СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Звук и буква А"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с буквами для детей дошкольного возраста, подбор материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Звук и буква А"»

занятие 1 : 6-7 лет

Тема: Звук и буква А.

Цель: Учить называть и узнавать букву А, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

План:

  1. Дети стоят возле воспитателя

Воспитатель стоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

«Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!»

«А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?»

  1. Закрепление понятия звук.

Выставляется несколько панно: Звуковые домики красного, синего цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

«К нам на занятие пришла Анна. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Анну в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела вот такие красивые домики. Какого они цвета? Этот домик… (красный). А этот… (синий). В окошках домиков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к красному домику, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». Третий кружок подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к , б-б-б». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки».

«Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками? (Звуки). Одинаково звучат песенки в разных домиках? (По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». Вспомните, какие это звуки? (Гласные). Почему они так называются? (Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть). А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть? (Нет). Почему? (Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки?» (Согласные).

  1. Знакомство с буквой и звуком Аа.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук А). Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а). Чем мы произносим звук А? (Ртом). Как был рот открыт? (Широко). Правильно, и нет никакой преграды для воздуха. Звук а – гласный звук, потому что его можно пропеть голосом. Нажмите пальчиком на красный кружок, оживите его.

Это – буква А. Буква А будет жить в красном домике, потому что звук а – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).

А – шалашик, посмотри:

Есть скамеечка внутри.

(Объясняем, что такое шалашик – показываем картинку).

  • На что похожа эта буква?

  • Заучить!

Широко расставив ноги,

Буква встала на дороге, Ах!-кричит, Ау и Ай!

Алфавит запоминай

  • Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

  • Пишем большую и маленькую букву А.



  1. Игра «Поймай звук».

А сейчас мы с вами будем ловить звук а ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук а – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

а-о-у-а-и-а-и-у-ы-а-и-о-у…

  1. Игра «Фруктовый сад».

У Анны возле домика есть фруктовый сад. Анна принесла нам вот такие фрукты. Выставляются муляжи фруктов или картинки: абрикос, апельсин, арбуз. Назовите их. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В начале слова).

Абрикос –  Покажите на полоске, где находится звук а? (В начале слова). Поставьте на это место красный кружок. Апельсин. Арбуз.

Еще в саду есть нужные инструменты и вещи. Назовите их. Выставляются картинки: пила, метла, лейка. Где вы услышали звук а – вначале, в середине или в конце слова? (В конце слова).

Пила  –  покажите на полоске, где находится звук а? (В конце слова). Поставьте на это место красный кружок. Метла. Лейка.

  1. Физкультминутка «Аист».

Дети повторяют за «аистом» все движения, а потом еще раз вместе рассказывают все стихотворение.

- Аист, аист, длинноногий,

Укажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Ребята, какое слово в этом стихотворении начиналось на звук «а»? (Аист).

  1. Послушайте стихотворение:

Астра, азбука, айва    Выставляются картинки.

Начинаются на «а».

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.

Давайте вместе еще раз скажем эти слова. Что это? Астра. Сколько здесь звуков а? (два). Астра – начинается на а, и заканчивается на а. Айва. Азбука.

  1. Подарим хозяйке красного домика слова со звуком А.  Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано.

Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово._ пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

  1. Прослушать песенку с буквой А.

  2. Чтение слогов АУ, УА.

  3. Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?















А