СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по обществознанию, тема "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:  формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.

Задачи:

Образовательные: выяснить социальные аспекты института семьи.

Развивающие: развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в  группах.

Воспитывающие: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обществознанию, тема "Семья"»

План учебного занятия № 36 «____»_______20

ООД Обществознание

Тема: Семья как малая социальная группа.

Вид учебного занятия теоретический, тип – изучение нового материала.

Цель занятия: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы

Задачи:

Образовательные: выяснить социальные аспекты института семьи

Развивающие: развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах

Воспитывающие: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и хорошим взаимоотношениям людей в ней

Межпредметные связи: история, литература

Обеспечение урока: Фильм «Семья и брак»

Требования к знаниям студентов:

Студенты должны знать: Понятия: семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Студенты должны уметь: работать в группах и с текстом учебника.

Содержательный аспект урока:

1. Орг. момент (проверка посещаемости, готовности студентов) – 2 мин.

2. Мотивационный момент – сообщение темы занятия (ребус 7я), необходимость ее изучения в курсе дисциплины, Эпиграф урока (на доске): Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л. Н. Толстой – 3 мин.

3. Актуализация знаний: социальные группы и их виды (устный опрос) – 5 мин.

4. Изучение нового материала. 65 мин

1.Слово учителя:

  1. Семья как социальный институт.

Социальный институт – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Одним из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении, является семья. Она одновременно выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

  1. Историческая эволюция семьи.

Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье ученые отводят второе место, полагая, что нижняя граница ее возникновения проходит по отметке 500 000 лет. С тех пор она постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей:

-полигамная – многоженство;

-моногамия – брак с 1 женщиной;

-сожительство;

-нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок;

-расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе;

-неполная,

-современная.

Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми.

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

  1. Функции семьи.

Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

б) воспитательной.

Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.

В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

Образно семью можно сравнить с часовым механизмом, который движется в заданном ритме, т. к. зубчики одного колесика попадают в соответствующие пространства между зубчиками другого колесика. Но механизм может сломаться, если некоторые «зубчики» характера одного из супругов не будут соответствовать нравственным усилиям другого. Говоря попросту, супруги, любя друг друга, должны понимать и даже прощать друг другу мелкие обиды, неприятности, терпеть некоторые черты характера другого.

Писатели, поэты, художники знакомят нас с многообразием взаимоотношений членов семьи.

2. Задание учащимся.

Рассказ учителя о семье из 100 человек.

Сформулировать три слова для сохранения семьи. (Любовь. Терпение. Уважение).

3. Работа в группах:

1 группа – Попробуйте сформулировать те права, которые вам хотелось бы иметь в семье.

2 группа – Как вы думаете, какие права хотели бы иметь ваши родители в семье.

3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что « в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?

Ответы учащихся по результатам работы в группах.

Вывод: Не только ребенок, но и родители имеют право на многое. Проблема «отцов и детей» исчезнет, если и дети, и родители будут стремиться к пониманию друг друга.

4. Слово учителя

  1. Современная семья.

Часть ученых рассматривают изменения, происходящие в семье, как частные проявления в общем и целом прогрессивного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа («традиционного») другим («современным»). Модернизация семьи считается при этом частью модернизации общества, негативные проявления семейных изменений рассматриваются как следствие незавершившегося, затянувшегося перехода от «традиционной» семьи к «современной».

Другие ученые рассматривают семейные изменения (снижение ценности брака, семьи с детьми, единство всех семейных поколений) как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами индустриально – рыночной цивилизации. Этот кризис, считают они, сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов.

Брак. Неполные семьи. Современная демографическая ситуация – работа с текстом учебника.

5. Подведение итогов урока (Рефлексивная часть  учебного занятия.)

Вывод по занятию: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Продолжите фразу «Сегодня на занятии я…» 10 мин

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (в соответствии с КТП): Проблема неполных семей – письменные ответы на вопросы.

Домашнее задание §11 (Л.Н.Боголюбов; 11 класс) написать синквейн «Какой будет моя семья?» 5 мин

Преподаватель: Атаманчук И.В.