ПЕДСОВЕТ
Тема: «АСПЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ»
Цель педсовета:
определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении.
создание условия для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;
формирование у членов педагогического совета следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок.
Задачи:
Актуализировать представления о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании;
Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях;
Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся;
Выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения.
Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это хорошо, потому, что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно — ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.
Компетентностный подход в образовании — новые для отечественной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах стратегических программ. Что они означают для школьных работников — учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать проблемы, при разрешении конфликтов.
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у учащихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции.
Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.
Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.
Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.
При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.
Общекультурные компетенции
Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.
Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно-познавательные компетенции
Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.
Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.
Способны к самообразованию.
Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.
Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативные компетенции
Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
Что же такое современный урок?
Современный урок - отвечающий на вызовы времени.
Обучающий - чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.
Воспитывающий - что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность.
Развивающий - что?
Деятельность, мышление, рефлексию(Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации).
Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:
Что отличает современный урок?
Урок утратил роль главной формы образования.
Его конкуренты:
информальное образование (обучение и воспитание социальной средой, процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института…
домашнее образование
дополнительное образование
Содержание и структура урока:
теория в практике (а не от теории к практике)
общее в частном (а не от частного к общему)
целое в части (а не от частей к целому)
от задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Методики, технологии, подходы.
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Мыследеятельностное обучение;
Продуктивные технологии
Средства обучения:
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)
Электронные средства обучения;
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Выводы:
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе предметного обучения).
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”? (Слова должны начинаться с букв данного слова).
к - креативность…
о - организованность…
м -модернизация…
п - планирование…
е - единство…
т - толерантность…
е - единомышленники…
н - новизна…
т - творчество…
н - научность…
о - осведомлённость…
с - сотрудничество…
т - терпимость…
ь