Образовательная ситуация
Образовательная область: Познавательно развитие
Тема: « Русская кухня» ( старшая группа)
Воспитатель: Кокуркина И.В.
Таблица « Логическая основа образовательной ситуации»
Основная образовательная цель | Познакомить детей с блюдами русской кухни. (Детская цель: помочь Аленушке из сказки « Морозко» узнать, какие есть блюда национальной русской кухни). |
Новое знание= детское «открытие» | Многие знакомые детям блюда являются блюдами русской национальной кухни. |
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать. | Россия-наша Родина; понятие « Россия –щедрая душа»; речевые игры, отгадывание загадок на тему «продукты питания», русская народная игра « Пирог» |
Причина затруднения | Мы не знаем, какие блюда являются русскими |
Цель деятельности по преодолению затруднения | Узнать, какие блюда являются блюдами русской национальной кухни и почему. |
Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру на тему « Русская кухня».
Воспитатель: Ребята, доброе утро! Каждое утро я встаю и радуюсь ,что родилась в стране под названием « Россия». Россия-наша Родина !
Кто может сказать ,что такое Родина?
Дети: Родина-это место, где человек родился.
Воспитатель: Верно.
Родина находится там ,где человек родился. Наша Родина – это Россия! Россию называют «щедрая душа». Кто знает, что такое «щедрая душа»?
Дети: Россия- богатая страна, дарит щедрые подарки. Страна, которая готова делиться.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, ребята ,к нам кто-то идет.
Золушка: Здравствуйте, меня зовут Золушка, я к вам из сказки пришла.
Воспитатель: Здравствуй, Золушка. А почему ты такая грустная?
Золушка: Злая мачеха пригласила в гости гостей и заставила меня готовить для них угощения. Поставила условие, чтобы все угощения были блюдами русской национальной кухни. Я не знаю, какие блюда являются вашей национальной кухней, ведь я живу в другой стране. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Золушке?
Дети: Да
Воспитатель: А вы сможете помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нам нужно сделать для того, чтобы помочь Золушке ?
Дети: Узнать, какие блюда являются национальной кухней.
Воспитатель: Ребята, скажите, какие блюда вам готовят дома родители?
Дети: Макароны, супы, котлеты, картошку, пюре, пельмени и т.д.
Воспитатель: Хорошо. Но как же мы можем узнать ,какие блюда являются русскими национальными?
Дети: Мы можем спросить у кого-нибудь, прочитать в книге, узнать из интернета.
Воспитатель: Верно. А можем мы узнать из русских сказок, какую еду готовили на Руси?
Дети: Да.
Золушка: Ой, я совсем забыла. Моя крестная дала мне книгу, нарисованы какие-то картинки и загадки. Я не смогла разгадать, может вы сможете?
Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем помочь Золушке разгадать ?
Дети: Попробуем.
Воспитатель: Что написано сначала в книге?
Дети: Тут нарисована картинка из сказки « Царевна-Лягушка».
Воспитатель: Верно. Смотрите, рядом нарисована мука.
Что же это означает?
Дети. В сказке « Царевна-лягушка» царь приказал испечь каравай.
Воспитатель: Правильно. Каравай на Руси выполнял очень главную роль. Его всегда пекли на праздник. Без каравая не обходилась ни одна свадьба.
Вот так выглядит каравай (показывает картинку и вешает на доску)
Смотри, Золушка, одно русское блюдо мы отгадали.
Золушка: Спасибо.
Воспитатель: откроем следующую страницу книги. Что там изображено?
Дети: Печка из сказки « Гуси-Лебеди».
Воспитатель: Правильно. Чем угощала печь девочку в сказке?
Дети: Пирогами
Воспитатель: Правильно. До сих пор русские праздники богаты пирогами. А с какой начинкой можно испечь пироги?
Дети: С яйцом, капустой, ягодами, грибами, мясом, рыбой, яблоками.
Воспитатель: Правильно.
Золушка: Посмотрите, на следующей странице дана загадка. Попробуем угадать?
Я-символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой?
Оладушек- мой брат родной!
Дети: Это блин.
Воспитатель: Молодцы.
Золушка: В книжке лежат странные картинки. Тут написано. Соберите картинки и узнаете, с чем ели блины на Руси.
Игра « Собери картинку»
Дети делятся на группы и собирают пазлы (варенье, икра, сметана, масло , мёд)
Золушка: Что получилось на картинках? С чем едят блины?
Дети: С вареньем, маслом, икрой, сметаной, медом.
Воспитатель: Молодцы
Предлагаю вам научить Золушку русской народной игре:
«ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!»
Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал"блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Аня, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!( повторить 2-3 раза)
Золушка: Какая хорошая и веселая игра.
Воспитатель: Посмотрите, в книжку вставлены мешочки, в них что –то есть. Как вы думаете, что это?
Дети: Крупа.
Золушка: А зачем крупа нужна?
Дети: Что бы кашу варить?
Воспитатель: Верно. Каша считалась одним из любимых блюд русского народа. Даже сказки есть про кашу. Какие сказки про кашу вы знаете?
Дети: « Горшочек каши», « Каша из топора».
Воспитатель: Молодцы.
Золушка: Я хочу с вами поиграть.
Согласны?
Игра « Скажи, какая?»
Каша из гречи-гречневая
Каша из риса- рисовая
Каша из манки-
Каша из пшена-
Каша из пшеницы-
Каша из геркулеса-
Каша из кукурузы-
Каша из гороха- гороховая
Золушка: Какие вы молодцы. Столько блюд русской кухни помогли мне узнать! Но в книге еще подсказка есть.
Воспитатель: Ребята, иллюстрация к какой сказке здесь дана?
Дети: « Крылатый, мохнатый да масляный»
Воспитатель: Верно. Какую еду готовил блин в сказке?
Дети: Блин щи да кашу варил.
Золушка: А вы знаете, из каких продуктов
готовят щи?
Дети: Да.
Золушка: Выберите только те картинки, на которых изображены продукты, которые используют для приготовления щей.
( картинки с изображением капусты, свеклы, лука, моркови, помидора, макарон, картофеля, яиц, мяса, пельменей, муки).
Дети выбирают нужные картинки и вешают из на мольберт.
Воспитатель: Много блюд русской кухни мы узнали.
Золушка: А какие напитки пили на Руси?
Дети: Молоко, компот.
Воспитатель: Верно, но больше всего люди уважали такие напитки , как кисель и квас. Как вы думаете, из чего готовили кисель?
Дети: Из ягод.
Воспитатель: Молодцы. Квас же готовили из хлеба, клюквы, яблок, свеклы.
Золушка: Ребята, вот мы и перевернули последнюю страничку книги со сказками- подсказками. Спасибо, вы мне очень помогли. Я узнала много русских национальных блюд. Как же мне все их успеть приготовить, ведь праздник так скоро.
Воспитатель: Не переживай, Золушка, мы поможем тебе приготовить одно блюдо. Мы испечем тебе пироги.
( Продуктивная деятельность. Пироги из соленого теста).
Золушка: Спасибо вам большое. Какие красивые пирожки у вас получились.
А мне пора идти, готовить остальное угощение. До свидания.
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?
Какая помощь нужна была Золушке?
Как мы помогли?
Какие названия блюд русской национальной кухни мы узнали? Какие знния нам помогли отгадать названия блюд русской кухни?
Дети: Знание русских народных сказок.
Воспитатель: Молодцы.