СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать представления о круговороте воды в природе, о разнообразных свойствах воды, о значении воды в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности "Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды"»
































Цель: формирование представления о круговороте воды в природе, о разнообразных свойствах воды, о значении воды в жизни человека.


Программные задачи

  • Показать детям где, в каком виде существует вода в окружающей среде

  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воды

  • Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни

  • Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу

  • Воспитывать бережное отношение к воде

  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;



Предварительная работа

  • Предметные картинки с сюжетами использования воды (моря, реки, озера и т.д.)

  • Чтение стихотворения Н.Рипсовой «Вы слыхали о воде?».

  • Схема круговорота воды в природе

- Работа с сюжетными картинками по теме «Кому нужна вода?»

Оборудование и материалы

Прозрачные стаканчики с водой и молоком, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркало, акварельные краски, кисти, салфетки.

Методы и приемы

  • Наглядные методы и приемы (игровой прием),

  • словесные методы и приемы (беседа, рассказ воспитателя, указания и пояснения в процессе занятия, подведение итога, стихотворение)

  • экспериментирование, сюрпризный момент

Ход занятия

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Загадка:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус )

- А что такое глобус?

                                               (Глобус - это  модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки , озёра )

- Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?

- Почему? (Дети объясняют)

- А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

                                                       (Дети объясняют, делают выводы)

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Исследовать мы будем обычную воду. Когда я произнесу слово «вода», объясните, что вы представляете при слове «вода» (ответы детей)

  • Получается, что она бывает очень разной. Вода как волшебница может превращаться. Она может быстро, быстро выбежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим

паром. Вот какая она разная! А чтобы убедиться в этом, мы проведем с вами опыты с водой. Итак, приступаем к исследованию.

Опыт 1. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

      Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. 


Творческое задание: Подумайте, что случится, если вода в реке станет белой, как молоко. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Опыт 2. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.


Опыт 3. У воды нет запаха.

Ребята понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (или совсем не пахнет).

Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, что бы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: вода не имеет запаха



Опыт 4. Вода не имеет цвета.

У каждого ребенка стаканчик с чистой водой. Размешаем в стакане с водой краски разных цветов. Получилась вода разного цвета. Почему?

Краски в воде растворились, и вода стала цветной.

Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.


Опыт 5. Вода жидкая, может течь.


Даю детям 2 стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла - бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Вывод: вода жидкая, течет.

Опыт 6. Пар - это тоже вода.

У меня термос с кипятком. Вода кипит при 100°С. Открываю крышку, чтобы дети увидели пар. Пар - это тоже вода. Попробуем это доказать. Поместим над паром стекло (зеркало), через некоторое время на нем выступят капельки воды, посмотрим. Даю потрогать. Пар превращается опять в воду.

Вывод: пар - это тоже вода

Опыт 7. Лед - твердая вода.

Кубики изо льда или сосульки.

Перед каждым ребенком тарелочка со льдом. Наблюдение за таянием льда. Он превращается в воду. Вывод: лед - это тоже вода

Опыт 8. Вода не имеет формы.

Рассмотрим кубик льда. Какой он формы? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком, пока не растает. А жидкая вода?

Нальем в сосуды разной формы, на поверхность стола. Что произойдет? Вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей.

Кубик льда при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

Опыт 9. Способность воды отражать предметы.

        - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

        - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

        - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

        - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.


Дидактическая игра «Все о воде»


Цель: закрепить знания о свойствах воды через элементарные опыты, уметь находить зачитанные воспитателем опыты на картинках, уметь делать выводы.

а) воспитатель зачитывает опыт, ребенок выполняет задание, делает вывод.

б) ребенок слушает описание опыта, находит нужную картинку и закрывает ее соответствующей цветной карточкой.



Итог занятия.

Выводы.