Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат основного общего образования г. Белебея
муниципального района Белебеевский район РБ
Фольклорный праздник:
«В гости к хозяюшке»
Выполнила: Гареева Олеся Анатольевна
учитель начальных классов
2011-2012 учебный год
Цели.
Повторение малых фольклорных жанров.
Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с учителем.
Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей.
Ход занятия
Звучит песня о России
Хозяюшка.
Здравствуйте, гости дорогие!
Дай Бог тому,
Кто в нашем дому,
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И здоровьицем!
Дорогие ребятки, я предлагаю вам на время забыть что мы находимся в этом зале давайте все мы с вами закроем глазки и окажемся с вами в крестьянской избе.
А у меня хлопот полон рот.
Вон сколько детушек-малолетушек.
Мои детушки в дому,
Что оладушки в меду,
Красны яблочки в саду.
Я и прибираю, и подаваю,
Одним одна за всех отвечаю.
Детки мои, посмотрите, какая у нас новая изба. Большая, просторная. Показали ручонками (руки в стороны), вот какая она просторная, (руки подняли вверх) высокая. Попляшем, покружимся, ножками потопаем.
Входит хозяюшка с детками, здоровается.
УЧИТЕЛЬ – Дети, давайте постучимся в избу и узнаем, дома ли хозяева, ждут ли нас?
Можно войти?
Дверь открывает молодая девушка с хлебом и солью.
ДЕВУШКА – Приглашаем вас с любовью
И встречаем с хлебом – солью.
УЧИТЕЛЬ (берет поднос) - Спасибо, молодушка.
ДЕВУШКА – Садитесь за стол, отведайте хлебца.
Дети с учителем садятся за стол и по очереди отщипывают от хлеба кусочек, опускают его в соль и съедают. По окончании церемонии хлеб отставляют в сторону.
УЧИТЕЛЬ – Скажи-ка молодушка, как звать-величать тебя?
ДЕВУШКА – Зовут меня – Марья–искусница. Я - дочь хозяйки. Она по делам уехала на базар, а мне поручила встретить вас и рассказать о нашем житье-бытье. Вот сейчас поставлю самовар на стол, с ним будет уютней и веселей.
Детки мои давайте мы свами вспомним что проходили на прошлых занятиях без этого нас не пускают в нашу избу….
Мы много раз с вами ходили в нашу избу, знакомились с разными старинными предметами. Она такая же большая?
Дети. Нет. Маленькая. Там тесно.
Хозяюшка. А здесь просторно, свободно
Давайте посмотрим что есть в новой избе ... но только нам необходимо разгодать загадки.
Зимой нет теплей, Летом нет холодней (печка)
Дети. Печка.
Хозяйка. Для чего нужна печка?
Дети. Чтобы в избе было тепло.
Хозяйка. А ещё для чего?
Дети. Суп, кашу варить. Спать на ней.
Дети. Да!
Хозяйка загадывает следующие загадки показывает на ухват, кочергу и другие предметы.
(Голос из-за печки ворчливо)
Домовой. Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.
Василиса. Кто это говорит со мной из-за печки?
Домовой. Это я, запечный житель.
Василиса. Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель? Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?
Домовой. Меня зовут известно как, Домовой я
Василиса. А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.
Домовой , Домовой приходи к нам домой
Домовой (неуверенно) Здра-а-сте, это вы меня звали?
Василиса. Мы, Домовой, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.
Домовой. Спасибо! Добрая ты видать хозяюшка.
И правда Василиса – Премудрая, ты хозяюшка чудная.
Василиса. Спасибо, спасибо, Домовой. Да ты видать стихи писать умеешь.
Домовой. Да умею.
Василиса. Вот будет славно если ты прочтешь нам свои стихи.
Домовой. Ну так и быть, слушайте.
Дед хозяйственный такой
Старый добрый Домовой
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу
Рад стараться Домовой
Чтобы мир был и покой.
Василиса. Какие прекрасные стихи (дети аплодируют). Домовой, ты сказал «сказки сказывать могу», а ещё что можешь?
Домовой. Да я сказок знаю много, а ещё я люблю играть. Давайте поиграем.
Хозяйка. Что это?
Дети. Сундук.
Хозяйка. Для чего нужен сундук?
Дети. Одежду хранить. Спать на нём.
Хозяйка увидела люльки с куклами и подошла к ним.
Хозяйка. Что перед нами, детки?
Дети. Люльки.
Хозяйка. А ещё как можно назвать?
Дети. Колыбелька.
Хозяйка. Здесь люльки стоят на полу, а в той избе колыбелька подвешена к потолку. А кто в люльках спит?
Дети. Наши детки-доченьки.
Хозяйка. Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?
Дети. Танюша, Ванюша, Айнуша, Никитушка, Данилушка.
Хозяйка. Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться.
Хозяюшка подходит к люлькам.
Хозяюшка. Катеньке пора просыпаться. Давайте мы разбудим нашу Катеньку.
Дети помогают будить куклу. У одной люльки - Хозяюшка,
Потягушки (все дети проговаривают, помогают).
Хозяйка.
Тяги-тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки.
А в ручки хватушеньки,
А в ножки ходушеньки,
А в роток - говорунок,
А в головку - разумок.
Ребёнок.
Тяги-тяги, потягушеньки,
На доченьку порастушеньки.
Ты расти, расти, дочурка,
Как пшеничный колосочек.
Ребёнок вынимает куклу из люльки. Хозяйка помогает.
Ой, ты моя маленькая,
Моя хорошенькая,
Ты моя пригоженькая.
Сейчас мы с тобой умоемся.
Подходит мальчик (может Хозяйка) с кувшином и полотенцем, поливает.
Девочка умывает куклу и читает потешку. Помогают все дети вместе с Хозяюшкой.
Девочка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Пока ребёнок вытирает кукле лицо, все дети проговаривают и имитируют действия.
Дети.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Хозяйка (обращаясь к кукле). А теперь тебя надо причесать.
Ребёнок причёсывает куклу.
Ребёнок.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Другая девочка берёт куклу, любуется ею.
Девочка.
Вот какая ты у меня красавица!
Глазки - бусинки,
Носик - пуговка,
Ротик - клюковка,
Дочка моя куколка!
Нежно прижимает её к себе, целует.
А теперь пойдём кушать.
Кормит куклу.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Напоила чаем.
А теперь пойдём с тобой погуляем.
Хозяйка. Кто хочет погулять с куколкой? Ты, Рената, хочешь? Пожалуйста.
Рената берёт куклу и учит её ходить.
Юля.
Ой, дубок, дубок, дубок,
Скоро Катеньке годок.
Катя, Катя, маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
На дорожке сидит кошка. Выходит мальчик и обращается к кошке. Все дети помогают.
Мальчик.
Киска, брысь, киска, брысь,
На дорожке не садись,
Наша Катенька пойдёт,
Через киску упадёт.
Кукла “падает” и “плачет”.
Девочка поднимает упавшую куклу.
Девочка.
Не плачь, не реви,
У волка боли,
У зайца боли,
А у доченьки заживи.
Хозяйка. Вот вы и погуляли, теперь можно отдохнуть.
Сажает куклу. Обращает внимание детей на Катиных друзей, которых она пригласила к себе в гости: пришли курочка с петушком, собачка, кошки, поросёнок и др.
Детушки, мои малолетушки, смотрите, а Катины гости заскучали. Надо их развеселить. Можно порадовать гостей потешкой.
Все встали посвободнее по всей избе, разбежались как цыплятки.
«Беленькие перышки,
красный гребешок.
Кто это на колышке?
(Петя - Петушок)»
Хозяйка берёт петушка и предлагает спеть потешку “Петушок”. Все потешки дети исполняют с движениями.
Дети.
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
Хозяйка (обращаясь к петушку). Петушку очень понравилась потешка. Он просит ещё прочитать. Детки, а прочтём ему потешку про его гребешок.
Дети.
Петя, Петя, петушок,
Подари нам гребешок!
Отвечает петушок:
“Подарил бы, если б мог.
Только я без гребешка
Не похож на петушка”.
Хозяйка (закрывает рукой гребешок). Без гребешка на кого похож петушок?
Дети. На курочку.
Хозяйка. А как курочка поёт?
Дети. Ко-ко-ко.
Хозяйка. Может, не будем просить гребешок у петушка? Пусть он будет красивым и радует нас своей песенкой.
Дети соглашаются, и хозяйка сажает петушка.
Одна девочка мальчику
Девочка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Да кафтан прожег.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.
Другая девочка другому мальчику
Девочка: Где ты, брат Иван?
Мальчик: В горнице.
Девочка: А что делаешь?
Мальчик: Помогаю Петру.
Девочка: Петр что делает?
Мальчик: Да на печи лежит.
Ой! Кто это у меня на печке греется и ласково мурлычет. Да это же кот Васька! Иди, иди сюда котик, не бойся. Позовите его, ребята, ласково. Котенька-коток, иди к нам.
Рассматриваем игрушечного кота, говорим ему ласковые слова: "Вот какая шубка мягкая, гладкая. Как у нашего кота шубка очень хороша. А это усы, удивительной красы. Котику нравится, когда ему гладят спинку, животик, ушки, хвостик".
Дети рассказывают котику потешку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы
Глазки смелые, зубки белые.
"А петь кот умеет? А как?" (мур-мур)
"А где кот Васька любит погреться?" (на печке)
"А что еще любит кот?" (молоко)
"Правильно, ребятки, кот любит погреться на печке и любит лакать молоко". сажаю кота на печь.
Слышится на печке: “Мяу-мяу”.
Хозяюшка подходит к печке, на которой лежит кот, гладит печку, показывает на кота.
Хозяюшка. А вот и он. Всё на печке лежит, греется!
Берёт кота, подносит к детям. Дети рассматривают его, гладят, описывают с помощью Хозяйки. Тут появляется белый кот, очень красивый, пушистый. Дети сравнивают котов. Хозяюшка берёт на руки серого кота.
Хозяюшка.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша...
Детки, а может, вы сами расскажете про котика? Очень хочу послушать.
Дети вместе с Хозяюшкой.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?
Кот. Мяу-мяу! Мур-мур!
Хозяюшка. Детки, давайте поиграем с котиком.
Игра “Кот Васька”.
Хозяюшка берёт кота. У него на шее висит сумочка.
Хозяюшка. Котя-коток! А что у тебя в сумочке?
Кот. Пирожок! (Показывает).
Хозяюшка. А где ты его взял?
Кот.
Ходил котик на торжок,
Купил котик пирожок...
Хозяюшка. Оля, а что дальше было?
Оля.
Пошёл котик на улочку
Купил котик булочку...
Хозяюшка.
Самому ли съесть
Либо деткам снесть?..
Кот.
Я и сам укушу
И ребяткам отнесу.
Хозяюшка. Спасибо, котик! Какой ты хороший, добрый, умный. Детки, какой котик?
Дети. Добрый, умный, ласковый.
Хозяюшка. Уж очень ты нам понравился, котенька-коток. Мы тебе ещё споём.
Дети.
Котя-котенька, коток.
Котя серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Хозяюшка. Детки, а Катюшу-то пора спать укладывать.
Кто-то из детей несёт Катю и укладывает в колыбельку. Хозяюшка и дети поют колыбельную песенку “Серый волчок”.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Прийдет серенький волчок
И ухватит за бочек.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчок, не ходи,
Нашу Катю не буди.
Хозяюшка. Вот и уснула наша Катенька, пусть поспит, а мы тихо-тихо, чтобы не разбудить её, пойдём погуляем.
Хозяйка держит кота на руках.
Кот. Мур-мур.
Хозяюшка (обращаясь к коту). Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье?
Кот. Мур-мур. Мне очень понравились детки, их потешки, и я для них приготовил сюрприз. Эй, чудо-печка, угости деток!
Хозяюшка идёт к печке, принюхивается.
Хозяюшка. Ах, как вкусно пахнет яблоками, грибами, капустой.
Подходит к печке, заглядывает в неё, а там... пироги. Достаёт пироги и благодарит кота, чудо-печку за пироги.
Хозяюшка. Детки мои, вот какой у нас котик-коток, серенький хвосток. Скажем ему спасибо. А теперь пойдём в группу пить чай с пирогами.
Звучит русская народная музыка. Дети с Хозяюшкой покидают избу.
25