СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия кружка "Конструирование и моделирование из бумаги и картона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с технологией объёмной аппликации в технике"Торцевание", понятием "композиция". Изготовление открытки к Дню Защитника Отечества. Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка "Конструирование и моделирование из бумаги и картона"»

Открытое занятие кружка «Конструирование и моделирование из бумаги и картона»



Тема: Введение в образовательную программу

«Конструирование и моделирование из бумаги и картона»


Вид учебного труда: поделка из бумаги и картона.


Цель: изготовить поздравительную открытку ко Дню Защитника Отечества.


Задачи:

- вызвать интерес к образовательной программе «Конструирование и моделирование из бумаги и картона»

- систематизировать знания по технике безопасности при работе с инструментами и бумагой

- познакомить учащихся с технологией объёмной аппликации – торцеванием, понятием «композиция»

- развивать глазомер, наблюдательность, аналитическое мышление, мелкую моторику рук

- побудить учащихся к активной творческой работе в группах


Оборудование для учителя : фотографии о работе кружка, памятки, папка с файлами, сундучок, инструменты для работы с бумагой и картоном, цветная гофрированная бумага, клей, коробочки, стаканчики, шаблоны.

Оборудование для учащихся: картон, цветная бумага, линейка, карандаш, клей, ножницы.

Оформление доски: тема, рабочий афоризм, фотографии

Рабочий афоризм: Кто хочет в счастье жизнь прожить, тот должен труд всегда любить.

Ход занятия.


1 этап. Организационный момент. (настроить детей на плодотворную работу)

Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется,

Ведь сила есть волшебная в труде.

Он сдвинет горы снежные, создаст моря безбрежные,

Он побеждает всюду и везде.

- Мы сегодня собрались здесь не случайно, а чтобы познакомиться друг с другом, с работой нашего кружка, научиться чему-то новому интересному. Давайте познакомимся. Меня зовут Белова Ирина Анатольевна. И мне очень хочется узнать ваши имена, и с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. (знакомство с детьми)

Впереди нас ждут сюрпризы и превращения. И мы начинаем. Желаю всем удачи.


2 этап. Вводно-мотивационный.

- Перед вами сундучок. Он необычный. Его изготовили дети, занимающиеся в одном очень интересном кружке. И они положили в него сюрпризы.

- Из чего он сделан? (ответы детей)

-Может, откроем и посмотрим, что внутри?

(Достаем цветную, гофрированную бумагу.)

- Как вы думаете, зачем здесь бумага? (ответы детей)

- Какие виды бумаги вы знаете? (ответы детей)

- Молодцы!

Все многообразие видов бумаги подразделяется на десять классов. Подробнее об этом вы можете узнать, познакомившись с классификацией бумаги в Интернете или из памятки, которую я для вас приготовила.



Классификация бумаги.

1. Бумага для печати - наиболее массовый вид бумаг, предназначенных для печатания различными методами издательской и изобразительной продукции (газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, иллюстрационная, картографическая, обложечная, этикеточная и др.). 2. Декоративная - бумага, имеющая окрашенную гладкую, или крепированную поверхность, или поверхность, имитирующую бархат, мрамор, кожу, полотно. Это - аэрографная, бархатная, крепированная, мраморная и другие виды бумаг, применяемые для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции. 3. Бумага для письма, машинописи, черчения и рисования - писчая, писчая цветная, тетрадная, почтовая, машинописная, ротаторная, копировальная, чертежная, бумага ватман, бумажная калька, прозрачная чертежная бумага, рисовальная и др. 4. Электротехническая бумага - электроизоляционная, телефонная, конденсаторная, кабельная, полупроводящая кабельная, микалентная и др. 5. Упаковочная и оберточная бумага - бумага для упаковки продуктов на автоматах, упаковочная бумага для сахара, чая, фруктов, стеклянной тары, текстильной продукции, мешочная бумага, бумага для спичечных коробок, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, жиронепроницаемая упаковочная бумага, оберточная, растительный пергамент, пергамин, под-пергамент и др. 6. Светочувствительная бумага - светочувствительная, диапозитивная светочувствительная и фотографическая бумага, бумажная диапозитивная светочувствительная калька. 7. Бумага для изготовления папирос и сигарет -- курительная, мундштучная, папиросная и сигаретная. 8. Впитывающая бумага - впитывающая бумага для хроматографии, промокательная, фильтровальная различного назначения. 9. .Промышленно-техническая бумага разного назначения для ртутно-цинковых элементов, химических источников тока, каландровая бумага, патронная, шпагатная, водорастворимая, перфокарточная, термореактивная, теплочувствительная, для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и др. 10. Бумага-основа - к ней относятся бумаги, используемые в качестве основы для производства многих видов бумаг, бумажных изделий и фибры путем соответствующих обработок, пропиток и покрытий (бумага-основа, основа мелованной, термореактивной, копировальной, парафинированной, пергамента, фотобумаги, фотокальки, абразивной; основа для переводной фольги, облицовочного материала, упаковочной для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона.

Может кто-нибудь уже догадался, в каком кружке занимаются дети? (ответы детей)

- Вы правы, кружок называется «Конструирование и моделирование из бумаги и картона». Вот несколько фотографий о работе кружка.


3 этап. Определение темы занятия, постановка цели, составление плана работы.

- Давайте, посмотрим, что ещё лежит в сундучке? (достаём инструменты, шаблоны)

- Что же мы сегодня будем изготовлять на занятии, какие ваши пожелания? (ответы детей)

- А какой праздник приближается? (День Защитника Отечества) 23 февраля – День Защитника Отечества. История праздника. Начиная с седой древности, воины и солдаты пользовались уважением общества как защитники жизни и имущества мирных граждан своей страны. Их жизнь, полная опасностей, приключений, дальних походов и богатая добыча, которую они из этих походов привозили, вызывали любопытство и зависть обывателей. Нельзя забывать и о воинском братстве. Ведь первые кодексы чести в истории человечества были именно воинскими кодексами.
Особенно таяли от вида бравых вояк (легионеров, дружинников, улан, гусар, кирасиров и прочих) нежные девичьи сердца. В знак вечной дружбы и любви краснощекие красавицы дарили своим симпатиям собственноручно изготовленные презенты - кисеты, кошели, вышитые пояса, рушники, сорочки. В средневековой Европе эти скромные дары преобразовались в шикарный обычай - воин-рыцарь торжественно и напоказ носил ленту, подаренную дамой сердца, и посвящал ей все свои подвиги.
До революции в российской армии у каждого полка были свои праздники - так называемые полковые дни, регулярно устраивались армейские парады, приуроченные к тем или иным славным победам российского оружия (благо, их в нашей военной истории было немало).
Образовавшаяся же в 1918 году Красная Армия (РККА - Рабоче-крестьянская Красная Армия) считала днем своего рождения и соответственно своим праздником 23 февраля - день, когда под городом Нарвой полуголодная и полураздетая, но идейно вооруженная толпа впервые одержала победу над германскими войсками. В 1946 году Красная Армия была переименована в Советскую Армию. Праздник - 23 февраля, день рождения теперь уже Советской Армии, сохранился. Сначала с ним поздравляли собственно воинов - кадровых военных и ветеранов гражданской, а позже и Великой Отечественной войн.
Постепенно традиция видоизменилась и сложилась так, что поздравлять и дарить подарки 23 февраля стали не только военным, но и всем мужчинам и даже мальчикам. Армейский праздник превратился в праздник мужчин и мужского пола в целом. 
Вообще-то говоря, в советское время такая трансформация была вполне закономерна и даже логична. Служить в армии - почетное право и обязанность каждого советского мужчины. Следовательно, он либо был, либо есть, либо будет воином. И почему же его не поздравить, если повод есть?!
На детских утренниках в детских садиках пели песенки: "Славные мальчишки, нечего тужить! Тоже вы пойдете в армию служить!"
Сами понимаете, в таком контексте с праздником Советской Армии вполне уместно было поздравлять даже детсадовцев.
Что же дарили мужчинам в этот день? Несмотря на все метаморфозы, в чем-то традиция все же была верна себе - в день Армии старались подарить нечто, так или иначе связанное с атрибутами мужественности, воинской или иной мужской доблести. Трубка, галстук, ремень, бритва, портсигар, портмоне - все это считалось и считается хорошим подарком.
Естественно, время внесло свои коррективы. В начале 90-х годов армия опять стала российской, а день Советской Армии переименовали в День Защитника Отечества.

- Хотели бы вы сделать своими руками подарок родным и близким? (ответы детей)

- Значит цель нашей сегодняшней работы – изготовление открытки к празднику.

- Рассмотрите бумагу и шаблоны, что из них можно сделать? Какие задачи попробуем решить на занятии? (ответы детей)

- Давайте составим план нашей работы.

План.

1.Повторение правил безопасной работы с ножницами, клеем, бумагой.

2. Составление композиции.

3. Изготовление модулей - торцовок.

4. Приклеивание деталей к основе.

5. Анализ выполненной работы.


4 этап. Повторение правил безопасной работы.


Правила безопасной работы с ножницами.

1.   Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

2.   Перед работой проверь исправность инструментов.
3.   Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.   Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.   Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6.   Следи за движением лезвий во время работы.
7.   Ножницы клади кольцами к себе.
8.   Подавай ножницы кольцами вперёд.
9.   Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с клеем.

1.  При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4.  Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила безопасной работы с бумагой.

1. Обратите внимание на острые края бумаги.

2. Работайте осторожно старайтесь не порезаться.


5 этап. Создание композиции поздравительной открытки.

Коллективная работа.

- Что означает слово «композиция»? (Композиция означает расположение, размещение)

Композиция подразумевает выбор отдельных деталей поделки относительно друг друга. При этом мастер старается найти самое лучшее, удачное размещение деталей, создаёт запоминающуюся композицию.

Для создания композиции мы сможем использовать шаблоны, посмотреть на образцы, или создать свою композицию.


 6 этап. Знакомство с видом аппликации - торцеванием.

Изготовление торцовок. Работа в группах.

 

ТОРЦЕВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

(методика обучения)

Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Многие педагоги применяют её на своих занятиях.

Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, незаточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание из бумаги бывает:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

многослойное (торцовки вклеивают друг в друга)


7этап. Приклеивание торцовок. Работа в группе.

На занятии используем выполненные заранее заготовки.


8 этап. Анализ выполненной работы. Подведение итогов.

- Какое у вас сейчас настроение? Почему?

- Удалось ли нам выполнить те задачи, которые были поставлены? (при ответе на вопрос используем памятку)

Памятка.

Было интересно..

Было трудно…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я научился(лась)…

У меня получилось..

Я смог(ла)..

Меня удивило…

Мне захотелось…

- Кроме открытки у нас ещё и папка получилась с очень поучительным материалом, которую я вам дарю. Спасибо за сотрудничество!