СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекта урока в 9 классе: "Открытие протона и нейтрона"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить представления учащихся о физической картине мира на примере  открытия   протона   и  нейтрона;

Задачи:

Образовательные:

1.познакомить с гипотезой Резерфорда;

2.познакомить с опытами Чедвика;

3.ввести понятия протона и нейтрона;

Просмотр содержимого документа
«Конспекта урока в 9 классе: "Открытие протона и нейтрона"»

Тема урока: «Открытие протона и нейтрона»

Цель: расширить представления учащихся о физической картине мира на примере открытия протона и нейтрона;

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить с гипотезой Резерфорда;

  2. познакомить с опытами Чедвика;

  3. ввести понятия протона и нейтрона;

Развивающие: 

Развитие компетенций:

  1. учебно-организационных (умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, соблюдать технику безопасности при работе с приборами).

  2. Учебно-интеллектуальных (умения доказывать, обобщать анализировать и делать выводы, объяснять явления, выбирать главное).

  3. Учебно-информационных (умение работать с текстами учебника).

  4. Учебно-коммуникативных (умение слушать других учащихся и учителя, сотрудничать в группе, планировать свою деятельность).

Воспитательные:

1. Экологическое воспитание

2. Духовно-нравственное воспитание

Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ожидаемые результаты:

  1. Ученик составляет вопросы высокого порядка; сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог, оценивает свою деятельность и деятельность группы.

  2. Ученик применяет ранее изученную информацию; умеет находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; оценивает себя и видит деятельность группы.


Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

Цели этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;

  • определить содержательные рамки урока.


Добрый день. Садитесь, пожалуйста.


Ученики в тетрадях записывают тему урока

II. Этап постановки целей и задач урока. Актуализация знаний

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе

которого выявляется и фиксируется отличительное свойство

задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

  • согласовать цель и тему урока

СЛАЙД 1

Запишите тему урока: «Открытие протона и нейтрона»

Начнем с просмотра видео (53 Радиоактивные превращения атомных ядер Экспериментальные методы исследования частиц)

СЛАЙД 2

Выберите и запишите в тетрадь из приведённых ниже на слайде верные и неверные утверждения в 2 колонки:

А. Основанием того, что атомы вещества имеют сложный состав, является явление радиоактивности. (+)

Б. Атом в целом нейтрален. (+)

В. Альфа-частицы – это отрицательные частицы – электроны. (-)

Г. Бета-частицы – это положительно заряженные ядра атома гелия. (-)

Д. Гамма-частицы – нейтральные частицы – фотоны. (+)

Е. Планетарная модель атома Резерфорда утверждает, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее очень малый объём, а вокруг него движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра.(+)


Давайте проверим.






Работают в группах

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения

нового способа действия, устраняющего причину выявленного

затруднения;

  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной

форме и с помощью эталона.

Подумайте, какие из выдвинутых утверждений, указывают на существование протона и отметьте в тетради. Озвучьте свои предположения. А теперь на существование нейтрона.

СЛАЙД 3

Я попрошу ознакомиться с материалом параграфа (Белага 50), используя приём «Мышление под прямым углом» выделить предположения и факты про открытие протона и нейтрона (у вас должно получится две схемы).

Учащиеся закончили работать с новым содержанием.

Поговорим об открытии протона. В течение трёх минут обменяйтесь информацией в парах.

Озвучивают мнения… Есть что дополнить или изменить?

Озвучивают факты… Есть дополнения или изменения? Какой вывод можно сделать, сопоставив мнения и факты по изученному вопросу?

Подчеркните записанные в тетради предположения по существованию протона, если они совпали с списками мнений или фактов. (опрос класса по желанию)

Какими утверждениями можно дополнить список на доске?


Теперь об открытии нейтрона. В течение трёх минут обменяйтесь информацией в парах.

Озвучивают мнения… Есть что дополнить или изменить?

Озвучивают факты… Есть дополнения или изменения? Какой вывод можно сделать, сопоставив мнения и факты по изученному вопросу?

Подчеркните записанные в тетради предположения по существованию нейтрона, если они совпали с списками мнений или фактов. (опрос класса по желанию)

Какими утверждениями можно дополнить список на доске?

Записывают, внимательно слушают, задают вопросы

IV.Этап закрепления нового материала

Цель этапа:

  • Проверить свое умение применять новое учебное содержание

в типовых условиях на основе сопоставления своего решения

с эталоном для самопроверки.


Видео 32:10 -35:43

СЛАЙД 4

Составьте «Синквейн» по понятиям «протон», «нейтрон» или «атом».


Этот прием позволяет вам проявить творчество. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Синквейн обозначает ( в пер. с французского яз.) – число 5. Таким образом – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4.Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.


Зачитывают, что у них получилось.


V. Рефлексия.

Цели этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Ребята, я вас поздравляю с тем, что мы сегодня проследили гениальные открытия частиц, входящих в состав ядра. С тем, что вы правильно охарактеризовали их свойства, выделили главные из них по тому, как они выбиваются другими частицами и отклоняются. Поэтому вы молодцы.


Что получилось? Что не получилось?

Как вы оцениваете свою работу на уроке в целом?

Ответы учащихся по желанию

П


Нейтрон

Предсказанный, нейтральный

Представляет, не отклоняется, входит

Увеличивает массу ядра

Гениально!


риложение 1


Протон

Положительный и первый

Выбивается, следит, входит,

Изображается символом р

Открытие!


Ядро

Массивное, положительное

Состоит, отклоняет, распадается

Имеет малые размеры

Определяет вещество.