Открытое занятие по развитию речи
на 3 году обучения
(средняя подгруппа 4-5 лет)
на тему: «Транспорт»
Цели:
- учить детей самостоятельно пользоваться словами и фразами, усвоенными на занятиях;
- обогащать словарь за счет включения в него слов, отражающих видо-родовые отношения (обобщающих слов);
- продолжать учить детей отвечать на вопросы о предметах и их назначении;
- продолжать учить детей аналитическому чтению слов и фраз и письму печатными буквами.
2) воспитывать интерес к занятиям, дисциплинированность, чувство товарищества и взаимовыручки;
3) развивать слухозрительное, слуховое восприятие, связную речь, навык аналитического чтения и списывания печатного текста.
Оборудование:
а) демонстрационный материал: картинки, таблички;
б) раздаточный материал: тетради, простые карандаши, индивидуальные карточки на печатной основе.
Словарь: машина, пароход, поезд, самолет, светофор. Это транспорт. Машина едет. Самолет летит. Лодка плывет.
Ход занятия.
Оргмомент
(на слух, за экраном)
- Настя. (- Я, Настя)
- Иди сядь первая.
- Вероника. (Я, Вероника)
- Иди сядь вторая.
- Роза. (я, Роза)
- Иди сядь третья.
- Будем заниматься.
- Будем говорить.
- Будем думать.
- Будем читать.
- Будем писать.
- Будем играть.
II. Основная часть.
Сюрпризный момент
(Стук за дверью. «Приезд» мальчика Вани)
- Ребята, кто там? Сейчас посмотрим. К нам гости. Кто это?
(- Это мальчик)
- Это мальчик Ваня приехал к нам на занятие посмотреть, как вы занимаетесь. Поздоровайтесь с Ваней.
(- Привет, Ваня)
- Девочки, Ваня привез вам задания. Давайте посмотрим…
2. Речевая зарядка со словом «машина»
машина
а и____ а
ма ши____ на
маши_____ на
машина
- Хорошо говорят девочки, молодцы!
3. Складывание разрезных картинок
– Ваня, что ты еще приготовил ребятам?
(Разрезные шестисоставные картинки: самолет, пароход, поезд)
- Кто быстро и правильно соберет картинки?
- Роза, что у тебя? (поезд)
- Вероника, что у тебя? (пароход)
- Настя, а что у тебя? (самолет)
- Девочки, а теперь послушайте, у кого поезд (на слух, за экраном)?
- У кого самолет? (на слух, за экраном)?
- У кого пароход (на слух, за экраном)?
- Скажите, пароход, самолет, машина, поезд…что это?
- Это транспорт (все вместе хором, по одному, хором)
- Молодцы, девочки, Ване понравилось, как вы справились с заданием. Но у него еще есть для вас вот такие картинки.
4. Работа на индивидуальных листах на печатной основе.
(На листах изображены картинки: машина едет, самолет летит, лодка плывет. Дети должны сделать подписи к картинкам).
- Что нарисовано у Вероники? (Самолет летит)
- Что у Насти? (Поезд едет)
- Что у Розы? (Пароход плывет)
- (На слух) А теперь слушайте: у кого «Пароход плывет?» У кого «Поезд едет?» У кого «Самолет летит?»
- Девочки, Ваня хочет посмотреть, как вы умеете писать. Давайте сделаем подписи к картинкам. Роза, что ты напишешь? Вероника, что ты напишешь? Настя, а что ты напишешь? Пишите.
- Прочитайте, что вы написали…
(- Я писала…)
- Девочки, Ване очень понравилось, как вы написали фразы, он вам дарит подарки (наклеиваем на работы наклейки с машинками)
5. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Ох, устали мы писать (потягиваемся).
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем (переминаемся с ноги на ногу).
КРАСНЫЙ свет нам «СТОЙ!» - кричит,
Ждать зеленого велит.
Чтобы было ждать не скучно.
Наклоняемся мы дружно.
И назад, и вперед (наклоны)
Влево, вправо поворот (поворот туловища)
Вот и ЖЕЛТЫЙ загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем (рывки руками перед грудью),
Начинаем, детвора!
Вот ЗЕЛЕНЫЙ загорелся,
Можно нам идти вперед.
Левой - правой, левой - правой,
Смело мы идем вперед.
Светофор – помощник славный,
Уставать нам не дает!
6. Дидактическая игра «Третий лишний»
- Девочки, Ваня хочет с вами поиграть. Будем играть?
(- Будем играть)
- Подойдите к компьютеру. Тут на картинках транспорт. Вам нужно угадать: что едет, что летит, что плывет. А еще нужно убрать лишнюю картинку. (Презентация «Транспорт. Третий лишний»)
III. Заключительная часть.
- Что мы делали на занятии?
(- Мы занимались, говорили, читали, писали, играли)
- Ваня очень рад был познакомиться с вами, он мне шепнул, что вы все молодцы, хорошо занимались и выполняли его задания. А теперь попрощайтесь с Ваней, он поедет к другим ребятам, с ними поиграет.
( - Пока, Ваня!)