Конспект занятия
по программе дополнительного образования
«Духовное краеведение Тамбовщины» (младшая группа 6 -7 лет)
учителя начальных классов
филиала МБОУ «Новолядинская СОШ» с. Столовое
Тамбовского района Тамбовской области Андреевой Л.В.
Тема: Храм
Цель: Ознакомление учащихся с православными храмами тамбовщины.
Задачи:
1.Формирование устойчивого интереса к занятиям, желания больше узнавать о православной культуре.
2.Воспитание у детей любви к своему краю, уважению к историческому прошлому и настоящему.
3.Формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке.
Оборудование и материалы к уроку:
мультимедийный проектор,
интерактивная доска,
слайды храмы тамбовщины,
презентация «Старый храм»,
интерактивная игра «Храм»,
рисунки детей школы.
1. Организационный момент
Приветствие.
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы?
Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Слайд 2
Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к занятию.
2. Актуализация знаний
Слайд 3
(Музыкальное вступление звон колоколов)
На фоне музыки учитель говорит:
«Вслушайтесь в колокольный звон. Вы слышите? Это не голос звучащего металла, это души русских мастеров и говорят они с нами из глубины веков. В каждый колокол вложена частица души колокольных дел мастера. Работал он не за царские награды, а по зову сердца, своим трудом прославлял Отечество» (из книги А.Ф.Бондаренко «Московские колокола XVII в.)
Учитель. Ребята, а что вы представляете, когда слышите звон колокола?
(храм, церковь)
3. Сообщение темы и целей занятия
Слайд 4
Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.
(И это храм).
Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (Колокола).
- Зачем они звонят? (Зовут в храм на молитву).
- Храм - всегда был центром жизни русского человека. Не зря такие красивые загадки про них придуманы, так ласково он назван в загадке. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, храм или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов. Где вы живёте? (село Столовое) Сейчас у нас в селе нет храма, а вот много лет назад был. К сожалению судьба нашего храма тяжёлая…
В селе Столовое имелись две церкви: одна появилась в 1860-61 годах и просуществовала до 1933 года (была разобрана); вторая, которая была построена в начале 20-х годов XX века, просуществовала до 1957 года (сгорела).
Почему же храм так важен, если помолиться, обратиться к Богу человек может в любом месте? (В храме служится литургия, люди причащаются).
- А кто из вас был в храме?
- В каких храмах вы были?
- Сегодня на занятии мы будем говорить о храмах.
4. Раскрытие темы
Слайд 5
1) Интерактивная игра «Храмы»
Слайд 6
2) Сейчас перед вашими глазами пройдут слайды с изображением храмов г.Тамбова и нашего края.
Посмотрите на наши храмы. Они и разные, и в то же время похожи. Чем похожи все храмы?
(У всех есть купол и на куполе крест).- Почему у православных храмов на куполе крест? (Крест - святыня и символ христианства).
- А чем отличаются храмы? Какие они? Подберите слова, характеризующие храм.
Большой
Красивый
Великолепный
Мощный
Хрупкий
Нежный
Воздушный
Лёгкий
Добрый
Строгий
Веселый
3) Рассказ учителя "Жизнь храма - жизнь человека".
Задача данного этапа урока - подвести детей к выводу, что жизнь храма, судьбу храма можно сравнить с жизнью, судьбой человека. Это нужно для того, чтобы дети эмоционально восприняли дальнейшую информацию - историю конкретного храма и людей, связанных с ним.
- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей.
Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но все, же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.
И сейчас вы посмотрите рассказ о храме в с. Б Талинка, который вы часто посещаете с родителями, ведь он находится рядышком с нашим селом.
Слайд 7
4) Просмотр детской презентации «Старый храм»
Слайд 8 
5. Закрепление знаний
Давайте снова посмотрим на храмы, которые изобразили дети на рисунках. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.
- Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.
- А что еще напоминает форма купола, как вы думаете? Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.
- Знаете ли вы, что Илия Муромец – православный святой?
- Попробуйте изобразить свой храм. А для этого вспомните обо всём, что услышали на занятии. Пусть ваши рисунки будут яркими, добрыми, весёлыми и красивыми.
( дети рисуют)
Слайд 9
6. Итог занятия
Времена изменились. Полуразрушенные храмы восстанавливаются. Если продолжить сравнение с жизнью людей, то можно сказать, что долго болевшие храмы выздоравливают
У нас с вами получилась прекрасные рисунки под названием:
Дети читают хором название темы урока: "Храм", которая записана на доске.
Слайд 10
7. Задание на дом:
расскажи членам семьи и друзьям о православном храме;
покажи твой рисунок;
расскажите, как надо вести себя в храме;
раскрась рисунок.
Слайд 11
Литература для ученика:
Библия для детей. А. Соколов. М.: Столица, 1990.
Литература для учителя:
Святыни Тамбовской Епархии. Изд. отдел Московского Патриархата.1992.
400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.
Истоковедение. Т. 10. М.: Издательский дом « Истоки», 2010 г.
