занятие 7: 6-7 лет
Тема: Звук Р и буква Р.
Цель: Учить называть и узнавать букву Р, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков, закрепить умение находить противоречия, умение делить слова на слоги, чтение предложений из 3-х слов, анализ предложений, развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.
План:
1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р).
2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (скворец).
Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).
Характеристика звуков р по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий.
3. Игра «Поймай звук».
Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор.
4. Игра «Что за птица?»
Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам в кормушку прилетели…
Вносится кукла Незнайка.
Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей, коростель). Разделите эти слова на слоги.
А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.
Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).
5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.
Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)
Развитие функции языкового анализа и синтеза.
6. Задания от имени Незнайки:
* узнавание птиц по первому и последнему звуку;
* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.
* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;
7. Физкультминутка «Буратино».
Дети имитируют все движения.
Выставляются картинки сказочных героев.
Ребята, эти сказочные герои расстроены, потому что Дракон забрал у них один звук. Давайте вернем его. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это.
Бу_атино, Пет_ушка, Чебу_ашка, к_окодил Гена.
Знакомство с буквой и звуком Рр.
На что похожа эта буква?
Заучить!
Р согнула ручку скромно,
Спинку держит ровно – ровно.
Коль ее назвать захочешь-
Тарахтишь, рычишь, грохочешь!
Букву Р писать несложно.
Снова к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
Чтение слитно по слогам.
Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир. Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар. Чтение предложения: У Риты воробей. Выкладывание слов на магнитной доске. Написать букву и слова.
10.Итог. Оценка деятельности детей.
Прослушать песенку с буквой Х.
Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?