Конспект занятия
«Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита»
Данное занятие является одним из занятий по теме: «Воронежский край в древности», рассчитано на 2 учебных часа по 30 минут для детей с ОВЗ или на 1 учебный час в 45 минут.
Тема занятия: «Воронежский край в древности».
Цель: Сформировать у обучающихся представление по теме «Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Развивать речь, мышление, а так же коммуникативные навыки учащихся;
Воспитательные:
Коррекционные:
Способствовать:
сохранению и поддержанию психофизического здоровья воспитанников, их социального и эмоционального благополучия;
преодолению трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для них приемлем);
коррекции трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов (анализа, синтеза, классификации, обобщения);
развитию и коррекции трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.
создавать положительную мотивацию на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуации успеха и конструктивной критики.
Тип занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид занятия: комбинированный
Форма занятия: интегрированное занятие, основанное на межпредметных связях
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: история, краеведение, экскурсоведение, география.
Методы и приемы организации учебного занятия: объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; прием опережающего задания.
Частно - предметные методические приемы и методы: метод образного видения, метод конструирования понятий, прием постановки проблемных вопросов, прием работы с текстом, с видеофрагментом.
Используемые технологии (элементы): образовательные – объяснительно-иллюстративная, информационные ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.; воспитательные – технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой), технология воспитания в обучении.
Планируемые результаты занятия с позиции ФГОС основного общего образования: формирование универсальных учебных действий (УУД): предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты включают:
- знания об эпохе палеолита и жизни первобытных людей на территории Воронежского края, о зарождении искусства в каменном веке;
- умения искать, изучать, анализировать, сопоставлять, оценивать, систематизировать информацию по историческому развитию Воронежа и Воронежского края древнейших времен из различных источников;
Личностные результаты предполагают, что у воспитанников будет продолжено формирование таких чувств и качеств как:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свой край; уважение к истории, археологическим и историческим памятникам родного края;
- опыт совместной деятельности с другими обучающимися при проведении занятия.
Метапредметные результаты предполагают, что обучающиеся научатся:
-самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и историческими документами; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- применять знания по истории России и своего края при ответах на вопросы педагога;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);
- координировать и согласовывать свою деятельность.
Дидактические средства: презентация, видеофрагмент: «Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем», историческая карта Воронежской области xx в.
Учебно- методическое пособие авт. А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. «Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века)» - 6 штук.
Оборудование: компьютер, флэш-карта, доска, мультимедиапректор, ручки, тетради.
Предварительная подготовка к занятию: двум обучающимся даётся предварительное задание подготовить сообщение и презентации» на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита», «Музей под открытым небом в с. Костёнки».
План занятия.
Организационный момент (2 мин.)
Основная часть (35 мин.\50):
1. Изучение нового материала (20\35 мин.)
2. Закрепление нового материала (5\15мин.)
III Подведение итогов. Рефлексия. (8 мин.)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем новую тему «Воронежский край в древности», запишите её в рабочие тетради. На нашем первом занятии этой большой темы мы будем говорить о Воронеже и Воронежском крае в эпоху палеолита.
Эпоха палеолита это период каменного века, самый продолжительный период в древнейшей истории человечества, который начался более 2,5 миллионов лет назад и закончился 10-12 тыс. лет назад.
На сегодняшнем занятии мы совершим путешествие в эту древнюю эпоху. Вы познакомитесь с Воронежским краем в древности, узнаете о появлении древнейшего человека на территории нашего края, основных занятиях жителей нашего края. В ходе занятия мы послушаем сообщения наших обучающихся, посмотрим видеофильм об археологических раскопках и ответим на мои вопросы. Готовы?
II. Основная часть
Изучение нового материала
Педагог: Село Костенки, раскинулось на высоком берегу Дона (показывает на карте). Древняя история Костёнок долгое время была загадкой. Люди не знали, почему во время земледельческих работ попадаются огромные кости. Это порождало разные легенды. Одна из них описана во многих книгах по краеведению. Давайте прочитаем её по книге « Историческое краеведение Воронежской области», стр. 7
(обучающиеся работают с учебником, затем отвечают на вопросы.)
Педагог: Какие же версии появления огромных костей на территории Костёнок высказываются в легендах? (слонов войск Македонского, древнего зверя Индера)
Так чьи же кости, по вашему мнению, в течение многих десятилетий находят жители Костёнок? (Кости мамонтов).
Древнейший человек в Воронежском крае появился в эпоху позднего палеолита. К этому времени в природе произошли значительные изменения. Ледник, доходивший в пределах края до города Богучара, отступил далеко на север. Воронежские земли освободились от ледяного покрова и стали пригодными для поселения людей.
Учёным известны сотни памятников культуры позднего палеолита на территории России (в Сибири, на Урале). Но наиболее интересными и изученными среди них являются стоянки и погребения в сёлах Костёнки и Борщёво Хохольского района современной Воронежской области. (Показывает на карте). Здесь сейчас известно более 26 стоянок, из них 10 являются многослойными, то есть люди поселялись на этих местах несколько раз. В специальной литературе Костёнки называют «жемчужиной палеолита». Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.
Тем не менее - наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны — всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости — просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия — свидетельства древней жизни. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент фильма "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем"А затем ответим на вопросы по его содержанию. Внимание на экран:
(Просмотр видеофрагмента: "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем»)
Педагог: Вопросы обучающимся:
1)Как называют Костёнки в специальной литературе?
("Жемчужиной палеолита")
1) дал такое название?
( Русский археолог Александр Спицын).
3) Какое количество стоянок каменного века находится на территории Костёнок?
(Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет)
4)Когда и кем были произведены первые серьезные археологические исследования стоянок древнего человека в Костёнках?
( Первые серьёзные археологические исследования стоянок в Костёнках были проведены выдающимся учёным, антропологом – Иваном Поляковым во второй половине 19 века)
Раскопки, произведенные на территории Костёнок археологами, позволили узнать о жизни людей в период позднего палеолита. Человек в это время многому научился. Орудия труда он изготавливал из камня, кости и дерева. Лучшим камнем считался кремень. Твердый, широко распространённый в природе, он легко обрабатывался, раскалываясь на тонкие пластинки и образуя острые, режущие края.
Вспомните из курса истории, – каковы главные занятия людей позднего палеолита?
( Ответы обучающихся)
Педагог: Главным занятием людей позднего палеолита была охота. Используя метод облавы, большие группы людей охотились на крупных животных, в том числе и на мамонтов, в изобилии обитавших тогда в Воронежском крае. Удачная охота на мамонта много значила для древнейших людей. Она давала большое количество мяса (до 5 тонн), жира, шерсти для изготовления одежды и костей, которые использовались не только для изготовления орудий труда, но и для строительства жилья.
Кроме охоты древнейшие люди (в основном женщины) занимались собирательством. Что они собирали?
(Ответы обучающихся)
Педагог: Жили они небольшими группами — родовыми общинами, во главе которых стояли женщины. Роль женщины в то далёкое время была чрезвычайно велика. Она хранила огонь и имущество рода, растила детей и шила одежду. В случае неудачной охоты женщина-собирательница всех кормила. Это был период матриархата, и счёт родства вёлся по женской линии. А теперь послушаем сообщение, которое нам подготовил заранее… .
(Сообщение обучающихся и демонстрация презентации на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита")
Обучающийся. К эпохе позднего палеолита относится зарождение искусства. Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет. Например, на стоянке Костёнки—1 археологи нашли более 40 женских статуэток, сделанных из бивня мамонта, что превышает количество подобных находок во Франции, Бельгии, Италии, Германии, вместе взятых. Мужских - всего три. Женских статуэток больше мужских, так как женщина занимала главное место в племени. Кроме женских статуэток на стоянках найдены скульптурные изображения пещерного льва и пещерного медведя. Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад.
Педагог: Давайте сделаем небольшой перерыв и разомнёмся [1].
( педагог проводит физкультминутку в форме игры)
Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?».
Поиграем мы в игру.
Я ответы назову.
На ответ мой верный нужно
Хлопнуть вам в ладоши дружно.
На ответ неверный мой
Топнуть вы должны ногой.
Раскопки - хлопок
Река - топнуть.
Остров - топнуть.
Стоянка древних людей - хлопок.
Место битвы - хлопок.
Лес - топнуть.
Старинная дорога - хлопок.
Озеро - топнуть.
Древний канал - хлопок.
Крепость - хлопок.
Педагог: Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизации. Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых, по словам учёных, колеблется от 45 до 15 тысяч лет! В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 000 лет. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.(Рассказ педагога о музее в Костёнках сопровождается показом слайдов)
Закрепление нового материала:
Педагог: В целях закрепления пройденного материала ответим на вопросы:
Вопросы обучающимся:
1. Когда появился древнейший человек в Воронежском крае?
2. Назовите основные признаки эпохи палеолита?
3. Что такое матриархат?
4. Каковы были занятия людей в эпоху палеолита на территории Воронежского края? Чем это подтверждается?
5 Что свидетельствует о зарождении искусства в эпоху позднего палеолита?
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Итак, сегодня на занятии вы познакомились с историей Воронежского края в эпоху палеолита, узнали о появлении древнейшего человека , об основных его занятиях на территории нашего края. Также узнали новые понятия: «эпоха палеолита», « матриархат». Чем вам запомнилось занятие? Что было особенно интересно? Как вы оцените наше занятие?
(ответы обучающихся)
И мне было с вами интересно. Спасибо за работу на занятии. А к следующему занятию
прошу вас составить кроссворд со словами, которые мы использовали на сегодняшнем занятии.
Список литературы и источников
Корнева Е.А. Физкультминутки для учащихся с НОДА. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: infourok.ru›fizkultminutki-dlya-uchaschihsya…noda…
Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
Панова В.И. История Воронежского края. Учебн.-методич. пособие. 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2005. - 324с.