Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад 20
Петродворцового района Санкт- Петербурга
Конспект (проект) методической разработки занятия подготовительной группы детского сада, проведенного воспитателем ГБОУ ДОУ 27 Петродворцового района Санкт- Петербурга
Инной Владимировной Базулиной,
педагогический стаж работы 23 года,
высшая педагогическая категория учителя начальной школы
Санкт – Петербург, 2016
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи, проведённого в подготовительной группе детского сада
по теме: «Звуки [к], [к’]10 сентября 2016 года
Вступительная часть конспекта (преамбула):
программа, используемая в системе образовательно-воспитательной работы детского сада « От рождения до школы» (под ред. Вераксы)
индивидуальные и возрастные особенности воспитанников подготовительной группы детского сада :
тема занятия взята в рамках календарно-тематического периода занятий по развитию речи ребёнка подготовительной группы, а именно:
в тематике занятия используется следующая интеграция образовательных областей: т
тип занятия: занятие по развитию речи общей метологической направленности (построение системы знаний по формированию фонематического слуха ребёнка при изучении того или иного звука речи; использование знаний речи, освоенных раннее в средней и старшей группах развития речи и чтения.
технологии занятия: занятие проблемного учебно-образовательно-воспитательного значения; игровые образовательные технологии развития речи; здоровьесберегающие технологии соблюдения здоровья ребёнка в детском саду при образовании, развитии или воспитании.
время занятия: с 9.00- 09.20 (всего 20 минут).
Цели занятия:
учить детей подготовительной группы детского сада принимать правильное решение при выборе путей нахождения и расхождения между сравнением и обозначением твердого и мягкого звуков [к], [к’];
в целях пропедевтики развития учения учить различать данные звуки по звонкости и глухости; закреплять умения различать звуки по характеристикам – гласные и согласны;
умение детьми вести учебный диалог; работать в группах, в парах;
умение вести коллективную работу с переходом в разные зоны группы (на ковры или ковер) по закреплению и уточнению полученных речевых знаний, а также формированию навыков сравнивать расхождение звуков в различных словах;
анализ собственной образовательной деятельности; самооценка собственной или иной работы; рефлексия и пути совершенствования собственной коррекционной работы на занятиях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ КОНСПЕКТА: В ЛЮБОМ ТИПЕ ДОУ, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА ДРУГИХ ЗАНЯТИЯХ ДОУ В РАМКАХ ФГОС ДОУ.
Задачи разработанного занятия:
Образовательные.
- Предметные:
познакомить детей с распознавание звуков[к], [к’];
ввести алгоритм сравнительной характеристики звукам.
Метапредметные:
- познавательные учебные действия: уметь сравнивать произношение звуков, создавать в сотрудничестве с воспитателем алгоритма сравнения звуков, обозначать или называть звуки нужной буквой;
уметь в игровой ситуации задавать вопросы друг другу и воспитателю, отвечать на поставленные восросы; анализировать, сравнивать, умозаключать, устанавливать причинно-следственные связи в рамках доспупного для детей обучения по теме занятий.
- регулятивные учебные действия:
- определение и формулировка учебной задачи урока под руководством воспитателя и детей, обучение умению высказывать свои версии (пути) сопоставления своей работы с образцом; анализ и оценка ее по критериям и показателям.
3. коммуникативные учебные действия:
- оформление своей мысли в устной форме; умение доказывать отстаивать собственную точку зрения, учитывая различные мнения.
4. личностные:
- проявление интереса к решению проблемы, задач; заинтересованность в получении совета, консультации с целью улучшения учебных результатов; проявление настойчивости, интереса, терпения преодолевать трудности.
Коррекционно-развивающая работа: учить улучшать учебные результаты; проявлять настойчивость, интерес и терпение преодолевать трудности в развитии и обучении.
Методы обучения: по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные. По степени педагогического управления: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью воспитанников, а также с помощью дополнительных источников получения информации.
Формы организации работы: фронтальная, парная, игровая, индивидуальная.
Оборудование занятия:
Для воспитателя: Программа «От рождения до школы: ( под редакцией , рабочие тетради, цветные карандаши, учебный коврик или коврики на детей.
Для детей: коврики, красивые дидактические игры и игрушки в зонах.
Подготовительная (предварительная работа): приготовление воспитателем и воспитанниками оборудования занятия: ковер (коврики), чистота в группе, аккуратность расстановки мебели, игр, игрушек в соответствии с работой в зонах группы детского сада ; рабочие тетради на печатной основе по развитию речи «
Ход занятия по развитию речи
Технологическая карта занятия соответствующая требованиям ФГОС ДОУ
Основные этапы организации учебной деятельности, время | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Используемые методы здоровьесберегающей технологии занятия |
Деятельность воспит | Деятельность воспитан. |
Вводная часть 1.Организация группы на работу (0,5 мин) | Настроить воспитанников на учебную работу | ПР: -Подравняйтесь! Тихо сядьте! | Проверка готовности к занятию, настраиваются на работу. | Соблюдение здоровья ребенка в правилах по осанке |
Мотивация. 2. Постановка учебной цели. Выявление темы урока. (5 мин) | Актуализация целей занятия, четкая постановка темы самими воспит (что и как будут изучать). | - Скажите, а вы любите получать подарки? Когда дарят подарки? Какие подарки можно подарить? Послушайте историю, которая произошла два дня назад. (Рассказывание сказки по мотивам повести «Маленький принц» учителем). Я подарю вам слова-подарки, а вы назовите звуки, которые стоят вначале, их вы будете изучать: культура, красота, книга, коллектив, каша, кефир, кушать, кислород и др.. Догадались? А сейчас я произнесу следующее: «Какой прекрасный свет! Какое изящество! Какая волшебная даль открывается вдруг! Какой красивый наш детский сад. Какие добрые детки! Что это? (Это предложения) А почему я подарила эти предложения? С каких звуков начинаются? Назовите тему нашего занятия. | Да. На ДР. можно подарить компьютер, планшет и пр. Они начинаются на один и тот же звук, но в них есть различия. В некоторых словах, которые начинаются со звука к, это звук твердый, а в некоторых мягкий. Это предложения. | Свободный выбор образовательной задачи; свобода в беседе. Дети сами доказывают, что первое слово в предложении начинается с одного и того же звука! Воспитанники подводятся воспитателем к теме занятия. |
Алгоритм звукового разбора (7 мин) | Дети повторяют алгоритм работы по звуковому произношению звуков к и к мягкого | Веди, Настя | Настя ведет звуковой разбор слова «красота» по алгоритму (-Говорю слово по частям, показываю части в воздухе. Обозначаю части в тетрадях и т.д) | Ребенок в роли исследователя |
Работа в парах (3 мин) | Переход к работе в парах | Воспитатель предлагает поработать по тетрадям в парах | Дети анализируют, сравнивают картинки, схемы, слова со звуками к по рабочим тетрадям. | Обсуждение в группе; метод, направленный на развитие и самопознание детей. Переход к своей паре должен быть самостоятельно выбран ребенком на основе договоренности в общении. Пары работают в разных зонах комнаты. |
Работа на коврике (4 мин) | Переход к работе на коврике по закреплению работы | Учитель предлагает поработать обобщить и закрепить знания со словами, которые начинаются с мягкого или твердого согласного к, к׳ | Дети работают с цветными карандашами, устанавливая связи между звуками в словах. | Активный метод (развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения детей) |
Подведение итогов занятия (0,5 мин) | Подведение итогов урока воспитанниками: работал как обычно, работал лучше, чем всегда | Что сегодня по пытались выявить, что закрепили, что узнали, что сравнивали? | Дети анализируют проделанную работу, каждый соотносит свои действия с алгоритмом, анализируют работу, проделанную на занятии. | Активный метод обучения детей |
Рефлексия (0,5мин) | Самооценка собственной работы | Над чем надо еще поработать на других занятиях? | -Я хотела усвоить .. изучить … уметь читать и писать письменные буквы К, к | Самопознание, самооценка, взаимооценка |
Текст методической разработки конспекта занятия по развитию речи в рамках тематическо-календарного планирования в соответствии с ФГОС ДОУ по теме « Звуки и в соответствии с Положением о публикациях в сборниках ГБОУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Использованная литература:
«От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
Учитель и инновции: идеи, опыт, практика: сборник методических материалов. Выпуск 5 /сост. М.М. Мединская, Н.П. Танина. – СПб.6 Скифия – принт, 2015. – 114 с.
Д. И. Воробьёва, И. В. Базулина «Развитие основ экологической культуры
Интернет ресурс:
Источник: http://medvesti.com/sovety/1494-zdorovesberegayuschie-tehnologii.html