МОУ ГИМНАЗИЯ №11
Коррекционно – развивающее занятие
из цикла «Я и МЫ»
ПОДГОТОВИЛИ И ПРОВЕЛИ
КЛАССНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
ПАНКРАТОВА Н.Г.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ
ГРУШКО Н.А.
ЕЛЕЦ
ФОРМА: психологическая игра
ТЕМА: «По морям, по волнам»
ЦЕЛЬ: диагностико – коррекционная деятельность классного воспитателя и психолога как путь формирования мотивационной сферы учащихся
ЗАДАЧИ:
Способствовать созданию условий для успешной адаптации 5-классников к новым социальным условиям обучения и общения.
Формировать позитивное отношение школьников к процессу обучения посредством игровых акцентированных форм.
Способствовать созданию условий для обеспечения благоприятных взаимоотношений между разными группами общения в школьном коллективе.
Развивать у учащихся интерес к учебно-познавательной деятельности.
Формировать способность к эмпатии, интерес к сотворчеству.
УЧАСТНИКИ:
Учащиеся 5-В класса (дети работают по группам)
Классный воспитатель,
Педагог – психолог
ОБОРУДОВАНИЕ:
Изображение корабля,
Памятка «Правила совместной работы»,
На столах мини-памятки «Правила совместной работы»
Чистые листы бумаги, тетради «Для классных часов»,
Трафареты «ключики»
Закладки «кораблики»,
Выставка детских рисунков «Морской пейзаж»,
Музыкальное сопровождение,
Эпиграф на доске,
Изображение моря (с помощью компьютера и проектора)
ВРЕМЯ: 40-45 минут.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995
Школьный психолог (газета), 2000г., № 2
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вступительная часть.
Звучит песня Г.Струве «Школьный корабль». Под музыку дети входят в зал и занимают свои места. Классный воспитатель приветствует детей, зачитывает эпиграф занятия.
«Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит немного мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки».
(слова из песни Г.Струве «Школьный корабль»)
Классный воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное плавание. Я думаю, вы согласитесь со мной, что знания, которые мы получаем в школе, столь же необъятны, как море, а сама школа – похожа на корабль, плывущий по этому морю. Поэтому мы отправимся в путешествие по «морю знаний» на «школьной бригантине». А наше занятие так и называется «По морям, по волнам!»
Распределяет роли между участниками: КВ – капитан, психолог – помощник капитана, дети – юные моряки (юнги).
- Каждая ваша группа – это вахта, которая будет выполнять определенные задания. В каждой вахте есть дежурные, которые оказывают помощь капитану. В ваших вахтах ими будут: Аня, Ирина и Аня.
Но моряки на корабле должны где-то жить. Как называются помещения, где моряки отдыхают?
(ответы детей)
- Правильно, это каюты. Давайте сейчас сформируем нашу команду и разместим ее по каютам.
Инструкция: возьмите каждый себе один кружок. На нем вам надо нарисовать себя (свое лицо), подписать его и прикрепить на нашу бригантину (нарисованный корабль)
- Итак, команда готова к плаванию, все на своих местах!
- Перед вами макет парусника, на котором мы отправляемся в путешествие по «морю знаний» в мир неизведанного. Парусник – это модель нашего класса.
- Ребята, но может ли наш корабль двигаться быстро? Почему?
(У него только один парус, не хватает еще двух).
- Да, на нашем корабле только один парус и он имеет название «5 «В» класс». Это значит, что наш класс уже находится на борту корабля. Наш парусник уже движется по «морю знаний». Пока медленно, с трудом продвигается вперед, но на месте не стоит. А старт наш корабль получил 1 сентября. Вспомните наш первый урок – урок Знаний, когда взошли первые ростки нашей дружбы. А теперь прошло уже много времени, вы подружились, многому научились.
И вот сегодня мы приготовим наш корабль к долгому плаванию по «морю знаний». Без парусов мы не сможем быстро плыть. Каждый парус на нашем корабле будет обозначать какое-нибудь важное качество, необходимое нам в учебе.
Чтобы плавание было успешным, надо с честью пройти определенные испытания, проявить смекалку, взаимопонимание и способность выручить друга в трудную минуту.
А еще вам необходимо соблюдать определенные правила совместной работы. Давайте их вспомним и попробуем придерживаться их во время нашего путешествия.
Знакомство с памяткой «Правила как работать вместе и не ссориться» (см. Приложение)
- Теперь мы вами готовы к путешествию, а впереди нас ждут дальние страны и неведомые земли. Итак, полный вперед!
(звучит один куплет песни «Школьный корабль», на доску проецируются фотографии морских пейзажей (слайд шоу), изображение останавливается на одном пейзаже).
Игра «Необитаемый остров».
Цель: подчеркнуть значимость учебных предметов, повысить мотивацию учения.
КВ: - На пути у нас встал остров. Любознательность заставила нас замедлить ход и высадиться на остров. И вот, настало время романтики, воображения и действия. Появилась прекрасная возможность помечтать…
(звучит шум морского прибоя)
- Окажись вы на самом деле, на необитаемом острове одни, что бы вы стали делать, как бы старались выжить?
(Ответы детей)
- А какие школьные знания могли бы вам помочь на острове? (Ответы детей)
- Сейчас вы должны подумать и назвать как можно больше вариантов использования школьных знаний по указанным в карточках предметам.
Музыка
математика
Физкультура
природоведение
Труд
история
Время работы – 1,5-2 мин.
(Дети называют придуманные варианты использования школьных знаний на необитаемом острове)
- Какие вы молодцы! Как замечательно вы нашли выход из сложной ситуации и оригинально применили полученные на уроках знания.
- И действительно, верно поется в одной песне:
«Если б не было школ,
До чего человек бы дошел?
До чего б человек докатился?
В дикаря бы опять превратился».
Можно с уверенностью сказать, что вы в дикарей не превратитесь.
Видите, ребята, как важно изучать все школьные предметы. Вы убедились, что все чему вы научитесь в школе, пригодится вам в дальнейшей жизни, в будущем.
-Ну, что, с первым испытанием вы справились, и я думаю, настало время поднять второй парус. Я предлагаю вам назвать его «Парусом Знаний»
КВ вызывает одного юнгу для поднятия паруса (звучит песня «Школьные годы»).
КВ: - Да, в плавании надо быть предельно внимательными. Впереди могут быть кораллы, рифы, подводные скалы, и чья-то невнимательность может быть причиной непоправимого. Но и в школе, вы знаете, внимание – это одно из главных условий успеха. Давайте потренируем ваше внимание и проверим, у кого оно лучше.
Игра «Выполните, пожалуйста» (проводит классный воспитатель).
Цель: развитие внимания учащихся.
Инструкция: ведущий показывает и просит повторить то или иное действие, а участники выполняют просьбу только в том случае, если ведущий произносит слово «Пожалуйста!»
- Поднимите правую руку, пожалуйста,
- Опустите руку (дети не выполняют)
- Опустите руку, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста!
- Подпрыгните!
- Сядьте, пожалуйста!
- Посмотрите, пожалуйста, в окно!
- Посмотрите на своего соседа!
- Топните ногой, пожалуйста!
- Улыбнитесь друг другу,
- Три раза хлопните в ладони, пожалуйста!
- Поднимите руки вверх.
- Поднимите руку, пожалуйста,
- Погладьте себя по голове, пожалуйста!
- И, пожалуйста, скажите себе: «Умница! Умница!»
Идет игра.
- Молодцы! Вы все были очень внимательны и ни разу не ошиблись.
Ребята, а если быть невнимательными, то какие трудности могут быть в школе?
(Ответы детей)
- Чтобы быть внимательными, надо воспитывать в себе силу воли, выполнять советы учителей, читать книги, выбрать какое-то творческое дело по душе.
Вот вы выполняли рисунки (выставка рисунков). Правда, красиво? Эти работы требуют очень много труда, старательности, внимания, усидчивости и, конечно, хорошего воображения.
Упражнение «Неоконченные предложения».
Психолог: - У вас есть возможность раскрыть другие свои творческие способности. Вам надо написать мини-сочинение из 3-х предложений по данным опорам (см. приложение).
Инструкция: Из каждой пары предложений вы выбираете только одно и продолжаете его, заканчиваете мысль. Работаем на чистых листах бумаги (время 2-3 минуты).
Звучит инструментальная музыка. По желанию дети зачитывают свои работы.
После прочтения работ, на экране опять проецируется изображение морских пейзажей (слайд шоу).
На фоне изображения психолог:
- Да, надежда это то, что не дает нам сбиться в пути, не дает впасть в отчаяние и уныние. Надежда – это спасительный свет среди общей тьмы.
(Слайд останавливается)
– Что ж, настало время поднять третий парус на нашем корабле. Как вы думаете, какое название он будет иметь?
(«Надежда»)
Психолог вызывает юнгу для поднятия паруса.
КВ: - Вот и готов наш парусник в дальнее плавание. А теперь проверим, насколько каждый из вас готов к дальнему путешествию. Пройдем очередное испытание.
Тест – игра «Кораблик самостоятельности».
Цель: выявление причин учебных неудач, формирование навыков самоанализа.
- Для этого вам потребуются рисунки морского пейзажа, которые вы рисовали на предыдущем занятии.
Инструкция: «Сейчас мы с вами нарисуем кораблик. Но рисовать его не так просто. Я буду называть по очереди некоторые умения, которые вы должны уметь выполнять самостоятельно, без помощи взрослых, и если вы обладаете им, то вы имеете право нарисовать один штрих или одну линию в корабле. Если вы не можете самостоятельно выполнять названное умение, то пропускаете этот штрих. Около каждой линии ставите номер умения» (см. приложение).
Опрос детей: - У кого получились полные кораблики? У кого не полные?
КВ: - Не расстраивайтесь, если у вас получился не полный кораблик. Это значит, что вам еще предстоит многому научиться. А сейчас откройте свои тетради для классных часов. В них вы писали список умений, которыми должен обладать ученик 5 класса. Еще раз прочтите его и обведите кружком номер того умения, которое вам еще надо развивать. И я уверена, что вскоре вы все будете обладать этими умениями, и научитесь гораздо большему.
Метод социометрического исследования .
Психолог: - На ваших корабликах есть каюты. Каюта – это ваша комнатка на корабле. У каждого из вас есть ключик от нее. Возьмите его в руки (дети берут трафареты ключей). В долгом путешествии нам потребуются не только знания и умения. Большую поддержку нам оказывают наши родные, близкие люди. Это могут быть и одноклассники, и учителя, и родители. На обратной стороне ключика напишите имена тех людей, которым вы дали бы свой ключик от каюты, которых вы всегда будете рады видеть рядом с собой. Имен должно быть не больше 3-4
(звучит музыка).
- А теперь я предлагаю вам прикрепить эти ключики к своему кораблю на уголок рисунка.
(Проецируемое изображение моря. Крик чаек, шум моря.)
КВ: - А мы держим курс в «Море наших надежд»
Коллективная работа оригами.
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, создание положительного эмоционального настроя на будущее, на преодоление трудностей.
КВ: - Издавна у путешественников существует традиция воплощать свои мечты в вещественные образы, в письменные послания в будущее. Давайте и мы сегодня, следуя это традиции, сложим кораблик из тех листов бумаги, на которых вы написали прекрасные сочинения, рассказали о своей надежде.
(Работа идет под музыкальное сопровождение).
КВ: - Какие прекрасные кораблики у вас получились! Поднимите их на ладонях вверх, покажите всем! Это – ваши мечты и надежды! Пройдет время, и мы с вами еще раз вернемся к этим корабликам, когда вы будете заканчивать школу. Мы вспомним о том, что вы писали и посмотрим, сбылись ли ваши надежды, ваши мечты!
- А сейчас давайте отправим наши кораблики в плавание по «Морю наших надежд».
Под музыку «Маленькая страна» дети прикрепляют свои кораблики к морскому пейзажу.
Заключение.
КВ делает вывод по занятию.
- Итак, сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие по «морю знаний».
Давайте подумаем, чему мы с вами сегодня научились? Что важного поняли?
Вы еще раз смогли убедиться в необходимости развития внимания, творческих умений, в важности школьных знаний. А так же в необходимости быть дружным, сплоченным коллективом. Ведь вместе мы справимся даже с самым трудным делом! И пусть паруснику под названием «5-В класс» всегда сопутствует удача.
А «школьный корабль» продолжает свое плавание по «морю знаний». Наше занятие закончилось, но плавание наше на этом не закачивается, мы продолжаем бороздить «море знаний», получать новые знания, овладевать умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе.
Спасибо за хорошую работу, и на память я хочу подарить вам маленькие кораблики в виде закладки, на обратной стороне которых помещены «Правила как работать вместе и не ссориться».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила совместной работы.
Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
После того, как выскажешь свою мысль, спроси остальных: «Вы согласны?», «А как вы думаете?»
Если тебе что-то не понятно, обязательно переспроси, постарайся понять. Это очень важно!
Вместе мы справимся даже с самым трудным делом!
М
етод неоконченного предложения: 7.
Я мог бы быть счастлив, если бы…
Я всегда хотел бы…
2) Надеюсь на то, что…
Больше всего я хотел бы…
Наступит день, когда…
Когда я буду взрослым…
Тест «Кораблик самостоятельности» 5. 6.
Я умею сам:
1) Вставать утром в школу без напоминания родителей.
2) Сам собирать портфель. 3.
3


) Делать домашнее задание без напоминания родителей.
4) Записывать всегда домашнее задание в дневник 4. 2.
5
) Аккуратно писать в тетрадях
6) Не опаздывать на урок с перемены 1.
7) Не выкрикивать с места во время урока
8
) Следить за своим внешним видом
9
) Содержать в порядке книжки и тетрадки
1
0) Мыть за собой посуду
«Кораблик надежды» - детские работы

оригами.




7