Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Ленинского района
г. Саратов
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДО
«Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
___________________
Т. Р. Тихонова
Конспект занятия
по правовому воспитанию
для дошкольников
Тема: «Правовая азбука»
Составила: педагог-организатор
Хрусталева Л.А.
2017
Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе
Конвенции ООН о правах ребёнка.
Задачи: 1) познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с
основным документом по защите прав человека;
2) развивать мыслительную активность, понимания того, что
соблюдение прав ребёнка очень важно, а человеческое
достоинство присуще всем людям; активизировать словарь детей:
права, Конвенция, договор;
3) воспитывать уважительное отношение к правам человека,
желание их выполнять.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на игру, на медицинское обслуживание, на жильё, на отдых, на образование, документ «Конвенция о правах ребёнка», видео ролики, проектор, ноутбук, колонка, проектор, карточки и большое сердце, песня С. Ротару: «Я, ты, он, она – вместе – целая страна…», гимн России.
Ход занятия:
1. Мотивационная часть.
- Ребята, в нашей группе (кабинете) в разных местах спрятано что-то очень ценное. Давайте займёмся поиском.
2. Основная часть.
Вместе с детьми находим картинки. Прошу объяснить, что на них нарисовано. Затем все найденные картинки выставляю на стенд.
- На этих картинках нарисовано самое важное, ценное, необходимое ребёнку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Звучит гимн России. (На экране доски изображен флаг, далее книга с текстом Конституции)
- 12 декабря наша страна отмечает день Конституции.
Вопросы:
- Ребята, а что такое Конституция? (Это документ, свод законов «о правах человека в РФ»)
- А, как вы думаете, о детях написано что-нибудь в Конституции?
- Ребята, ведь маленькие дети не умеют читать. Тогда для кого эти Законы написаны?
Это, ребята, такие правила, и нужны они для того, чтобы вам жилось хорошо.
А, мы, ваши родители, близкие вам люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, братишки и сестренки, а также все, кто окружает вас - должны выполнять их.
А вот какие права, сейчас мы и узнаем.
Сказок мир известен нам,
И ответов много там:
Где унынье, плач - тогда –
Нарушаются права!
Где смеются и играют,
Там права не нарушают!
В сказках вместе побываем, о правах мы все узнаем.
1. Право на медицинскую ПОМОЩЬ.
(Видео ролик «Доктор Айболит»)
2. Право на полезное и качественное питание. (на экране «Выбери полезные продукты»).
Ешь аккуратно и жуй не спеша, главное правило для малыша.
Дети делятся на две команды и выбирают картинки с вредной и полезной едой.
3. Право на защиту от эксплуатации физической работой. (Видео ролик из сказки «Золушка»).
4. Право на образование.
(Игра «Собери портфель»)
Первое сентября - первый день календаря-
Потому что в этот день все девчонки
И мальчишки городов и деревень -
Взяли книжки,
Взяли завтраки под мышки,
И помчались в первый раз в первый класс!
Это было в Барнауле,
В Петербурге и в Торжке,
В Благовещенске и в Туле,
На Дону и на Оке,
И в станице, и в ауле,
И в далеком кишлаке.
5. Право на отдых.
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе...
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший: Мама в нём!
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом — Это твой дом.
6. Право на защиту от физического и психологического насилия.
(Видео ролик из сказки «Буратино». Куклы у Карабаса)
7. Право на ДОСУГ. (Игра. Есть веселая игра для всех: «Мак-маковей»)
Мы целый день играли, читали, рисовали,
Игрушки разбросали, а скоро время спать,
Пора всё собирать.
Чтоб интересно было порядок наводить,
Решили это дело в игру мы превратить.
А правила игры достаточно просты:
- Из кубиков разбросанных домик ты сложи,
- Все мягкие игрушки уютно рассади,
- Машинки на парковку быстрей определи,
- В библиотеку книжки сдавай затем свои.
- Для остальных игрушек места сам отведи.
И взрослую фантазию ты в этом прояви.
8. Право на ЖИЗНЬ. (Что это значит? Опрос детей и презентация)
Показ слайдов о том, как живут дети на разных континентах, в разных странах.
9. Право на сохранение семейных связей. (Генеалогическое дерево на презентации).
Читаем карточки со словами (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя, я. Приклеиваем эти карточки на большое сердце — и все это семья)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - я это все моя семья!!!
Семья — источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.
Семья — оплот и сила государства.
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок — главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.
Лучи растут, становятся всё ярче.
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.
Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье — основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог.
10. Право на заботу со стороны взрослых.
(Опрос детей: Как взрослые о вас заботятся?)
Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней -
Останется тайной опорой твоей.
11. Право детей инвалидов на особенную заботу.
(Сценка: «Цветик- семицветик», можно видео ролик)
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А как тебя?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
- Как жалко! Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием с тобой побегала.
- Ты мне тоже нравишься, но к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах какие пустяки ты говоришь! (вынимает цветок с последним лепестком)
Гляди! (отрывает лепесток)
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели!
ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ ВЫЗДОРОВЕЛ!
12. Все дети имеют равные права.
- Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним сказку «Гадкий утёнок». (Показываю видео ролик из сказки, в котором описывается появление гадкого утёнка на птичьем дворе.)
- Все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?
- Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка? (он был не похож на других.)
- Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу пришёл ребёнок, непохожий на вас: очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими волосами?
-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?
- Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый ребёнок обладает всеми правами человека.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
(Флеш-моб под песню. С.Ротару: «Я, ты, он, она – вместе – целая страна…»)
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? О чём говорили? (о правах) Для чего нужны права ребёнку? (для счастливой жизни.) Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?
Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.