видите, ребята, как важно изучать все школьные предметы. Вы убедились, что все чему вы научитесь в школе, пригодится вам в дальнейшей жизни, в будущем.


-Ну, что, с первым испытанием вы справились, и я думаю, настало время поднять второй парус. Я предлагаю вам назвать его «Парусом Знаний»


КВ вызывает одного юнгу для поднятия паруса (звучит песня «Школьные годы»).


  1. КВ: - Да, в плавании надо быть предельно внимательными. Впереди могут быть кораллы, рифы, подводные скалы, и чья-то невнимательность может быть причиной непоправимого. Но и в школе, вы знаете, внимание – это одно из главных условий успеха. Давайте потренируем ваше внимание и проверим, у кого оно лучше.


Игра «Выполните, пожалуйста» (проводит классный воспитатель).

Цель: развитие внимания учащихся.

Инструкция: ведущий показывает и просит повторить то или иное действие, а участники выполняют просьбу только в том случае, если ведущий произносит слово «Пожалуйста!»

- Поднимите правую руку, пожалуйста,

- Опустите руку (дети не выполняют)

- Опустите руку, пожалуйста!

- Встаньте, пожалуйста!

- Подпрыгните!

- Сядьте, пожалуйста!

- Посмотрите, пожалуйста, в окно!

- Посмотрите на своего соседа!

- Топните ногой, пожалуйста!

- Улыбнитесь друг другу,

- Три раза хлопните в ладони, пожалуйста!

- Поднимите руки вверх.

- Поднимите руку, пожалуйста,

- Погладьте себя по голове, пожалуйста!

- И, пожалуйста, скажите себе: «Умница! Умница!»

Идет игра.


- Молодцы! Вы все были очень внимательны и ни разу не ошиблись.

Ребята, а если быть невнимательными, то какие трудности могут быть в школе?

(Ответы детей)


- Чтобы быть внимательными, надо воспитывать в себе силу воли, выполнять советы учителей, читать книги, выбрать какое-то творческое дело по душе.


Вот вы выполняли рисунки (выставка рисунков). Правда, красиво? Эти работы требуют очень много труда, старательности, внимания, усидчивости и, конечно, хорошего воображения.


  1. Упражнение «Неоконченные предложения».

Психолог: - У вас есть возможность раскрыть другие свои творческие способности. Вам надо написать мини-сочинение из 3-х предложений по данным опорам (см. приложение).

Инструкция: Из каждой пары предложений вы выбираете только одно и продолжаете его, заканчиваете мысль. Работаем на чистых листах бумаги (время 2-3 минуты).


Звучит инструментальная музыка. По желанию дети зачитывают свои работы.

После прочтения работ, на экране опять проецируется изображение морских пейзажей (слайд шоу).

На фоне изображения психолог:

- Да, надежда это то, что не дает нам сбиться в пути, не дает впасть в отчаяние и уныние. Надежда – это спасительный свет среди общей тьмы.

(Слайд останавливается)

  1. – Что ж, настало время поднять третий парус на нашем корабле. Как вы думаете, какое название он будет иметь?

Надежда»)

Психолог вызывает юнгу для поднятия паруса.


  1. КВ: - Вот и готов наш парусник в дальнее плавание. А теперь проверим, насколько каждый из вас готов к дальнему путешествию. Пройдем очередное испытание.


Тест – игра «Кораблик самостоятельности».

Цель: выявление причин учебных неудач, формирование навыков самоанализа.

- Для этого вам потребуются рисунки морского пейзажа, которые вы рисовали на предыдущем занятии.


Инструкция: «Сейчас мы с вами нарисуем кораблик. Но рисовать его не так просто. Я буду называть по очереди некоторые умения, которые вы должны уметь выполнять самостоятельно, без помощи взрослых, и если вы обладаете им, то вы имеете право нарисовать один штрих или одну линию в корабле. Если вы не можете самостоятельно выполнять названное умение, то пропускаете этот штрих. Около каждой линии ставите номер умения» (см. приложение).


Опрос детей: - У кого получились полные кораблики? У кого не полные?


КВ: - Не расстраивайтесь, если у вас получился не полный кораблик. Это значит, что вам еще предстоит многому научиться. А сейчас откройте свои тетради для классных часов. В них вы писали список умений, которыми должен обладать ученик 5 класса. Еще раз прочтите его и обведите кружком номер того умения, которое вам еще надо развивать. И я уверена, что вскоре вы все будете обладать этими умениями, и научитесь гораздо большему.


  1. Метод социометрического исследования .

Психолог: - На ваших корабликах есть каюты. Каюта – это ваша комнатка на корабле. У каждого из вас есть ключик от нее. Возьмите его в руки (дети берут трафареты ключей). В долгом путешествии нам потребуются не только знания и умения. Большую поддержку нам оказывают наши родные, близкие люди. Это могут быть и одноклассники, и учителя, и родители. На обратной стороне ключика напишите имена тех людей, которым вы дали бы свой ключик от каюты, которых вы всегда будете рады видеть рядом с собой. Имен должно быть не больше 3-4

(звучит музыка).

- А теперь я предлагаю вам прикрепить эти ключики к своему кораблю на уголок рисунка.

(Проецируемое изображение моря. Крик чаек, шум моря.)


  1. КВ: - А мы держим курс в «Море наших надежд»

Коллективная работа оригами.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, создание положительного эмоционального настроя на будущее, на преодоление трудностей.


КВ: - Издавна у путешественников существует традиция воплощать свои мечты в вещественные образы, в письменные послания в будущее. Давайте и мы сегодня, следуя это традиции, сложим кораблик из тех листов бумаги, на которых вы написали прекрасные сочинения, рассказали о своей надежде.

(Работа идет под музыкальное сопровождение).

КВ: - Какие прекрасные кораблики у вас получились! Поднимите их на ладонях вверх, покажите всем! Это – ваши мечты и надежды! Пройдет время, и мы с вами еще раз вернемся к этим корабликам, когда вы будете заканчивать школу. Мы вспомним о том, что вы писали и посмотрим, сбылись ли ваши надежды, ваши мечты!

- А сейчас давайте отправим наши кораблики в плавание по «Морю наших надежд».


Под музыку «Маленькая страна» дети прикрепляют свои кораблики к морскому пейзажу.


  1. Заключение.


КВ делает вывод по занятию.

- Итак, сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие по «морю знаний».

Давайте подумаем, чему мы с вами сегодня научились? Что важного поняли?

Вы еще раз смогли убедиться в необходимости развития внимания, творческих умений, в важности школьных знаний. А так же в необходимости быть дружным, сплоченным коллективом. Ведь вместе мы справимся даже с самым трудным делом! И пусть паруснику под названием «5-В класс» всегда сопутствует удача.

А «школьный корабль» продолжает свое плавание по «морю знаний». Наше занятие закончилось, но плавание наше на этом не закачивается, мы продолжаем бороздить «море знаний», получать новые знания, овладевать умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе.

Спасибо за хорошую работу, и на память я хочу подарить вам маленькие кораблики в виде закладки, на обратной стороне которых помещены «Правила как работать вместе и не ссориться».











ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Правила совместной работы.

  • Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

  • После того, как выскажешь свою мысль, спроси остальных: «Вы согласны?», «А как вы думаете?»

  • Если тебе что-то не понятно, обязательно переспроси, постарайся понять. Это очень важно!

  • Вместе мы справимся даже с самым трудным делом!



  1. Метод неоконченного предложения: 7.

    1. Я мог бы быть счастлив, если бы…

Я всегда хотел бы…

2) Надеюсь на то, что…

Больше всего я хотел бы…

  1. Наступит день, когда…

Когда я буду взрослым…

  1. Тест «Кораблик самостоятельности» 5. 6.

Я умею сам:

1) Вставать утром в школу без напоминания родителей.

2) Сам собирать портфель. 3.

3) Делать домашнее задание без напоминания родителей.

4) Записывать всегда домашнее задание в дневник 4. 2.

5) Аккуратно писать в тетрадях

6) Не опаздывать на урок с перемены 1.

7) Не выкрикивать с места во время урока

8) Следить за своим внешним видом

9) Содержать в порядке книжки и тетрадки

10) Мыть за собой посуду


  1. «Кораблик надежды» - детские работы

оригами.



















7