СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности фольклорного праздника: «В гости к хозяюшке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия внеурочной деятельности фоьклорного праздника

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности фольклорного праздника: «В гости к хозяюшке»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования г. Белебея

муниципального района Белебеевский район РБ
















Фольклорный праздник:

«В гости к хозяюшке»






















Выполнила: Гареева Олеся Анатольевна

учитель начальных классов










2011-2012 учебный год



Цели.

Повторение малых фольклорных жанров.

Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с учителем.

Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей.


Ход занятия

Звучит песня о России

Хозяюшка.

Здравствуйте, гости дорогие!


Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Дорогие ребятки, я предлагаю вам на время забыть что мы находимся в этом зале давайте все мы с вами закроем глазки и окажемся с вами в крестьянской избе.


А у меня хлопот полон рот.

Вон сколько детушек-малолетушек.

Мои детушки в дому,

Что оладушки в меду,

Красны яблочки в саду.

Я и прибираю, и подаваю,

Одним одна за всех отвечаю.

Детки мои, посмотрите, какая у нас новая изба. Большая, просторная. Показали ручонками (руки в стороны), вот какая она просторная, (руки подняли вверх) высокая. Попляшем, покружимся, ножками потопаем.


Входит хозяюшка с детками, здоровается.

УЧИТЕЛЬ – Дети, давайте постучимся в избу и узнаем, дома ли хозяева, ждут ли нас?

Можно войти?

Дверь открывает молодая девушка с хлебом и солью.

ДЕВУШКА – Приглашаем вас с любовью

И встречаем с хлебом – солью.

УЧИТЕЛЬ (берет поднос) - Спасибо, молодушка.

ДЕВУШКА – Садитесь за стол, отведайте хлебца.

Дети с учителем садятся за стол и по очереди отщипывают от хлеба кусочек, опускают его в соль и съедают. По окончании церемонии хлеб отставляют в сторону.

УЧИТЕЛЬ – Скажи-ка молодушка, как звать-величать тебя?

ДЕВУШКА – Зовут меня – Марья–искусница. Я - дочь хозяйки. Она по делам уехала на базар, а мне поручила встретить вас и рассказать о нашем житье-бытье. Вот сейчас поставлю самовар на стол, с ним будет уютней и веселей.


Детки мои давайте мы свами вспомним что проходили на прошлых занятиях без этого нас не пускают в нашу избу….


Мы много раз с вами ходили в нашу избу, знакомились с разными старинными предметами. Она такая же большая?


Дети. Нет. Маленькая. Там тесно.


Хозяюшка. А здесь просторно, свободно


Давайте посмотрим что есть в новой избе ... но только нам необходимо разгодать загадки.


Зимой нет теплей, Летом нет холодней (печка)


Дети. Печка.


Хозяйка. Для чего нужна печка?


Дети. Чтобы в избе было тепло.


Хозяйка. А ещё для чего?


Дети. Суп, кашу варить. Спать на ней.


Дети. Да!


Хозяйка загадывает следующие загадки показывает на ухват, кочергу и другие предметы.

(Голос из-за печки ворчливо)


Домовой. Сама то печка добрая. Всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят всё сами съесть, мне ничего не оставить.

Василиса. Кто это говорит со мной из-за печки?

Домовой. Это я, запечный житель.

Василиса. Запечный житель? Кто бы это мог быть. А как тебя зовут запечный житель? Может ты вылезешь из-за печи, да с нами поговоришь?

Домовой. Меня зовут известно как, Домовой я

Василиса. А мы с ребятами на тебя хотим посмотреть. Ребята, хотите на него посмотреть? Тогда давайте его дружно позовём все вместе.

Домовой , Домовой приходи к нам домой

Домовой (неуверенно) Здра-а-сте, это вы меня звали?

Василиса. Мы, Домовой, как мы рады тебе, правда ребята, проходи пожалуйста, присаживайся на печку, здесь тебе будет уютнее.

Домовой. Спасибо! Добрая ты видать хозяюшка.

И правда Василиса – Премудрая, ты хозяюшка чудная.


Василиса. Спасибо, спасибо, Домовой. Да ты видать стихи писать умеешь.

Домовой. Да умею.

Василиса. Вот будет славно если ты прочтешь нам свои стихи.

Домовой. Ну так и быть, слушайте.

Дед хозяйственный такой



Старый добрый Домовой

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу

Рад стараться Домовой

Чтобы мир был и покой.

Василиса. Какие прекрасные стихи (дети аплодируют). Домовой, ты сказал «сказки сказывать могу», а ещё что можешь?

Домовой. Да я сказок знаю много, а ещё я люблю играть. Давайте поиграем.

Хозяйка. Что это?

Дети. Сундук.


Хозяйка. Для чего нужен сундук?


Дети. Одежду хранить. Спать на нём.


Хозяйка увидела люльки с куклами и подошла к ним.


Хозяйка. Что перед нами, детки?


Дети. Люльки.


Хозяйка. А ещё как можно назвать?


Дети. Колыбелька.


Хозяйка. Здесь люльки стоят на полу, а в той избе колыбелька подвешена к потолку. А кто в люльках спит?


Дети. Наши детки-доченьки.


Хозяйка. Куклы - ваши дочки, а вы - мамины детки. Все мамы очень любят своих детей. Они целуют их, обнимают, ласково и нежно называют. Как ласково называют вас мамы?


Дети. Танюша, Ванюша, Айнуша, Никитушка, Данилушка.


Хозяйка. Мамы хотят, чтобы их дети всегда были весёлыми, ели, спали, любили умываться, причёсываться.


Хозяюшка подходит к люлькам.


Хозяюшка. Катеньке пора просыпаться. Давайте мы разбудим нашу Катеньку.


Дети помогают будить куклу. У одной люльки - Хозяюшка,


Потягушки (все дети проговаривают, помогают).


Хозяйка.


Тяги-тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки.

А в ручки хватушеньки,

А в ножки ходушеньки,

А в роток - говорунок,

А в головку - разумок.


Ребёнок.


Тяги-тяги, потягушеньки,

На доченьку порастушеньки.

Ты расти, расти, дочурка,

Как пшеничный колосочек.


Ребёнок вынимает куклу из люльки. Хозяйка помогает.


Ой, ты моя маленькая,

Моя хорошенькая,

Ты моя пригоженькая.

Сейчас мы с тобой умоемся.


Подходит мальчик (может Хозяйка) с кувшином и полотенцем, поливает.


Девочка умывает куклу и читает потешку. Помогают все дети вместе с Хозяюшкой.


Девочка.


Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Пока ребёнок вытирает кукле лицо, все дети проговаривают и имитируют действия.


Дети.


Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.


Хозяйка (обращаясь к кукле). А теперь тебя надо причесать.


Ребёнок причёсывает куклу.


Ребёнок.


Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.


Другая девочка берёт куклу, любуется ею.


Девочка.


Вот какая ты у меня красавица!

Глазки - бусинки,

Носик - пуговка,

Ротик - клюковка,

Дочка моя куколка!


Нежно прижимает её к себе, целует.


А теперь пойдём кушать.


Кормит куклу.


Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Напоила чаем.

А теперь пойдём с тобой погуляем.


Хозяйка. Кто хочет погулять с куколкой? Ты, Рената, хочешь? Пожалуйста.


Рената берёт куклу и учит её ходить.


Юля.


Ой, дубок, дубок, дубок,

Скоро Катеньке годок.

Катя, Катя, маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.


На дорожке сидит кошка. Выходит мальчик и обращается к кошке. Все дети помогают.


Мальчик.


Киска, брысь, киска, брысь,

На дорожке не садись,

Наша Катенька пойдёт,

Через киску упадёт.


Кукла “падает” и “плачет”.


Девочка поднимает упавшую куклу.


Девочка.


Не плачь, не реви,

У волка боли,

У зайца боли,

А у доченьки заживи.


Хозяйка. Вот вы и погуляли, теперь можно отдохнуть.


Сажает куклу. Обращает внимание детей на Катиных друзей, которых она пригласила к себе в гости: пришли курочка с петушком, собачка, кошки, поросёнок и др.


Детушки, мои малолетушки, смотрите, а Катины гости заскучали. Надо их развеселить. Можно порадовать гостей потешкой.


Все встали посвободнее по всей избе, разбежались как цыплятки.

«Беленькие перышки,

красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петя - Петушок)»


Хозяйка берёт петушка и предлагает спеть потешку “Петушок”. Все потешки дети исполняют с движениями.


Дети.


Петя, Петя, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь.


Хозяйка (обращаясь к петушку). Петушку очень понравилась потешка. Он просит ещё прочитать. Детки, а прочтём ему потешку про его гребешок.


Дети.


Петя, Петя, петушок,

Подари нам гребешок!

Отвечает петушок:

“Подарил бы, если б мог.

Только я без гребешка

Не похож на петушка”.


Хозяйка (закрывает рукой гребешок). Без гребешка на кого похож петушок?


Дети. На курочку.


Хозяйка. А как курочка поёт?


Дети. Ко-ко-ко.


Хозяйка. Может, не будем просить гребешок у петушка? Пусть он будет красивым и радует нас своей песенкой.


Дети соглашаются, и хозяйка сажает петушка.



Одна девочка мальчику


Девочка: Федул, что губы надул?


Мальчик: Да кафтан прожег.


Девочка: Зачинить можно!


Мальчик: Да иглы нет.


Девочка: А велика ли дыра?


Мальчик: Да один ворот остался.



Другая девочка другому мальчику


Девочка: Где ты, брат Иван?


Мальчик: В горнице.


Девочка: А что делаешь?


Мальчик: Помогаю Петру.


Девочка: Петр что делает?


Мальчик: Да на печи лежит.


Ой! Кто это у меня на печке греется и ласково мурлычет. Да это же кот Васька! Иди, иди сюда котик, не бойся. Позовите его, ребята, ласково. Котенька-коток, иди к нам.



Рассматриваем игрушечного кота, говорим ему ласковые слова: "Вот какая шубка мягкая, гладкая. Как у нашего кота шубка очень хороша. А это усы, удивительной красы. Котику нравится, когда ему гладят спинку, животик, ушки, хвостик".


Дети рассказывают котику потешку:


Как у нашего кота


Шубка очень хороша.


Как у котика усы


Удивительной красы


Глазки смелые, зубки белые.


"А петь кот умеет? А как?" (мур-мур)


"А где кот Васька любит погреться?" (на печке)


"А что еще любит кот?" (молоко)


"Правильно, ребятки, кот любит погреться на печке и любит лакать молоко". сажаю кота на печь.

Слышится на печке: “Мяу-мяу”.


Хозяюшка подходит к печке, на которой лежит кот, гладит печку, показывает на кота.


Хозяюшка. А вот и он. Всё на печке лежит, греется!


Берёт кота, подносит к детям. Дети рассматривают его, гладят, описывают с помощью Хозяйки. Тут появляется белый кот, очень красивый, пушистый. Дети сравнивают котов. Хозяюшка берёт на руки серого кота.


Хозяюшка.


Как у нашего кота

Шубка очень хороша...


Детки, а может, вы сами расскажете про котика? Очень хочу послушать.


Дети вместе с Хозяюшкой.


Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.


Хозяюшка. Спасибо вам, ребятушки! Как вы меня порадовали! Котя-коток, а тебе понравилось?


Кот. Мяу-мяу! Мур-мур!


Хозяюшка. Детки, давайте поиграем с котиком.


Игра “Кот Васька”.


Хозяюшка берёт кота. У него на шее висит сумочка.


Хозяюшка. Котя-коток! А что у тебя в сумочке?


Кот. Пирожок! (Показывает).


Хозяюшка. А где ты его взял?


Кот.


Ходил котик на торжок,

Купил котик пирожок...


Хозяюшка. Оля, а что дальше было?


Оля.


Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку...


Хозяюшка.


Самому ли съесть

Либо деткам снесть?..


Кот.


Я и сам укушу

И ребяткам отнесу.


Хозяюшка. Спасибо, котик! Какой ты хороший, добрый, умный. Детки, какой котик?


Дети. Добрый, умный, ласковый.


Хозяюшка. Уж очень ты нам понравился, котенька-коток. Мы тебе ещё споём.


Дети.


Котя-котенька, коток.

Котя серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.


Хозяюшка. Детки, а Катюшу-то пора спать укладывать.


Кто-то из детей несёт Катю и укладывает в колыбельку. Хозяюшка и дети поют колыбельную песенку “Серый волчок”.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочек.

И потащит во лесок

Под осиновый кусток.

Ты к нам, волчок, не ходи,

Нашу Катю не буди.


Хозяюшка. Вот и уснула наша Катенька, пусть поспит, а мы тихо-тихо, чтобы не разбудить её, пойдём погуляем.


Хозяйка держит кота на руках.


Кот. Мур-мур.


Хозяюшка (обращаясь к коту). Ты что, котик, замурлыкал, что-то хочешь сказать нам на прощанье?


Кот. Мур-мур. Мне очень понравились детки, их потешки, и я для них приготовил сюрприз. Эй, чудо-печка, угости деток!


Хозяюшка идёт к печке, принюхивается.


Хозяюшка. Ах, как вкусно пахнет яблоками, грибами, капустой.


Подходит к печке, заглядывает в неё, а там... пироги. Достаёт пироги и благодарит кота, чудо-печку за пироги.


Хозяюшка. Детки мои, вот какой у нас котик-коток, серенький хвосток. Скажем ему спасибо. А теперь пойдём в группу пить чай с пирогами.


Звучит русская народная музыка. Дети с Хозяюшкой покидают избу.








25