5
Конспект урока:
Предмет: литература
Тема: «Богатство духовного мира «трагическая судьба Олеси»
Класс: 11
Технологии: Видеоматериалы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, проектор, мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, интерактивный тест, фрагменты урока.
Практическая реализация: отзывы присутствующих на уроке коллег, видеосъемка.
Цели:
Образовательные:
закрепить умения работать с текстом,
производить анализ художественного произведения.
проверить усвоение учащимися знаний по данной теме.
помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, ответственность, нравственные чувства,
воспитывать эстетические чувства,
воспитывать нравственность, чуткость, внимательность к внутреннему миру другого человека
вызвать восхищение чистой, нежной, возвышенной любовью.
Развивающие:
Развивать память и внимание.
Активизировать мыслительную деятельность.
Учить размышлять, оформлять свои мысли в словах в связной, последовательной, доказательной речи.
Прививать опыт публичных выступлений.
Стимулировать интерес к предмету, к творчеству А.И Куприна.
Задачи:
Дать эмоциональный толчок к восприятию текста, помня, что эмоции -ключ к познанию научить мыслить, анализировать, составлять, сравнивать, доказывать, рассуждать.
Методы и приемы, используемые на уроке:
Продолжается разговор о любви. После творчества И.Бунина изучаются произведения А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет».
Одним из основных методов изучения повести А.И.Куприна «Олеся» - эвристический, так как освоение произведения, его анализ связаны с разрешением художественных, общественных и философских проблем, поставленных писателем.
Наша задача заключается в том, чтобы помочь учащимся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать текст. Такой подход осуществляется большей частью в эвристической беседе.
Используя эвристический метод, пользуюсь приемами, которые последовательно ведут мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, к самостоятельно добытым знаниям, раскрывают пути и методы приобретения этих знаний. Эти приемы-построения системы вопросов в создании проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа.
В ходе работы с учащимися использован прием сопоставления литературного текста с произведением другого вида искусства (фрагмент из кинофильма и литературный текст). Сумел ли режиссер показать Олесю такой, какой её представил А.И.Куприн или как изображает Олесю художник и описывает автор повести. Развивая образное мышление школьников, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста, побуждает углубленно прожить текст и содействует развитию читателя.
Построение системы заданий по тексту приводит к составлению, сравнительной таблицы Олеси и Ивана Тимофеевича. В чем сила Олеси и слабость Ивана Тимофеевича. Составление таблицы - один из приемов стимуляции познавательной активности.
На уроке использую прием «Мне это пригодится». На любом этапе задаю вопрос: «Где вам это может пригодиться?». Это вам пригодится, ценность данного методического приема в том, что ученики действительно начинают сознавать значимость изучаемого материала. При подготовке ответа на вопрос используется исследовательский метод. Он заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Здесь важную роль играет прием: постановка проблемных вопросов.
Ход урока
Учитель: Тема любви относится к главным и вечным проблемам в литературе.
Слайд №7. «Любовь…что она? Где она? Есть ли она? Какой должна быть?». Ответить на эти вопросы очень трудно, может быть, даже невозможно. Но мы попытаемся и заслушаем ваше мнение (учащиеся в монологической форме высказываются).
Учитель: Так что такое любовь? Можем сейчас однозначно ответить?
Учащиеся: Можно спорить бесконечно, потому что каждый человек обладает этим чувством индивидуально.
Учитель: Есть общее мнение, какая она должна быть, любовь?
Учащиеся: Чистая, верная, самоотверженная, взаимная, красивая, богатая, духовная.
Учитель: Сегодня на примере истории Олеси мы узнаем мнение писателя А. И. Куприна «Какой должна быть любовь»
- какие вопросы можно поставит на уроке?
- на какой вопрос вы хотели бы узнать ответ?
Учитель: Чтобы справиться с этими задачами, ответить на интересующие вас вопросы, нам нужно хорошо знать текст повести. Я предлагаю вам интерактивный тест (тест с готовыми ответами).
Учитель делает вывод о подготовленности учащихся к уроку.
Учитель: история Олеси – пример самоотверженной любви.
Слайд №13. Так кто же она «Олеся»? (учащиеся читают по тексту портрет Олеси, делают вывод).
Учитель: Почему А.И.Куприн именно так озаглавил повесть? Что означает имя «Олеся»?
Олеся, ученица 11 класса рассказывает по приготовленному ею слайду №14, объясняя смысл слова «Олеся».
Учитель: вспомните первое появление Олеси (учащиеся рассказывают, цитируя словами И.А.Куприна из повести, отмечают главную черту – доброту).
Учитель: кто она для селян?
Слайд №15 «Колдовство Олеси». (учащиеся отвечают, делая вывод, что доброта-важнейшее качество в человеке. Метод «мне это пригодится». А для большинства её местных крестьян-колдунья, «ведьмаха». Олеся не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику. Отмечают, что она естественна, потому что воспитана природой, эти качества объединяют героев и разводят их.
Учитель: Куприн заставляет нас сопоставлять героев, в результате мы видим их силу и слабость. А любовь – это испытание для них (по составленной дома схеме ученик сопоставляет Олесю и Ивана Тимофеевича. Учащиеся обсуждают и дополняют
Учитель: расскажите, кто такой Иван Тимофеевич и как произошло знакомство с Олесей.
Слайд №17,18 (Учащиеся рассказывают, цитируя описание Ивана Тимофеевича).
Учитель: Иван Тимофеевич – городской житель, дворянин, мечтает стать писателем, для этого, считает он, полезно наблюдать нравы местных жителей. Именно через сопоставление с начинающим писателем Куприн позволяет увидеть главное в Олесе. – случайно ли Куприн сделал героя писателем?
Слайд №19. Учащиеся размышляют, дополняя друг друга.
Учитель: писатель тот, кто способен видеть и слышать то, чего не дано другим, кто способен глубже понимать явления жизни, более чутко, тонко, чем обыкновенный человек.
- За что так безоглядно полюбил Иван Тимофеевич девушку, далекую от цивилизации? (Учащиеся дискутируют. Отмечают, что её отличает стремление к добру, чистоте, любви как главному смыслу человеческого существования.
Учитель: Следование принципам добра не даст Олесе потерять голову от любви (учащиеся отмечают «Мне это пригодится»). Желание делать добро поможет сохранить любовь. Но какой же самоотверженности это требует?
- Задумывается ли над этим Иван Тимофеевич? Бережет ли он это чувство?
Слайд №20 (объяснение в любви)
Учитель: как вы понимаете слова Олеси:»Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь…Сердце у вас холодное, ленивое.»
Слайд №21.
Учитель: кажется, Иван Тимофеевич безоглядно отдается любви: «Люблю, Олеся. Давно и крепко люблю».
- Почему он пытается убедить себя: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, горничных?»
(Учащиеся дискутируют. Отмечают эгоизм Ивана Тимофеевича.
Учитель: Он окрылен любовью, но это не помешает внести определенность:»Тебе придется выбирать между мной и бабушкой…» Эгоизм смешивается с леностью сердца).
Учитель: Почему Олеся отказывается выйти замуж за Ивана Тимофеевича?
(Учащиеся рассуждают)
Учитель: Почему Иван Тимофеевич не остановил Олесю идти в церковь. Он знает нравы местных поселян, понимает, чем может обернуться решение Олеси пойти в церковь.
Слайд №11. Фрагмент кинофильма «В церкви» №22.
Учитель: что пришлось пережить Олесе ради любимого?
Учащиеся читают фразу Ивана Тимофеевича «женщина должна быть набожна без рассуждений»
Видеофрагмент: «Избиение Олеси»
Слайд №11
Учащиеся: «Осмысление происходящего приходит после избиения Олеси местными жителями. Чувства Ивана Тимофеевича искренние, он любит Олесю всей душой. Куприн называет их взаимоотношения «наивной очаровательной сказкой любви».
Слайд №12
Учитель: Сумел ли режиссер показать Олесю такой, как её описывает А.И.Куприн?
(Учащиеся размышляют).
Учитель: прозвучало мнение, что Иван Тимофеевич любит Олесю искренне, что любовь не похожа на сказку, она привлекает внимание тем, что чиста и самоотверженна.
Учитель: Почему же все так печально заканчивается? (Учащиеся дискутируют).
Учитель: Куприн-мастер, у которого важна каждая деталь, каждое слово. Можете это доказать?
(Учащиеся рассуждают).
Учитель делает вывод. Слайд № 33
Домашнее задание: прочитать повесть «Гранатовый браслет», сделать закладки.
Отзывы присутствующих учителей:
Урок очень интересный. После урока чувствуешь какое-то необъяснимое состояние. Продуман до мелочей, начиная с целей, задач и финалом урока. Два урока пролетело так незаметно, никто из учащихся не устал, это чувствовалось в активном участии всех. Урок современный, с использованием ИКТ. Учитель уместно включил интерактивный тест, фрагменты кинофильма, музыкальное сопровождение. Учащиеся самостоятельно составили и сумели защитить сравнительную схему «Сила Олеси и слабость Ивана Тимофеевича», таблицу «Что обозначает имя Олеся» - проведена исследовательская работа.
Учащиеся в начале урока ставят задачи, выявляют проблемы. Понравился прием работы с учащимися «Мне это пригодится».
Учащиеся хорошо говорят, рассуждают, умеют дискутировать. Тема урока задела за «живое» всех учащихся, не было равнодушных среди них, каждому хотелось выговориться. Удачно продумано и завершено окончание урока. Поведение учащихся на уроке говорит о том, что они работают на таком уроке не в первый раз, урок красивый и современный.
Учитель русского языка
и литературы: О.И.Парилова
Урок понравился. Современный, отвечающий требованиям современного урока, Использованы современные ИКТ - технологии.
Учащиеся анализируют, рассуждают, доказывают, цитируя текст, быстро находят ответы, на поставленные проблемные вопросы. Отлично знают содержание повести, хорошо ориентируются в содержании. Понравилось музыкальное сопровождение во время просмотра презентации. Задели за сердце фрагменты из фильма. Учащиеся сами ставят задачи урока, ведут исследовательскую работу. Активность учащихся высокая, то есть каждый ученик принял участие в уроке. Темы урока, его тип актуальны во все времена. Думаю, что после этого урока учащиеся нашли ответы на поставленные вопросы.
Учитель русского языка
и литературы: Д.Д.Дмитриева
Урок проведен на высшем уровне. Использованы современные ИКТ-технологии (интерактивная доска, проектор, фрагменты художественного фильма).
Учащиеся умело анализируют текст, монологическая речь учащихся хорошо развита, хорошо рассуждают, ориентируются в тексте, умело используют аргументы.
Каждый элемент урока продуман, уместно включены в презентацию фрагменты из фильма. Очень интересен интерактивный тест на выявление содержания повести. В течение всего урока звучали проблемные вопросы, на которые учащиеся умело находили ответы в повести.
Учащиеся умеют дискутировать. Проведенный урок соответствует заданным задачам.
Красивая презентация с красивой песней.
Учитель русского языка
и литературы: Л.З.Сукуева
С таким наслаждением вышла после урока – спасибо учителю. Это такой труд, каждая мелочь продумана. Уместно использованы фрагменты кинофильма, песня, сопровождающая всю презентацию, учащиеся добросовестно готовятся к домашнему заданию. Мальчик дома составил слайд «Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича». Олеся провела исследовательскую работу, что означает имя «Олеся». Чувствуется система работы учителей в плане, используется ИКТ. Все учащиеся читают дополнительную литературу, используют интернет при подготовке к урокам, т.е. умеют исследовать, самостоятельно получать знания, какой-то дополнительный материал. Хорошо рассуждают, умеют связно и логично анализировать, дискутировать, работать с текстом. Два урока пролетели незаметно, потому что всем было интересно. Урок многому учит, в плане воспитания нравственности, морали, отношения друг к другу.
Учитель якутского языка: З.И.Седалищева