Занятие 1.9.
План занятия:
1. Приветствие.
2. Математика. Размеры предметов. Игра «Большие и маленькие листья».
3. Развитие слухового восприятия. Деревья на ветру.
4. Пальчиковая игра. Малинки.
5. Лепка. Ёжик.
6. Массажная пауза. Мячик.
7. Игра «Стучим деревянными ложками».
8. Подвижная игра. Лошадки.
9. Развитие мелкой моторики. Работа с пирамидками «Красный свет!».
10. Подвижная игра. Паровозики.
11. Формирование понимания частей тела. Игра «Где у Ляли…»
12. Аппликация. Украшаем кукле платье.
13. Спортивная дорожка.
14. Развитие моторики. Игра «Кукла приглашает в гости друзей».
15. Пальчиковая игра. Яблоки.
16. Работа с пальчиковыми красками. Рисование ладошкой «Наше солнышко!»
17. Прощание
Ход занятия
Приветствие.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг. Для приветствия используются мягкие игрушки (домашние животные), которые пришли в гости к детям на занятие. Дети здороваются друг с другом и с игрушками, называя их и издавая звукоподражательные звуки. Игрушки, в свою очередь, здороваются с каждым из малышей.
Родители и дети берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Математика. Размеры предметов. Игра «Большие и маленькие листья».
Цель: Отработка понятий «большой», «маленький». Развитие эмоциональной сферы малыша. Формирование представлений об окружающем мире.
Материалы: вырезанные листья: большие и маленькие, корзина. Музыкальная композиция, передающая настроение осени.
Дети встают в круг (или сидят по кругу рядом с мамами). Звучит осенняя музыка, педагог идет внутри круга, вынимая и бросая под ноги БОЛЬШИЕ листья. Детки берут листья и рассматривают их.
- С деревьев осыпаются листья. Смотрите, какие они БОЛЬШИЕ, ЛЕГКИЕ и красивые.
У каждого ребенка в руках появился один большой лист. Затем педагог также бросает МАЛЕНЬКИЕ листочки. Дети поднимают и их. В руках появляется 1 большой лист и 1 маленький. Взрослый побуждает детей сравнить листья, затем показать ему, то большой листик, то маленький.
Развитие слухового восприятия. Деревья на ветру.
Цель: развитие слухового восприятия и музыкальности у детей, снятие мышечного зажима.
Материалы: диск с музыкой Шопена «Листопад».
Дети (с помощью мам) поднимают руки с листиками вверх, изображая деревья, и качают «ветками» в такт осенней мелодии. Педагог подает малышам пример. Мамы держат детей за ручки, помогая им наклоняться. Затем все листья собираются обратно в корзину.
Пальчиковая игра. Малинки.
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Мамы садятся на стульчики. Дети на коленях и мам.
Скажите детям: Вдруг в нашем лесу появился Мишка!
По тропинке Мишка шёл (Мама водит своим пальчиком по ладошке ребенка.)
Куст малиновый нашёл.
На каждой ветке - (Мама расправляет ладошку малыша, растопыривая пальцы)
Малинка для детки!
Эту малинку (Мама «снимает малинку» с каждого пальчика малыша, как
Кладем в корзинку, снимают перчатки, и опускает щепотку в центр детской
Эту малинку ладошки («на дно корзинки»)
Кладем в корзинку (всего 5 раз)
Много малинки
Лежит в корзинке!
Лепка. Ёжик.
Цель: развитие мелкой моторики, знакомство со свойствами предметов.
Материалы: Пластилиновая заготовка «тельце ёжика» в виде шарика с вытянутым носиком и ножками. Очищенные от серы спички (не острые!)
Скажите детям:
- Ой, в нашей корзине с листьями спрятался ежик! Он не хочет вылезать, потому что у него пропали иголки:
Ёжик пробежал под ёлкой,
Сел у деток на пути:
- Я ищу свои иголки,
Не могу никак найти!
Прицепите мне иголки, -
Ведь ежи должны быть колки!
Деткам раздаются пластилиновые основы для ёжиков и деревянные палочки-спички, очищенные от серы. Мамы побуждают малышей брать по одной спичке и втыкать их в пластилиновое тельце ёжика. Когда работа готова, дети смотрят на свою работу, а ёжик всех благодарит:
Ах, ребята, всем спасибо!
Снова ёжик стал красивым!
Массажная пауза. Мячик.
- Пока мы помогали ёжику вернуть его иголки, к нам прикатился мячик и предложил с ним поиграть! (Мамам раздаются маленькие массажные мячики.)
Мячик с детками поладил, (Катаем мячик по ручкам)
Всем животики погладил, (Катаем мячик по животику)
Пробежался он по ножкам, (Катаем по ножкам)
И запрыгнул к вам в ладошки! (Катаем между ладошек)
Игра «Стучим деревянными ложками».
Цель: развитие музыкального ритма, навыка манипуляции с простыми предметами.
Материалы: деревянная ложка и (по возможности) деревянная миска. Музыка для игры с ложками.
Педагог включает ритмичную мелодию. Дети сидят с мамами на коврике, держат ложки в руках и, слушая музыку, отбивают ложками ритм, ударяя по полу или перевернутой деревянной миске. Мамы помогают детям улавливать ударные доли мелодии.
Подвижная игра. Лошадки.
- Собрали мы всю малинку и вышли из лесу на лужок, а тут пасутся лошадки (демонстрирует игрушечную лошадку). Как говорят лошадки? Иго-го, иго-го! Давайте потопаем (поцокаем), как лошадки: «Топ-топ-топ» («Цок-цок-цок»).
Веселые лошадки (Мамы, поддерживая малышей под мышки, весело их приподнимают
Резвятся на лугу, и опускают на ножки)
И громко, как лошадка, (Мамы побуждают малышей топать одной или двумя ножками.)
Потопать я могу!
Топ-топ-топ,
Иго-го.
Дети топают легко.
Топ-топ-топ, (Дети двигаются, притопывая.)
Иго-го,
Ускакали далеко!
Веселые лошадки
Решили отдохнуть… (Мамы и детки садятся на коврик.)
Немножко посидели, (Все встают, и мамы помогают малышам подпрыгнуть на месте)
И снова – в добрый путь!
Развитие мелкой моторики. Работа с пирамидками «Красный свет!».
Цель: Развитие моторики руки, мышления, формирование представления о круге и красном цвете.
Материалы: пирамидка (для каждого ребенка), машина, красная сигнальная карточка в виде круга.
Дети с мамами сидят на коврике. Педагог говорит детям:
- Ребята, глядите, по дороге едет машина (демонстрирует большую красивую машину):
Едет быстрая машина,
На ее колесах – шины,
И сигналит нам «би-би»,
У дороги ты не спи!
- Машина едет, давайте вместе скажем слова машины: «Би-би!»
И вдруг машина остановилась, потому что загорелся красный свет! (Педагог показывает красную круглую сигнальную карточку на «ножке».)
Если светит красный свет,
Для машины хода нет!
Остановка здесь, би-би!
На дороге ты не спи!
Затем раздает каждому ребенку пирамидку.
- А теперь давайте снимем колечки с наших пирамидок и найдем на ней колечко такое же красное, как эта карточка!
Дети снимают с пирамидки колечки и на вопрос мамы «Где красное колечко? Покажи!» - указывают на него или берут в ручку.
Затем можно покатать колечки пирамидки по полу, указывая малышам на их сходство с колесами машины. «Колечки круглые. Они катятся по полу, как колеса у машины». Поиграв с кольцами, мамы надевают колечки обратно на стержень пирамидки, дети помогают.
Подвижная игра. Паровозики.
Малыши на коленях у мамы.
Едут, едут паровозы (Мама слегка подбрасывает малыша на коленях)
Чух-чух-чух, (Взяв ладошки малыша в свои, мама делает руками
Чух-чух-чух, круговые движения.)
И стучат у них колеса
Чух-чух-чух,
Чух-чух-чух.
То на горку, то под горку, (Мама наклоняет малыша то вперёд, то назад)
Не свались,
Не свались!
То налево, то направо, (Мама наклоняет малыша то влево, то вправо)
Вверх и вниз, (Мама то слегка приподнимает малыша, то опускает)
вверх и вниз.
Формирование понимания частей тела. Игра «Где у Ляли…»
Цель: продолжаем формировать понимание частей человеческого тела.
Материалы: Кукла Ляля (желательно в красном платье).
«Здравствуй, здравствуй,
Кукла Ляля!
Мы уже умнее стали,
И сейчас тебе опять
Всё сумеем показать».
- Вот у Ляли глазки, а где ваши глазки? (Брови, шейка, ушки.)
Аппликация. Украшаем кукле платье.
Цель: развитие мелкой моторики. Формирование знаний о свойствах предмета, умения отрывать от листа бумаги небольшие кусочки. Формирование представления о красном цвете.
Материалы: Рабочий лист с изображением куклы. ? листа тонкой красной бумаги, клей-карандаш.
Ах, наряды куклы Ляли
Цвет свой красный потеряли,
Будем платье украшать,
Нашу Лялю наряжать!
- Давай сделаем платье Ляли ярким, нарядным. Возьми лист бумаги, это КРАСНЫЙ цвет. Отрывай от него маленькие кусочки, вот так! А мама будет их приклеивать на платье.
Какое нарядное платье получилось! Ляля говорит вам «Спасибо!»
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Если дети не ходят, то мамы поддерживают их под мышки.
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.
Развитие моторики. Игра «Кукла приглашает в гости друзей».
Цель: развитие моторики, формирование умения совершать простейшие операции с бытовыми предметами. Имитация действий взрослого.
Материалы: лист белой бумаги, набор из пяти тарелочек, сложенных в стопку.
Скажите детям: - А теперь Ляля решила пригласить гостей. Давайте ей поможем накрыть на стол. Положите белую скатерть (чистый лист), возьмите тарелочки для гостей. Тарелки КРУГЛЫЕ. (Дети стараются брать по одной тарелочке и класть на лист бумаги. Мамы обращают внимание, что тарелок стало МНОГО.)
- Ну вот, гости покушали, пора мыть посуду. Возьмите в одну ручку тарелку, а другую сожмите в кулачок и потрите кулачком тарелку, как тряпочкой:
Мы тарелку моем-моем,
Мы тарелку трем-трем,
Наши чистые тарелки
Встанут в шкафчике своем.
Тарелки помыли
И в стопку сложили.
Мамы складывают тарелки в стопку, дети смотрят, как было «много тарелок», а стала «одна».
Пальчиковая игра. Яблоки.
По тропинке Мишка шёл, (Мама водит указательным пальцем по детской ладошке)
Яблок он в лесу нашёл.
1,2,3,4,5 (Мама касается своим указательным пальцем каждого пальчика
Надо яблоки собрать! малыша.)
Надо яблоки собрать, (Дети сживают и разжимают кулачок, имитируя хватание.)
пальцы будут помогать!
По тропинке Мишка шёл, (Мама водит указательным пальцем по детской ладошке)
В гости к пальчикам зашёл,
Каждый пальчик угостил! (Мама касается своим указательным пальцем каждого пальчика
Всем спасибо говорил: малыша.)
Этому дал (Загибание каждого пальчика по очереди.)
Спасибо сказал! (5 раз.)
Работа с пальчиковыми красками. Рисование ладошкой «Наше солнышко!»
Цель: формирование творческих способностей, учить детей первоначальному умению работать с пальчиковыми красками.
Материалы: лист бумаги с нарисованным кружком посредине («Солнышко», с веселым лицом), и цветными пятнами от пальчиковых красок желтого, красного цвета, салфетка.
- Пока Мишка благодарил пальчики, солнышко скрылось, и стало прохладно и грустно! Так не пойдет, надо позвать солнышко! Давайте похлопаем ладошкой по полу, чтобы солнышко проснулось. (Дети хлопают ладошками по полу.) Не слышит солнышко. Тогда давайте похлопаем ладошками по листочку с яркими цветными пятнами и нарисуем солнышко!
- Посмотри, какие яркие пятна-лучики появились у нашего солнышка! Давай похлопаем по ним ладошками. Вот так! (Мама поворачивает листок с солнышком так, чтобы отпечатки ладошки были похожи на лучи солнышка). Вот ещё место для лучика, шлёпни ладошкой здесь. Посмотри, какое веселое солнышко у тебя получилось!.
- А кто их нарисовал? Маленькие ладошки помогали нарисовать красивую картинку.
Прощание.
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!