Тема занятия: Развитие связной речи по теме «Зимующие птицы» Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц» (см. Волосовец).
Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка для птиц»
Задачи: - учить детей придумывать события, предшествующим изображённым событиям, уточнять знания детей о зимующих птицах, развивать умение грамматически правильно строить высказывание, воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто нуждается в помощи
Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Предварительная работа: чтение художественных произведений М. Горького «Воробьишко» и И. С. Соколова – Микитова «На лесной дороге» дидактические игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует» изготовление кормушек для птиц из подручных материалов.
Ход занятия:
Ребята, утром я встретила верещунью, белобоку, а зовут её … (сорока)
Она поведала мне, что птицы зовут нас в гости в зимний лес, (фонограмма птичьих голосов)
Чьи голоса мы услышали? (Птиц).
А какие птицы живут в зимнем лесу? (Снегири, воробьи, вороны, сороки, снегири, синицы).
А как можно назвать этих птиц? (Зимующие).
Но для того, чтобы пойти в гости, нам надо подготовиться.
Соедините точки и узнайте к каким птицам мы пойдём в гости.
Какая птичка у тебя получилась? (Воробей). Найди её на картинке. А у тебя?
Молодцы. Все узнали птиц.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Давайте поиграем в игру: «Ветер и птицы»
Часть детей ветер, часть птицы. Ветер дует, птицы приседают, ( прячутся). Ветер стих (дети приседают), птицы полетели. Потом меняются ролями.
А у меня для вас сюрприз. Вы любите смотреть кино? А сейчас мы будем создавать кино.
Проходите в киномастерскую. Садитесь. Готовы?
Переворачиваю первую картинку. (Грустные птицы на ветке дерева. Под деревом мальчик и девочка).
1 Кто на этой картинке?
2 Куда пришли дети?
3 Кого они увидели?
4 Почему птицы грустные?
Переворачиваю вторую картинку.
(мальчик держит молоток, девочка подаёт ему гвоздь. Делают кормушку).
1 Что делают дети?
2 Из чего они делают кормушку?
3 Что держит мальчик в руках?
4 Что подаёт ему девочка?
5 Что они положат в кормушку?
Переворачиваю третью картинку (мальчик наклоняет ветку дерева, девочка подаёт ему кормушку).
1 Куда пошли дети?
2 Что делает мальчик?
3 Что делает девочка?
Переворачиваю четвёртую картинку. (На кормушке сидят птицы, дети на них смотрят).
1 Кто прилетел к кормушке?
2 Что они делают?
3 Какое настроение у птиц?
4 Что делают дети?
А теперь посмотрите ещё раз на картинки. Получилось у нас кино?
А теперь придумайте ему название. Что ещё можно придумать? (Имена детей).
РАССКАЗ: Наступила суровая зима. Таня и Ваня пошли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные воробьи и синички. Им было холодно и голодно. Таня предложила помочь птицам. И вот работа закипела. Ваня взял инструмент и строительный материал, а Таня стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети вернулись в парк. Таня подала кормушку Ване, а он повесил её на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на кормушке. ( Я озвучила наше кино).
5. А теперь подумайте, как вы будете рассказывать.
Начните свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку?
6.Молодцы, хорошие составили рассказы.
А чем мы можем угостить птиц? Что они едят зимой?
Если накрошить им угощение в снег, птицы смогут его достать?
Вы дома сделали кормушки, а я приготовила корм. Давайте посмотрим, чем мы будем угощать птиц? Семечки, ягоды рябины, пшено, овёс, а для синичек у нас есть кусочки сала, они его очень любят. Вот мы и подготовили угощение для птиц. Сейчас пойдём на прогулку, повесим наши кормушки и покормим птиц.