План - конспект занятия по сценической речи
Цель занятия: Формирование представления о скороговорках - как основы развития дикции.
Задачи:
Развивать дикцию на материале скороговорок;
Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
Воспитывать речевую культуру.
Возраст детей – 8-9 лет.
Количество учащихся - 12
Форма проведения: занятие – игра
Оборудование для педагога:
компьютер;
фонограммы для музыкального сопровождения
Оборудование для детей:
карточки с текстом для упражнения «диктор;
карточки со скороговорками, разбитыми на части;
индивидуальные папки с речевым и песенным материалом; рабочие тетради «Театр. 4 класс» И. Генераловой.
Структура занятия
I. Вводная часть. Организационный момент: приветствие. Игра «Слушай хлопки »: создание положительного эмоционального настроя, активизация слухового внимания. Знакомство учащихся с темой занятия. II. Основная часть занятия: формирование представления о хорошей дикции с помощью скороговорок. 1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений. 2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в сценической речи. Тренировка «фиксированного выдоха», «длинного выдоха». Объяснение способов выполнения упражнений комплекса. 3.Освоение комплекса артикуляционной гимнастики, включающее упражнения для языка, губ, челюстей. 4. Голосообразование - формирование свободного течения звука (полётности), интонационной выразительности и силы голоса. ∆ Пение гласных звуков, «Чудо-лесенка»- пение звукоряда по ступеням вверх; ∆ Песенка «Козел и коза» (украинская шуточная народная песня) исполняется приемом отстроченного пения - канон, по группам. ∆ Речевое упражнение «Барабанщики» - развитие ритма, артикуляции и дикции. 5. Формирование представления о дикции на материале скороговорок. Упражнение «Стенка на стенку», «Сказочное телевидение». 6. Задание - Собрать 9 скороговорок. Формирование навыков коллективной работы, закрепление изученного материала на занятии. III. Заключительная часть – рефлексия. Проверка реализации поставленных задач и достижения цели с помощью: • устного опроса; • текущего наблюдения.
Ход занятия
«Приветствие»
- Послушайте, как мы сегодня будем приветствовать друг друга.
Здравствуйте, ребята! ( Произношу нараспев, мелодично. Дети поют в ответ: Добрый день!)
Рада вас видеть, надеюсь, у всех хорошее настроение.
Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я попрошу вас быть предельно внимательными. Упражнение «Слушай хлопки»
-Повторяйте за мной ритмический рисунок (по группам, хлопками). Молодцы, все справились.
Теперь я могу сообщить тему нашего сегодняшнего занятия: «Скороговорки».
( произношу название темы неразборчиво).- Я надеюсь, что вы меня поняли…. Почему? (дети подсказывают, что я говорила с плохой дикцией).
-А что такое дикция? (ответ: дикция- это чёткое, ясное произношение слов, фраз).
Нельзя себе представить хорошего актера с плохой дикцией. Каждый человек, который хочет быть успешным, должен обладать хорошей дикцией. Поэтому мы сегодня изучаем скороговорки, так как- это лучший способ развить сценическую речь (К.Станиславский). (Вывожу тему занятия на экран)
-Скороговорка - это короткая фраза со сложной артикуляцией для тренировки дикции и произношения.
А начнем мы с разминки, ведь разминая мышцы, мы «будим» свой голос.
Разминка под ритмичную музыку.
-Разогреваем суставы. Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы : запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.
1. «Потолок – пол». Опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад.
2.«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно.
3. «Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз, сбрасываем пиджак рывками. Движения в обратном порядке – надеваем пиджак.
Дыхание. - От того, как дышит актёр, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, мелодичность голоса.. Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки...» -Для произнесения долгой фразы мы используем дыхание на диафрагме: вдох- руки через стороны вверх, выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два –Егорка, три – Егорка, …» до счета 15. Артикуляционная гимнастика. - Невозможно четко говорить вялыми губами или малоподвижным языком. Начнем артикуляционную гимнастику (под музыку): 1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки» - Отлично! Вот теперь я уверена, что ваш голос зазвучит выразительно, объемно, звонко! Переходим к голосовым упражнениям. Упражнения для развития голоса: стр. 10 (рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс).
- Произнесите гласные звуки И - Э – А – О– У – Ы с разной интонацией и ударением по группам.
«Чудо-лесенка»,- споем по цепочке; аккуратно «поднимаемся по лесенке, не спотыкаясь». Песенка-канон «Козел и коза»- пение по группам.
Речевое упражнение «Озорные барабанщики» - 1 и 2 цифру – по группам, а 3 – единым «ансамблем барабанщиков».
Работа над скороговорками.
-Как правильно учить скороговорку? (ответы детей)
шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.
шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.
Шаг 3: Произнесите текст четко, шепотом.
Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!
Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.
Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата». Выучиваем пошагово, затем работаем по группам: 1 группа говорит первую половину скороговорки, 2 группа – вторую половину, по цепочке.
Нужно говорить четко и без ошибок, передавая мяч. Определяем победителя.
Упражнение «Сказочное телевидение» - подберите нужную интонацию голоса. диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках… глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. .. сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп- кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп…
- Сейчас мы проверим, кто лучше знает скороговорки. Они у меня в руках, но только в «разобранном виде».
Упражнение «Кто быстрее соберет скороговорки?». Оценка выполнения задания (по 9 знакомых скороговорок) каждой группой.
Итоги занятия. 1. Как добиться хорошей дикции? 2.Расскажите, как правильно учить скороговорку. 3. Почему изучение скороговорок необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?
Дидактический материал к занятию
Упражнение «Слушай хлопки»
Детям предлагается повторить за педагогом определённый ритм, с постепенным усложнением ритмического рисунка.
Разминка.
Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.
1. «Потолок – пол». Очень медленно опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад. Всего 8 раз. 2.«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно. Всего 8 движений. ∆ «Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз – надеваем пиджак. По 8 движений.
Упражнение «Пушинки». Выдох делается коротким — «пф», «пф», «пф», а затем произвольно длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика. Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки...» На вдох – поднять руки через стороны вверх, на выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка, …» до счета 15.
Артикуляционная гимнастика. Выполняется под ритмичную музыку или счёт по 8 раз:
1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки»
Упражнения для развития голоса:
1. Гласные звуки с переходом ударения (стр. 10 рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс)
2.Чудо-лесенка – петь звукоряд в пределах интервала октава:
Чудо - лесенкой шагаю. Высоту я набираю. Шаг на горы, шаг на тучи. А подъем все выше, круче. Не робею, петь хочу я. Прямо к солнцу полечу я.
«Козёл и коза» украинская народная песня – исполнять по группам приёмом «канон»: Шел козёл воды напиться. А коза пошла топиться, Да как прыгнет через мостик, А козёл ее за хвостик Цап, и поймал!
3. «Озорные барабанщики» - подражание звучанию барабанных ритмов. Произносить неторопливо, но с чёткой артикуляцией, создавая напряжение губ, подчеркивая голосом выделенные слоги: 1 и 2 цифру – по группам, а 3 – единым «ансамблем барабанщиков» (на последующих занятиях темп постепенно ускоряется):
1. Дум – дам - дам, дум - ба - дам, дум – дам - дам, дум - ба – дам Дум - дам-дам, дум -ба- дам, дум – дам - дам, даб.
2. Дум - дам-дам, дим-би-да-би-ди, дум-би-да-би-ди, дам-би-да-би-ди дум-дам-дам, дим-би-да-би-ди, дум-би-да-би-ди, даб.
3. Даб - даб-даб, дабиди, дабиди, даб-даб-даб, дабиди, дабиди даб-даб-даб, дабиди, дабиди, даб-даб-даб, даб.
Работа над скороговорками. На экране – пошаговая инструкция для правильного выучивания скороговорок.
шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.
шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.
Шаг 3: Произнесите текст чётко, шепотом.
Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и чётко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!
Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.
Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата» выполняется с одновременной передачей мяча. Участник, допустивший ошибку в речи – выбывает. Побеждает команда с большим количеством участников.
Упражнение «Сказочное телевидение» - предлагается индивидуально, по предложениям. Оценивается речь каждого ученика. Диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт, скороговорками так и сыплет: мол, было три дерева, три тетерева, и на каждом дереве по одному тетереву, а два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят и спорят, что у осы не усы, а усики. Глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. Тут трое трубачей затрубили в трубы, и пошли три попа, три Прокопия - попа, три Прокопьевича. А говорят-то они про попа, про Прокопия – попа, про Прокопьевича. Сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. А около колодца вода льётся! Так и прыгали на языке скороговорки, как караси на сковородке!
Упражнение «Собери скороговорку»
Дети разбиваются на две группы. Перед ними по 9 скороговорок, разбитых на части. Задача команд - - правильно и быстро собрать скороговорки и произнести их.