СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект заседания педагогического совета на тему" Аспекты и реализация компетентстного подхода на уроках"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект заседания педагогического совета на тему"Аспекты и реализация компетентстного подхода на уроках"

Просмотр содержимого документа
«Конспект заседания педагогического совета на тему" Аспекты и реализация компетентстного подхода на уроках"»


ПЕДСОВЕТ

Тема: «АСПЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ»

Цель педсовета:

  • определение актуальных проблем реализации компетентностного подхода в образовательном учреждении.

  • создание условия для становления готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении детей;

  • формирование у членов педагогического совета следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности; умение проектировать урок.

Задачи:

  • Актуализировать представления о концептуальных критериях компетентностного подхода в образовании;

  • Обеспечить условия для формирования знаний об образовательных компетентностях;

  • Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся;

  • Выявить затруднения реализации компетентностного подхода в образовании и способы их решения.


Современный мир стремительно развивается, изменяется и прогрессирует. И это хорошо, потому, что жизнь в этом случае не стоит на месте. Нельзя останавливаться, а тем более стоять на месте и школьному образованию. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Современная школа просто обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. И формироваться все это должно на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно — ориентированным. А самыми благодатными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки по русской литературе и русскому языку, тем более, что образовательные полходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия. Уроки же по литературе и языку позволяют решить задачи адаптации и развития, учащихся в сфере духовности, нравственности, сформировать у детей социальные и поведенческие навыки в преодолении жизненных трудностей, психологических конфликтов.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.


Компетентностный подход в образовании — новые для отече­ственной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах страте­гических программ. Что они означают для школьных работни­ков — учителей, классных руководителей, педагогов дополни­тельного образования, директоров школ? Чем вызвано появление компетентностного подхода? Какие преимущества он несет с собой для педагога и для ученика? Что нужно изменить учите­лям в своей деятельности?

Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.

5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

6) при необходимости разрешать проблемы, при разрешении конфликтов.

Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у учащихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции.

Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.

Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.

Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.

При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.

Общекультурные компетенции

Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.

Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.


Учебно-познавательные компетенции

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.

Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.

Способны к самообразованию.

Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.


Информационные компетенции

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.


Коммуникативные компетенции

Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).

Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция – умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Что же такое современный урок?

Современный урок - отвечающий на вызовы времени.


Обучающий - чему?

Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.

Воспитывающий - что?

Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность.

Развивающий - что?

Деятельность, мышление, рефлексию(Рефлексия – реакция на то, что происходит со мной, с моими чувствами и мыслями в связи с заданием. Она помогает осмыслить свою деятельность ( что и как достиг), свои возможности. Тем самым, на мой взгляд, способствует самоконтролю, самооценке, саморазвитию ученика от целеполагания до полной самореализации).


Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:

  • стратегическую деятельность

  • исследование

  • проектирование

  • сценирование

  • моделирование

  • конструирование

  • прогнозирование результата


Что отличает современный урок?

  • место в образовательном процессе

  • структура

  • содержание

  • организационные формы

  • методика

  • средства


Урок утратил роль главной формы образования.

Его конкуренты:

  • открытое образование (единое открытое образовательное пространство на основе дистанционного обучения.)

  • информальное образование (обучение и воспитание социальной средой, процесс формирования и обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне рамок системы образования как специфического социального института…

  • домашнее образование

  • дополнительное образование


Содержание и структура урока:

теория в практике (а не от теории к практике)

  • общее в частном (а не от частного к общему)

  • целое в части (а не от частей к целому)

  • от задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)


Методики, технологии, подходы.

  • Задачный подход;

  • Проблемное обучение;

  • Исследовательское обучение;

  • Проектное обучение;

  • Развивающее обучение;

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • Рефлексивное обучение;

  • Мыследеятельностное обучение;

  • Продуктивные технологии


Средства обучения:

  • Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);

  • Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)

  • Электронные средства обучения;

  • Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.


Выводы:

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе предметного обучения).

Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “компетентность”? (Слова должны начинаться с букв данного слова).

к - креативность…

о - организованность…

м -модернизация…

п - планирование…

е - единство…

т - толерантность…

е - единомышленники…

н - новизна…

т - творчество…

н - научность…

о - осведомлённость…

с - сотрудничество…

т - терпимость…

ь