Занятие по развитию речи. «Чтение стихотворения В. Берестова «Сова и синица»
Цель: Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц. Научить проявлять смекалку и эрудицию у детей; развивать память.
Программное содержание:
продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;
закрепить знания детей о птицах;
развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность;
воспитывать интерес к природе, любовь к художественной литературе.
совершенствовать умение раскрашивать, не заходя за контур.
развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Оборудование: Игрушка-ворона «Каркуша», картинки с изображением хищных птиц (совы, филина), насекомоядных (синица, дятел, скворец, воробей и т. д.); письмо с загадками.
Ход занятия
Сюрпризный момент
(У воспитателя в руках игрушка-ворона «Каркуша»)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня прилетела Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки!
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку – ку, ку - ку».
(кукушка)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(дятел)
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?
(воробей)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(сова)
Черный, проворный,
Кричит «крак»-
Червякам враг.
(грач)
(Картинки с изображением птиц воспитатель ставит на доске).
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). Каркуша хочет узнать, что мы знаем о птицах?
- Присмотритесь повнимательнее. Все ли птицы одинаковые?
- Нет, они все разные.
- Чем же похожи птицы?
- Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
- А чем они отличаются?
- Они по-разному питаются, в разных условиях живут.
- Где же живут эти птицы? (В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком, в горах).
- Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги. Для чего? (Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев). У них очень длинный клюв, а у некоторых – даже с карманом, как у пеликана. Для чего? (чтобы ловить рыбу, лягушек).
- А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего? (Чтобы хорошо видеть ночью. )
- А для чего острый загнутый клюв? (Ловить и съедать свою добычу. Сова – хищная птица. Она питается другими животными).
- Как вы думаете, для чего сове нужны огромные крылья и острые, цепкие когти? (чтобы, схватив добычу, поднять ее в воздух и парить вместе с ней. Иногда эта добыча бывает очень тяжелой).
- А синичка? Зачем ей маленький острый клювик? (чтобы залезть им в каждую щелочку под кору деревьев и вытащить из – под коры ловко спрятавшихся жучков, личинок, червяков).
- Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова). Молодцы! А сейчас проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Совушка – сова,
Большая голова,
(Повороты головы влево-вправо.)
На суку сидит,
Головой вертит.
(Повороты туловища влево-вправо.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг-как полетит!
(Махи руками-«крыльями».)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?
У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
Страшные такие.
А у птички у синички,
У синички – невелички
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
Но синички глазки
Смотрят без опаски
И на облака вдали,
И на зернышко в пыли.
Днем сова не видит,
Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Все глаза огромные
Видят ночью темною.
А синица не боится,
Потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде,
Не видать ее нигде.
Дети рассказывают воспитателю, что сова птица хищная, она охотится ночью, а синичка – птичка насекомоядная, она днем добывает себе еду – шныряет по щелочкам в коре деревьев и достает из них жучков – короедов, а зимой, когда насекомые прячутся, она прилетает поближе к жилью человека и питаются хлебными крошками, зернышками, семенами и плодами деревьев.
Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Посчитай – ка, подпевай –ка 10 птичек стайка.
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Это птичка – свиристель.
Это птичка – коростель.
Это птичка скворушка, серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж –
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Воспитатель: Молодцы, ребятки! А сейчас мы с вами проведем игру «Летает, не летает». Я буду говорить вам разные слова. Если это название птиц – вы хлопаете в ладоши, а на другие слова топаете ногами.
(Воспитатель называет слова: ворона, дятел, шкаф, игрушка, синица, цветы, соловей, картина, дерево, сорока.)
Воспитатель: Молодцы, справились с игрой.
Ребята, Каркуша принесла своих бумажных друзей (птиц) и просит их раскрасить. (Проведение работы по изодеятельности «Раскрась птичек».)
Дети раскрашивают цветными карандашами картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Вы настоящие художники, молодцы! Обрадовали Каркушу.
А сейчас давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Что нового узнали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня, хорошо занимались, молодцы! Давайте скажем Каркуше спасибо и пообещаем заботиться о наших пернатых друзьях.
Провела Воспитатель: Шафикова Л. А. ГБОУ Школа №2000 Здание №6
Конспект составлен с использованием интернет-ресурсов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Сова и синица"»
Занятие по развитию речи «Чтение стихотворения В. Берестова «Сова и синица»
(занятие по развитию речи во второй младшей группе) Воспитатель: Шафикова Л. А.
ГБОУ Школа №2000 Здание №6
Конспект составлен с использованием интернет-ресурсов.
Цель: Учить различать птиц хищных и насекомоядных. Помочь детям запомнить названия некоторых птиц. Научить проявлять смекалку и эрудицию у детей; развивать память.
Программное содержание:
продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;
закрепить знания детей о птицах;
развивать внимание, память, воображение, связную речь, наблюдательность;
воспитывать интерес к природе, любовь к художественной литературе.
совершенствовать умение раскрашивать, не заходя за контур.
развить мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Оборудование: Игрушка-ворона «Каркуша», картинки с изображением хищных птиц (совы, филина), насекомоядных (синица, дятел, скворец, воробей и т. д.); письмо с загадками.
Ход занятия
Сюрпризный момент
(У воспитателя в руках игрушка-ворона «Каркуша»)
В
оспитатель: Ребята, к нам сегодня прилетела Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом. Давайте посмотрим, что же в нем находится? Да тут загадки!
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку – ку, ку - ку».
(кукушка)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(дятел)
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это?
(воробей)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(сова)
Черный, проворный,
Кричит «крак»-
Червякам враг.
(грач)
(Картинки с изображением птиц воспитатель ставит на доске).
Воспитатель: Ребята, как можно назвать одним словом все наши отгадки? (Птицы). Каркуша хочет узнать, что мы знаем о птицах?
- Присмотритесь повнимательнее. Все ли птицы одинаковые?
- Нет, они все разные.
- Чем же похожи птицы?
- Они умеют летать, их тело покрыто перьями.
- А чем они отличаются?
- Они по-разному питаются, в разных условиях живут.
- Где же живут эти птицы? (В лесу, на лугу, на болоте, рядом с человеком, в горах).
- Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Вот, например, у птиц, которые живут на болоте, очень длинные ноги. Для чего? (Чтобы ходить по воде и не намочить своих перьев). У них очень длинный клюв, а у некоторых – даже с карманом, как у пеликана. Для чего? (чтобы ловить рыбу, лягушек).
- А вот, например, у совы очень большие глаза. Для чего? (Чтобы хорошо видеть ночью. )
- А для чего острый загнутый клюв? (Ловить и съедать свою добычу. Сова – хищная птица. Она питается другими животными).
- Как вы думаете, для чего сове нужны огромные крылья и острые, цепкие когти? (чтобы, схватив добычу, поднять ее в воздух и парить вместе с ней. Иногда эта добыча бывает очень тяжелой).
- А синичка? Зачем ей маленький острый клювик? (чтобы залезть им в каждую щелочку под кору деревьев и вытащить из – под коры ловко спрятавшихся жучков, личинок, червяков).
- Птиц, которые питаются насекомыми, называют насекомоядными, а птиц, которые питаются другими животными и ловят их, как добычу, называют хищными. (Дети повторяют слова). Молодцы! А сейчас проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Совушка – сова,
Большая голова,
(Повороты головы влево-вправо.)
На суку сидит,
Головой вертит.
(Повороты туловища влево-вправо.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг-как полетит!
(Махи руками-«крыльями».)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение В. Берестова «Сова и синица» и расскажите, как можно назвать синицу и сову. Какая из них насекомоядная, а какая – хищная птица?
У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
С
трашные такие.
А у птички у синички,
У синички – невелички
Глазки, словно бусинки,
Малюсенькие.
Но синички глазки
Смотрят без опаски
И на облака вдали,
И на зернышко в пыли.
Днем сова не видит,
Значит, не обидит.
Ночь вошла в свои права,
В путь пускается сова.
Все глаза огромные
Видят ночью темною.
А синица не боится,
Потому что спит синица.
Крепко спит она в гнезде,
Не видать ее нигде.
Дети рассказывают воспитателю, что сова птица хищная, она охотится ночью, а синичка – птичка насекомоядная, она днем добывает себе еду – шныряет по щелочкам в коре деревьев и достает из них жучков – короедов, а зимой, когда насекомые прячутся, она прилетает поближе к жилью человека и питаются хлебными крошками, зернышками, семенами и плодами деревьев.
Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Посчитай – ка, подпевай –ка 10 птичек стайка.
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Это птичка – свиристель.
Это птичка – коростель.
Это птичка скворушка, серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж –
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Воспитатель: Молодцы, ребятки! А сейчас мы с вами проведем игру «Летает, не летает». Я буду говорить вам разные слова. Если это название птиц – вы хлопаете в ладоши, а на другие слова топаете ногами.
(Воспитатель называет слова: ворона, дятел, шкаф, игрушка, синица, цветы, соловей, картина, дерево, сорока.)
Воспитатель: Молодцы, справились с игрой.
Ребята, Каркуша принесла своих бумажных друзей (птиц) и просит их раскрасить. (Проведение работы по изодеятельности «Раскрась птичек».)
Дети раскрашивают цветными карандашами картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Вы настоящие художники, молодцы! Обрадовали Каркушу.
А сейчас давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Что нового узнали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня, хорошо занимались, молодцы! Давайте скажем Каркуше спасибо и пообещаем заботиться о наших пернатых друзьях.
9