Конспект занятия по русскому языку на тему «Заглавная буква Э»
Тема: Письмо строчной и заглавной букв Э,э.
Цели и задачи:
1.Сформировать в памяти учащихся чётко дефренцированный зрительно-двигательный образ заглавной и строчной букв «Э, э»
2. Совершенствовать умения выполнять виды соединений букв (верхнего, среднеплавного, нижнего).
3. Закреплять гигиенические навыки при письме.
4. Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, память учащихся.
5. Упражнять в выполнении основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка и др.) в процессе практического конструирования буквы и при решении логических заданий с буквами.
6. Воспитывать уважение к родному языку, интерес к предмету.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.
Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока:
1 Мотивация к учебной деятельности.
На дворе стоит зима,
Вся сиянием полна.
Повернемся все к окошку….
И вдохнем зимний воздух немножко.
А сейчас мы повернемся все в конец,
И подарим всем гостям улыбки, наконец.
Ну а теперь, тихонечко садитесь
И в работающих учеников обратитесь.
- Я знаю, что вы любите путешествовать? (Ответы детей)
А хотите отправиться в путешествие?
Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая? (Электричка)
- Как вы думаете, почему для нашего путешествия я выбрала именно этот вид транспорта? (Ответы детей) Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
Во время путешествия мы познакомимся с новым звуком и новой буквой, а также узнаем много новых слов. Конечная станция нам не известна.
– Хотите узнать, как она называется?
Тогда в путь, друзья! звучит песня «Мы едем, едем, едем»
— Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки. А также безошибочное и красивое письмо , и полные точные ответы.
— Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. Поэтому у каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений. А писать в нем надо красиво, аккуратно и разборчиво.
(Учитель демонстрирует дневник наблюдений.)
— Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число.
(Дети записывают число)
— Скорее в путь, мои друзья.
- А вот и первая остановка станция «Изучай-ка»
(Смотрим на интерактивную доску)
Сегодня мы будем изучать заглавный звук [Э]. Давайте выясним, гласный это звук или согласный?
- Давайте хором произнесём этот звук. - Почему вы решили, что этот звук гласный? Произносится голосом, воздух проходит свободно – звук гласный.
Вывод: звук [э] гласный, может быть ударным и безударным.
Физкультминутка (подготовка руки к письму)
Заглавную букву Э начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх закругляя линию, затем ведем округлую линию вниз. Не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и ведем до середины рабочей строки. Второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию пишем немного ниже верхней линии рабочей строки.
Вторая остановка станция «Поиграй-ка»
Игра «Доскажи словечко»
-К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество.
Это…(электричество).
- На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?.(Эскимо)
- Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось…(эхом).
Физминутка (для глаз)
Давайте запишем в наш дневник наблюдений эти слова и одно из них разберем. Выполняем звукобуквенный анализ слова. (На доске)
Отправляемся в путь следующая остановка станция «Прочитай-ка»
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
- Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: - Ты…
– О чем это стихотворение?
– Где бродит? А еще где?
– Что оно отвечает?
– Найдите предложение с вопросительным знаком.
Эхо, эхо – это ты?
– Ребята вы говорили, что эхо можно встретить на реке, в лесу.
– А как вы думаете можно ли встретить эхо в зимнюю пору? (нет)
Да, из за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.
Мороз не дает распространяться эху по лесу.
Физминутка ( общая)
Мы пропутешествовали это конечная станция.
– В какой город прибыл наш поезд?
ЭЛЕКТРОГОРСК.
Есть такой город у нас в стране.
– С какой буквы он написан? Почему?
– А что еще пишется с заглавной буквы?
Вы сегодня были хорошими путешественниками. Меня очень порадовали ваши ответы.
Что вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что больше всего понравилось делать?
- Молодцы!
А сейчас я раздам вам солнечные лучики и капельки дождя. Если вам было интересно на уроке, у вас хорошее настроение, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя. (Солнышко и тучка приклеены на доске)