Классный час в 1 классе
Тема: Приглашение к столу
Подготовила и провела воспитатель начальных классов :Волкова М. С. Киреевской школы для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей»
ЦЕЛЬ:
познакомить детей с правилами сервировки стола и поведения за столом
привить полезные умения и эстетические навыки, закрепляющие важные человеческие качества
(аккуратность, осанку, умение держаться за столом)
содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата
воспитывать культуру поведения за столом и общения с людьми.
Развивать наглядно-образное мышление, осведомленность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Скатерть для сервировки
Посуда, салфетки, приборы для сервировки
Иллюстрации поведения за столом
Правила поведения перед едой, во время еды, после еды
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент(В кругу)
Друзья, я очень рада
Приветствовать всех вас.
И для меня награда –
Сиянье ваших глаз.
-У нас сегодня гости! Поприветствуем гостей и друг друга и произнесем громко свое имя .С доброй улыбки друг другу и начнем свое занятие.
-Здравствуйте гости , и по очереди здороваются друг с другом по кругу.(игрушка – слово)
-Какой смысл вложен в доброе слово «Здравствуйте»?
(оказываем внимание друг другу, всем окружающим, желаем здоровья )
Здоровье- это самое ценное , что есть у людей, а значит, его надо беречь.
-И первая причина, чтобы сохранить здоровье , надо культурно питаться.
-Кто согласен со мной, хлопните в ладоши!.Кто не согласен , топните.
Мадина-«А я помню стихотворение которое нам читали на уроке «Здоровья»
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Воспитатель:
-Совершенно верно
-Я знаю ,каждый в классе гений ,
Но без труда – талант не впрок.
Успех придет к вам , без сомненья,
Вперед , за дело, любознательный народ!
2.Создание проблемной ситуации
Постановка темы и задач
-Сегодня к нам в гости пришел герой известной сказки А.Толстого «Золотой ключик»(Звучит песня «Буратино)
-Я надеюсь , вы все его узнали? Как его зовут?
-Давайте ,только на одну минутку заглянем в гости к сказочным героям. Послушайте и обратите внимание, как ведет себя за столом Буратино.
…Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал , не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась , чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.
Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго…
-Как вы думаете, а какие замечания сделала Мальвина Буратино?
Ответы детей:1)вымыть руки;2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол;3)не есть руками , для этого есть ложки и вилки.
Вывод: Все правила поведения за столом не выдуманы. Они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с нами. Сегодня мы будем учиться следовать основным правилам поведения за столом , чтобы вы никогда не попадали в такое неудобное положение.
Сообщение темы занятия
Мне очень хочется, чтобы вы были воспитанными и культурными людьми , и поэтому
сегодня мы узнаем «О правилах поведения за столом во время еды»
Кроме этого мы закрепим умения сервировать стол и правильно пользоваться приборами и салфетками.
3.Актуализация знаний
Наша Элина то же приготовила весьма интересное стихотворение. Послушайте , пожалуйста. (читает стихотворение Б.Кожевникова «Медвежонок»
-Эй, послушай косолапый.
Разве можно кушать лапой?
-Нет, нельзя,- вздохнул он грустно,-
Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножко.
А потом пойду за ложкой.
-Что вызвало смех? (использовать игрушку-слово)
-Чего не знал косолапый ?
-Как вы думаете, о чем хотел сказать автор стихотворения?
- Учитель: слайд 2
Тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ложек, ни ножей. Воины, возвратившиеся из похода, кинжалами и охотничьими ножами отрезали мясо от туши. Громко чавкая, сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.
Учитель: слайд 3
Ребята, а вы знаете, что уже у древних египтян(объяснить слово) были в почёте столовые приборы, а умение есть красиво и бесшумно считалось важным достоинством.
На Руси столовые приборы подавались только почётным гостям, а сами хозяева брали кушанья с тарелки руками.
Решение проблемы. Открытие новых знаний.
слайд 4
Всерьёз взялся обучать русских дворян хорошим манерам только Пётр I. Он составил и издал знаменитую книгу «Юности честное зерцало», в которой были изложены правила поведения в обществе и подробно описаны правила
поведения за столом.
-Эти правила применяют и сейчас .. Они должны стать нормой поведения , войти в привычку.
Как правильно накрыть стол слайд 6 (Игрушка Буратино)
Знаете, у французов есть такая поговорка «Аппетит приходит во время еды». И действительно, чем красивее выглядит тарелка с едой, тем с большим аппетитом человек ест.
Но приятные вкусовые качества еды должны дополняться и красиво оформленным столом, это создаст хорошее настроение. Стол не следует сервировать задолго до начала еды: блюда теряют свой привлекательный вид остывают. (Игрушка-слово)
- Скажите, по каким случаям мы накрываем стол, сервируем его? (Каждый день, по праздникам.)
Значение слова сервировка-в толковом словаре - означает (подготовка стола к приему пищи,т. Е. правильная , в определенном порядке, расстановка всех необходимых , соответствующим блюдам предметов – посуды, приборов, салфеток.)
Да, есть сервировка стола повседневная. Это, когда мы накрываем стол на завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Что мы делаем каждый день слайд
А еще есть сервировка стола праздничная. Очень часто мы встречаем гостей и любим это делать. слайд
Давайте сейчас мы с вами попробуем накрыть стол, вспомнив все, чему мы научились на предыдущих занятиях.
5.Применение знаний в практических ситуациях
Игра «Сервируем стол»(две команды)(игрушка буратино) Накрываем стол скатертью.
Расставляем тарелки, раскладываем столовые приборы, раскладываем салфетки.
Первое блюдо ( подставка + тарелка + ложка носиком вверх + салфетка).
Второе блюдо (подставка + тарелка + нож справа + вилка слева + салфетка).
Чай (блюдце с чашкой ручкой влево + пирожок слева + салфетка).
Итак, столы накрыты! Обратите внимание на наши сегодняшние столы .Чем они отличаются от нашего обычного стола в столовой?( он засервирован празднично)
И сейчас мы постараемся раскрыть тайны культурного обращения с такими хорошо нам известными предметами.
слайд 7
Вилка, ложка и нож – важные и незаменимые помощники человека во время еды. Они также могут являться украшением стола.
Ученик 1.Лера
Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.
Немного истории …
Мадина занималась поисковой деятельностью и подготовила сообщение из книги «Веселый этикет» про историю вилки.
слайд 8
У вилки очень интересная история. Известно даже точное время и место ее рождения. 1072 год, Константинополь, императорский дворец. Первая вилка была сделана в единственном экземпляре из золота, ее ручку сделали из слоновой кости и украсили инкрустацией из перламутра. Эта вилка была изготовлена специально для– принцессы Марии. Она сама придумала и заказала этот столовый прибор, так как считала для себя унизительным есть руками.
.
Слайд 9 – 10 (показ действий)
Обычно блюда едят с помощью ложки, вилки и ножа. Ложку держат всегда в правой руке, нож тоже, а вот вилку в левой. Ложку, вилку и нож после еды следует оставлять в тарелке или положить на специальную подставку Во время еды нужно стараться, чтобы руки были прижаты к телу, а кисти рук свободно двигались.
Ученик 2.Арсений
Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.
Ученик 3.Лера
Есть с ножа – невежество,
Кто ест с ножа – обрежется!
Ученик 4.Полина
Ложка в чашке – не пропеллер,
Не спеша помешивай,
Чтобы гости не смотрели
На тебя насмешливо.
Ученик 5.Мадина
Не вытирай свой рот рукой –
Салфетка есть перед тобой.
слайд 11(Показать прием складывания)
Салфетка служит для предохранения одежды от загрязнения, для вытирания губ и пальцев. Салфетки кладут слева от вилок. Салфетку можно положить между ножом и вилкой. Можно положить на месте тарелки или поверх нее, в зависимости от того, как она сложена.
- Ну вот, стол уже накрыт. Как пользоваться столовыми приборами мы знаем, наверное, можно и за стол садиться?
-Почему нет? ( нужно помыть руки)
А зачем нужно мыть руки перед едой?
Мультфильм «Смешарики. Чистые руки»
слайд 12-13
Как правильно сидеть за столом
Стол накрыли, руки помыли. Можно приступать к еде. Скажите, ребята, а как нужно сидеть за столом? Помогите Буратино расскажите, какие правила соблюдают воспитанные люди за столом.
Ученик 6.Оля
Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся –
Это не качели.
Ученик 7.Катя
Не вертись, спокойно кушай
И не чавкай, словно хрюша.
Ученик 8.Инна
Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».
Жуёшь – закрытым рот держи.
Проглоти – потом скажи.
Слайд 14
Итак, мы запомнили, что…(Практическое задание за столом)
Садиться на стул нужно не на краешек, а полностью, чтобы чувствовать спинку стула. Сев на стул, его нужно придвинуть к столу, но не близко. Сидеть нужно прямо, но свободно.
2. Не болтать ногами, не жестикулировать, не разговаривать во время еды. Если локти лежат на столе, они занимают место, предназначенное для тарелок
Вывод: Конечно, ребята, очень важно то, как выглядит стол во время приема пищи, внешний вид блюда и самого человека, но самое важное – как человек умеет есть. Люди, которые едят неаккуратно, некрасиво, портят другим аппетит. С ними неприятно общаться, их никто не захочет пригласить на праздничный ужин или даже просто составить компанию за обедом в столовой
Физ. минутка: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
(надуть живот и щеки, одна рука на поясе, другая изогнута , как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
(присели , одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(хлопнуть в ладоши, руки в стороны, покружиться на месте)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(руки вверх и сделать «замок»)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
(взяться за руки и сделать круг)
6.Итог:
Игра« Хорошо или плохо» ( работа в группах)
Дети получают картинку с ситуацией, обсудив в группах, объясняют, правильно ли ведут себя герои и какое правило поведения за столом они нарушили.
Итог:
-Дорогие ребята , мне очень хочется , чтобы вы запомнили , как надо вести себя за столом., и применяли эти правила .Не только в гостях , но и в повседневной жизни , покажите ,что за столом сидит воспитанный человек .Тогда вас будет приятно пригласить в гости.
Рефлексия:
Наш разговор подходит к концу, попрошу вас встать в круг. Мне было приятно с вами общаться, все были просто молодцы. Поделитесь ,пожалуйста, своими впечатлениями..Воспользуйтесь в своих ответах одним из этих предложений:
«Сегодня я узнал…»
-«Мне показалось важным…»
«Я понял, что…»
«Я думаю , что…»
«Меня удивило…»
Скажут дети- «А сейчас всех гостей мы приглашаем за наш праздничный чайный стол!.
-дети убирают лишние предметы., оставляют чайные приборы.