Развитие речи + Художественная литература
«Сказки Братьев Гримм»
Цель:
Приобщение детей к миру книжной культуры посредством чтения произведений Б. Гримм «Бременские музыканты».
Коррекционные задачи:
Развитие сенсорных и умственных способностей ребенка, абстрактного мышления; активизация внимания и памяти;
Формирование у ребенка интереса к книге и к чтению художественной литературы;
Развитие творческих способностей детей, внимания, умения слушать и анализировать произведение.
Ход занятия:
Вводная часть.
Братья Гримм
Волшебные сказки писали
Мы их часто читали
Сказки братьев Гримм
Мы проживали –
За героев сказок
Переживали.
Воспитатель: Отгадайте загадки
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц ( осел )
Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко и умылся серой лапкой. (кот)
Заворчал живой замок – лег у двери поперек ( собака)
Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днем он забияка, поутру - часы ( петух)
В какой сказке живут эти герои? ( « Бременские музыканты)
Воспитатель: читает отрывок из сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты»
Вопросы детям:
- Ребята, из какой сказки эти строки?
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Кто главные герои сказки?
- Кем хотели стать герои этой сказки?
- Какой из героев вам понравился? Почему? (ответы детей).
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, мы прочитали с вами замечательную сказку, которую написали братья Гримм
Задание № 1 «Найди книгу «Бременские музуканты»?»
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вы очень внимательны. Молодцы!
Задание № 2 «У кого, какой музыкальный инструмент?»
- Бременские музыканты потеряли свои музыкальные инструменты. Давайте поможем им найти их и разобраться, кто на каких музыкальных инструментах будет играть. Внимательно рассмотрите картинки и назовите где чей инструмент. (Ответы детей).
Воспитатель:
-Молодцы! Ребята, а какие ещё музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей).
Задание № 3«Назови сказочных героев».
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Молодцы! А теперь мы немного отдохнём.
Зрительная гимнастика на снятие зрительного напряжения
ПАЛЬМИНГ. Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления.
Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос. Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)
Воспитатель читает отрывок из сказки «Горшок каши»
1.Что подарила девочке старушка?
2.Какие слова надо произнести, чтобы каша варилась?
3. Как можно остановить горшочек?
4.Какая была каша?
5.Как называется сказка?
Физкультминутка «Кошка» . (Дети встают около стульчиков). Вот окошко распахнулось (руки в стороны) Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки) Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево) Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху) Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика) И уселась на карниз.
Чтение отрывка из сказки « Бабушка метелица», «Белоснежка и семь гномов»
Дети отгадывают из каких сказок отрывки.
З. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, что вам понравилось больше всего на нашем занятии? (Ответы детей).
Сказка Бременские музыканты читать:
Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осел — хороший осел, умный и сильный. Долго работал осел на мельнице, таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.
Видит хозяин: ослабел осел, не годится больше для работы — и выгнал его из дому.
Испугался осел: «Куда я пойду, куда денусь? Стар я стал и слаб».
А потом подумал: «Пойду-ка я в Бремен и стану там уличным музыкантом».
Так и сделал. Пошел в город Бремен.
Идет осел по дороге и кричит по-ослиному. И вдруг видит: лежит на дороге охотничья собака, язык высунула и тяжело дышит.
— Отчего ты так запыхалась, собака? — спрашивает осел. — Что с тобой?
— Устала, — говорит собака, — бежала долго, вот и запыхалась.
— Что ж ты так бежала, собака? — спрашивает осел.
— Ах, осел, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила. По полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, для охоты больше не гожусь, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать, не знаю.
— Пойдем со мной в город Бремен, — отвечает ей осел, — сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит собака, — пойдем.
Пошли они вместе.
Осел идет — кричит по-ослиному, собака идет — лает по-собачьи.
Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот, печальный сидит, невеселый.
— Что ты такой невеселый? — спрашивает собака.
— Ах, — говорит кот, — пожалейте вы меня, осел и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил, ловил крыс и мышей. А теперь вот стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка: не могу я больше мышей ловить — и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться, не знаю.
Осел ему отвечает:
— Пойдем с нами, кот, в город Бремен, станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на скрипке играть, собака — петь и в барабан бить, а я — петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит кот, — пойдем.
Пошли они вместе.
Осел идет — кричит по-ослиному, собака идет — лает по-собачьи, кот идет — мяукает по-кошачьи.
Шли они, шли. Проходят мимо одного двора и видят: сидит на воротах петух и кричит во все горло: «Ку-ка-ре-ку».
— Ты что, петушок, кричишь? — спрашивает его осел.
— Что с тобой случилось? — спрашивает его собака.
— Может, тебя кто обидел? — спрашивает кот.
— Ах, — говорит петух, — пожалейте вы меня, осел, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут. Вот и собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?
Отвечает ему осел:
— Пойдем, петушок, с нами в город Бремен и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака — петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть.
— Что ж, — говорит петух, — пойдем. Пошли они вместе.
Осел идет — кричит по-ослиному, собака идет — лает по-собачьи, кот идет — мяукает по-кошачьи, петух идет — кукарекает.
Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.
Смотрел, смотрел и увидел: светится невдалеке огонек.
— Огонек светится! — кричит петух.
Осел говорит:
— Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом стоит.
Собака говорит:
— Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.
Кот говорит:
— Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.
А петух говорит:
— Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.
Встали они и пошли на огонек.
Вышли на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нем светится.
Осел подошел к дому и заглянул в окошко.
— Что ты там видишь, осел? — спрашивает петух.
— Вижу я, — отвечает осел, — сидят за столом разбойники, едят и пьют.
— Ох, как есть хочется! — сказала собака.
— Ох, как пить хочется! — сказал кот.
— Как бы нам разбойников из дома выгнать? — сказал петух.
Думали они, думали и придумали.
Осел тихонько поставил передние ноги на подоконник, собака взобралась на спину ослу, кот вскочил на спину собаке, а петух взлетел на голову коту.
И тут они разом закричали:
осел — по-ослиному,
собака — по-собачьи,
кот — по-кошачьи,
а петух закукарекал.
Закричали они и ввалились через окно в комнату.
Испугались разбойники и убежали в лес.
А осел, собака, кот и петух сели вокруг стола и принялись за еду.
Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли.
Осел растянулся во дворе на сене, собака улеглась перед дверью, кот свернулся клубком на теплой печи, а петух взлетел на ворота.
Потушили они огонь в доме и заснули.
А разбойники сидят в лесу и смотрят из чащи на свой дом.
Видят: огонь в окошке погас, темно стало.
И послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря они так испугались.
Подошел разбойник к дому, отворил дверь, зашел на кухню. Глядь: а на печи два огонька горят.
«Наверное, то угли, — подумал разбойник. — Вот я сейчас лучинку разожгу».
Ткнул он в огонек лучинкой, а это был кошачий глаз.
Рассердился кот, вскочил, зафыркал, да как цапнет разбойника лапой, да как зашипит!
Разбойник — в дверь. А тут собака его за ногу схватила.
Разбойник — во двор. А тут его осел копытом лягнул.
Разбойник — в ворота. А с ворот петух как закричит:
— Ку-ка-ре-ку!
Кинулся разбойник со всех ног в лес. Прибежал к своим товарищам и говорит:
— Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне своими длинными пальцами в лицо вцепился, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубиной стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»
— Ох, — сказали разбойники, — надо нам отсюда поскорее уходить!
И ушли разбойники из этого леса навсегда.
А бременские музыканты — осел, собака, кот и петух — остались жить у них в доме да поживать.
Бабушка Метелица
Братья Гримм
У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица – хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
– Ну что ж, сумела уронить – сумей и достать, – ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.
Пошла девочка по этому лугу и видит – стоит печка, полная хлебов.
– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! – закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Пошла она дальше, видит – стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками.
– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! – закричали ей яблоки.
Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.
И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
– Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
– Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
– Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце, – сказала Метелица. – А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.
Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
– Это тебе за твою прилежную работу, – сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:
– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ: Наша девочка вся в золоте идёт!
Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.
Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
– Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
– Очень надо мне руки пачкать! – ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
– Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!
– Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибете, - ответила ленивица и пошла дальше.
Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
– Пойдём, я отведу тебя домой, – сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: "Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!" Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
– Вот, получай за свою работу! – сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
– Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ: Вот замарашка к нам идёт!
Мылась, мылась ленивица – никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.
Сказка Белоснежка и семь гномов
Было то в середине зимы, падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окошка, — рама его была из черного дерева, — и шила королева. Шила она, загляделась на снег и уколола иглою палец, и упало три капли крови на снег. А красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала она про себя:
«Если бы родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!»
И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево, — и прозвали ее потому Белоснежкой. А когда ребенок родился, королева умерла.
Год спустя взял король себе другую жену. То была красивая женщина, но гордая и надменная, и она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и гляделась в него, то спрашивала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И зеркало отвечало:
Вы всех, королева, красивей в стране.
И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду. Белоснежка за это время подросла и становилась все красивей, и когда ей исполнилось семь лет, была она такая прекрасная, как ясный день, и красивее самой королевы. Когда королева спросила у своего зеркальца:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
Оно ответило так:
Вы, госпожа королева, красивы собой,
Все же Белоснежка в тысячу крат выше красой!
Испугалась тогда королева, пожелтела, позеленела от зависти. С того часа увидит она Белоснежку — и сердце у нее разрывается, так стала она ненавидеть девочку. И зависть, и высокомерие росли, точно сорные травы, в ее сердце все выше и выше, и не было у нее отныне покоя ни днем, ни ночью. Тогда подозвала она одного из своих егерей и сказала:
—Отнеси ребенка в лес, я больше видеть ее не могу. Ты должен ее убить и принести мне в знак доказательства ее легкие и печень.
Егерь повиновался и завел девочку в лес, но когда вытащил он свой охотничий нож и, хотел было уже пронзить ни в чем не повинное сердце Белоснежки, стала та плакать и просить:
—Ах, милый егерь, оставь ты меня в живых, я убегу далеко в дремучий лес и никогда не вернусь домой.
И оттого что была она прекрасна, сжалился над нею егерь и сказал:
—Так и быть, беги, бедная девочка!
И точно камень свалился у него с сердца, когда не пришлось ему убивать Белоснежку. На ту пору как раз подбежал молодой олень, и заколол его егерь, вынул у него легкие и печень и принес их королеве в знак того, что приказанье ее исполнено. Повару было велено сварить их в соленой воде, и злая женщина их съела, думая, что это легкие и печень Белоснежки.
И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинешенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали. Бежала она, сколько сил хватило, и вот стало уже вечереть, увидела она маленькую избушку и вошла в нее отдохнуть. А в избушке той все было таким маленьким, но красивым и чистым, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, у каждой тарелочки по ложечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь маленьких кубков. Стояли у стены семь маленьких кроваток, одна возле другой, и покрыты они были белоснежными покрывалами. Захотелось Белоснежке поесть и попить, и взяла она из каждой тарелочки понемногу овощей да хлеба и выпила из каждого кубочка по капельке вина, — ей не хотелось выпить все из одного. А так как она очень устала, то попробовала лечь в постельку, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой, но седьмая оказалась ей впору, легла она в нее и, отдавшись на милость Господню, уснула.
Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки, а были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь своих лампочек, и когда в избушке стало светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше. И сказал первый гном:
—Кто это на моем стуле сидел?
Второй:
—Кто это из моей тарелочки ел?
Третий:
—Кто взял кусок моего хлебца?
Четвертый:
—Кто ел мои овощи?
Пятый:
—Кто моей вилочкой брал?
Шестой:
—Кто моим ножичком резал?
Седьмой спросил:
—Кто это пил из моего маленького кубка?
И оглянулся первый и увидал, что на его постельке маленькая складочка, и спросил:
—Кто это лежал на моей кроватке?
Тут сбежались и остальные и стали говорить:
—И в моей тоже кто-то лежал.
Глянул седьмой гном на свою постель, видит — лежит в ней Белоснежка и спит. Позвал он тогда остальных, прибежали они, стали кричать от удивления, принесли семь своих лампочек и осветили Белоснежку.
—Ах, Боже ты мой! Ох, Боже ты мой! — воскликнули они. — Какой, однако, красивый ребенок! — Они так обрадовались, что не стали ее будить и оставили ее спать в постельке. А седьмой гном проспал у каждого из своих товарищей по часу, — так вот и ночь прошла.
Наступило утро. Проснулась Белоснежка, увидела семь гномов и испугалась. Но были они с ней ласковы и спросили:
—Как тебя зовут?
—Зовут меня Белоснежка, — ответила она.
—Как ты попала в нашу избушку?
И рассказала она им о том, что мачеха хотела ее убить, но егерь сжалился над ней, и что бежала она целый день, пока, наконец, не нашла их избушку. Гномы спросили:
—Хочешь вести наше хозяйство, стряпать, постели взбивать, стирать, шить и вязать, все содержать в чистоте да порядке, — если согласна на это, можешь у нас остаться, и всего у тебя будет вдосталь.
—Хорошо, — сказала Белоснежка, — с большой охотой.
И осталась у них. Она содержала избушку в порядке, утром гномы уходили в горы искать руду и золото, а вечером возвращались домой, и она должна была к их приходу приготовить им еду. Целый день девочка оставалась одна, и потому добрые гномы ее предостерегали и говорили:
—Берегись своей мачехи: она скоро узнает, что ты здесь, смотри, никого не впускай в дом.
А королева, съев легкие и печень Белоснежки, стала снова считать, что она самая первая и самая красивая из всех женщин в стране. Она подошла к зеркалу и спросила:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Испугалась тогда королева, — она ведь знала, что зеркало говорит правду, и поняла, что егерь ее обманул и что Белоснежка еще жива. И стала она снова думать да придумывать, как бы ее извести; не было ей от зависти покою, оттого что не она самая первая красавица в стране. И вот, наконец, она что-то надумала: накрасила себе лицо, переоделась старой торговкой, так что и узнать ее было нельзя. Направилась она через семь гор к семи гномам, постучала в дверь и говорит:
—Продаю товары хорошие! Продаю!
Глянула Белоснежка в окошко и говорит:
—Здравствуй, добрая женщина, что же ты продаешь?
—Хорошие товары, прекрасные товары, — ответила та, — шнурки разноцветные. — И достала королева один из шнурков, показала, и был он сплетен из пестрого шелка.
«Эту честную женщину можно и в дом пустить», — подумала Белоснежка, открыла дверной засов и купила себе красивый шнурок.
—Как тебе идет, девочка, — молвила старуха, — дай-ка я зашнурую тебя как следует.
Белоснежна, не ожидая ничего дурного, стала перед нею и дала затянуть на себе новые шнурки, и начала старуха шнуровать, да так быстро и так крепко, что Белоснежка задохнулась и упала мертвая наземь.
—Была ты самой красивой, — сказала королева и быстро исчезла.
Вскоре после того, к вечеру, вернулись семь гномов домой, и как испугались они, когда увидели, что их милая Белоснежка лежит на земле, не двинется, не шелохнется, точно мертвая! Подняли они ее и увидели, что она крепко-накрепко зашнурована, тогда разрезали они шнурки, и стала она понемногу дышать и постепенно пришла в себя. Когда гномы услыхали о том, что случилось, они сказали:
—Старая-то торговка была на самом деле злая королева, берегись, не впускай к себе никого, когда нас нет дома.
А злая женщина возвратилась домой, подошла к зеркалу и спросила:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило ей зеркало, как прежде:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Когда услыхала она такой ответ, вся кровь прилила у ней к сердцу, так она испугалась, — она поняла, что Белоснежка ожила снова.
—Ну, уж теперь, — сказала она, — я придумаю такое, что погубит тебя наверняка. — Зная ведьмино колдовство, приготовила она ядовитый гребень. Затем переоделась она и обернулась другою старухой. И отправилась за семь гор к семи гномам, постучалась в дверь и говорит:
—Продаю товары хорошие! Продаю!
Белоснежка выглянула в окошко и говорит:
—Проходи, проходи дальше, в дом пускать никого не велено!
—Поглядеть-то, пожалуй, можно, — молвила старуха, достала ядовитый гребень и, подняв его вверх, показала Белоснежке.
Он так понравился девочке, что она дала себя обмануть и открыла дверь. Они сошлись в цене, и старуха сказала: «Ну, а теперь дай-ка я тебя как следует причешу».
Бедная Белоснежка, ничего не подозревая, дала старухе себя причесать, но только та прикоснулась гребешком к волосам, как яд стал тотчас действовать, и девочка упала без чувств наземь.
—Ты, писаная красавица, — молвила злая женщина, — теперь-то уж пришел тебе конец. — Сказав это, она ушла.
Но, к счастью, дело было под вечер, и семь гномов вскоре вернулись домой. Заметив, что Белоснежка лежит на земле мертвая, они тотчас заподозрили в том мачеху, стали доискиваться, в чем дело, и нашли ядовитый гребень; и как только они его вытащили, Белоснежка снова пришла в себя и рассказала им обо всем, что случилось. И еще раз гномы ей сказали, чтоб была она настороже и дверь никому не открывала.
А королева возвратилась домой, села перед зеркалом и говорит:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало, как прежде:
Вы, королева, красивы собой,
Но Белоснежка там, за горами,
У гномов семи за стенами
В тысячу крат еще выше красой!
Услыхала она, что говорит зеркало, и вся задрожала-затрепетала от гнева.
—Белоснежка должна погибнуть, — крикнула она, — даже если бы это мне самой стоило жизни!
И она отправилась в потайную комнату, куда никто никогда не входил, и приготовила там ядовитое-преядовитое яблоко. Было оно снаружи очень красивое, белое и румяное, и всякому, кто б увидел его, захотелось бы его съесть, но кто съел хотя бы кусочек его, тот непременно бы умер. Когда яблоко было готово, накрасила она себе лицо, переоделась крестьянкой и отправилась в путь-дорогу, — за семь гор к семи гномам. Она постучалась, Белоснежка высунула голову в окошко и говорит:
—Пускать никого не ведено, семь гномов мне это запретили.
—Да, это хорошо, — ответила крестьянка, — но куда же я дену свои яблоки? Хочешь, я подарю тебе одно из них?
—Нет, — сказала Белоснежка, — мне ничего не велено брать.
—Ты что ж это, яду боишься? — спросила старуха. — Погляди, я разрежу яблоко на две половинки, румяную съешь ты, а белую съем я.
А яблоко было сделано так хитро, что только румяная его половинка была отравленной. Захотелось Белоснежке отведать прекрасного яблока, и когда увидела она, что крестьянка его ест, то и она не удержалась, высунула из окошка руку и взяла отравленную половинку. Только откусила она кусок, как тотчас упала замертво наземь. Посмотрела на нее своими злыми глазами королева и, громко захохотав, сказала:
—Бела, как снег, румяна, как кровь, черноволоса, как черное дерево! Теперь твои гномы уж не разбудят тебя никогда.
Вернулась она домой и счала спрашивать у зеркала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало наконец:
Вы, королева, красивей во всей стране.
И успокоилось тогда ее завистливое сердце, насколько может подобное сердце найти себе покой.
Гномы, возвратясь вечером домой, нашли Белоснежку лежащей на земле, бездыханной и мертвой. Они подняли ее и стали искать яд: они расшнуровали ее, причесали ей волосы, обмыли ее водой и вином, но ничего не помогло, — милая девочка как была мертвой, так мертвой и осталась. Положили они ее в гроб, сели все семеро вокруг нее и стали ее оплакивать, и проплакали они так целых три дня. Затем решили они ее похоронить, но она выглядела точно живая — щеки у нее были красивые и румяные.
И сказали они:
—Как можно ее такую в сырую землю закопать?
И велели они сделать для нее стеклянный гроб, чтоб можно было ее видеть со всех сторон, и положили ее в тот гроб, и написали на нем золотыми буквами ее имя, и что была она королевской дочерью. И отнесли они гроб тот на гору, и всегда один из них оставался при ней на страже. И пришли также и птицы оплакивать Белоснежку: сначала сова, затем ворон и, наконец, голубок.
И вот долго-долго лежала в своем гробу Белоснежка, и казалось, что она спит, — была она бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволоса, как черное дерево. Но случилось, что заехал однажды королевич в тот лес, и попал он в дом гномов, чтобы в нем переночевать. Увидел он на горе гроб, а в нем прекрасную Белоснежку, и прочел, что было написано на нем золотыми буквами. И сказал он тогда гномам:
—Отдайте вы мне этот гроб, а я дам вам за него все, что вы пожелаете.
Но ответили гномы:
—Мы не отдадим его даже за все золото в мире.
Тогда он сказал:
—Так подарите мне его. Я жить не могу, не видя Белоснежки.
Когда он это сказал, сжалились над ним добрые гномы и отдали ему гроб.
И велел королевич своим слугам нести его на плечах. Но случилось так, что споткнулись они о какой-то куст, и от сотрясения выпал кусок ядовитого яблока из горла Белоснежки. Тут открыла она глаза, подняла крышку гроба, а затем встала и сама.
—Ах, Господи, где же это я? — воскликнула она.
Королевич, исполненный радости, ответил:
—Ты у меня, — и поведал ей все, что произошло, и молвил:
—Ты мне милее всего на свете, пойдем вместе со мною в замок к моему отцу, и будешь ты моею женой.
Согласилась Белоснежка, и отпраздновали они пышную и великолепную свадьбу.
Но на праздник была приглашена и королева, мачеха Белоснежки. Нарядилась она в красивое платье, подошла к зеркалу и сказала:
Зеркальце, зеркальце на стене,
Кто всех красивей во всей стране?
И ответило зеркало:
Вы, госпожа королева, красивы собой,
Но королева младая в тысячу крат еще выше красой!
И вымолвила тогда злая женщина свое проклятье, и стало ей так страшно, так страшно, что не знала она, как ей с собой справиться. Сначала она решила совсем не идти на свадьбу, но не было ей покоя — хотелось ей пойти и посмотреть на молодую королеву. И вошла она во дворец, и узнала Белоснежку, и от страха и ужаса как стояла, так на месте и застыла.
Но были уже поставлены для нее на горящие угли железные туфли, и принесли их, держа щипцами, и поставили перед нею. И должна была она ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока, наконец, не упала она мертвая наземь.
Горшочек каши
Братья Гримм
Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
– Здравствуй, девочка, – сказала ей старушка. – Дай мне ягод, пожалуйста.
– На, бабушка, – говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:
– Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:
– Раз, два, три,
Горшочек, вари!
и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему:
– Раз, два, три,
Больше не вари!
и он перестанет варить.
– Спасибо, бабушка, – сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери. Обрадовалась мать этому горшочку. Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.
Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
– Раз, два, три,
Горшочек, вари!
Он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек всё варит и варит кашу. Как его остановить?
Нужно было сказать:
– Раз, два, три,
Больше не вари!
да мать забыла эти слова, а девочки дома не было. Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он всё варит и варит. Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу – горячая каша рекой течёт.
Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:
– Раз, два, три, Больше не вари!
И перестал горшочек варить кашу. А наварил он её столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.
Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.
Рисование
«Лес осенью»
Цели: учить описывать предметы, изображенные на картине, выделяя их характерные признаки; развивать эстетические чувства; формировать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, представление о ярких цветах и теплых тоннах, использовать эти цвета при создании картины золотой осени; учить воспринимать композицию и цветовое решение картины, как средства для передачи основного содержания и настроения картины.
Ходзанятия
1.Организационный момент.
« Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера» Ф.И.Тютчев
- Дети, я прочитала вам замечательные строки Тютчева. Они помогли нам окунуться в осеннюю сказку природы, ощутить красоту, загадочность осеннего пейзажа, прелесть и ослепительность ярких осенних красок.
2. Дети рассматривают картину осени
- Скажите, ребята, какой период осени отображен на этой картине – ранний или поздний? ( ранний )
- А почему вы так думаете?
« Лес , точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной ». ( Бунин.И )
А поздней осенью деревья стоят голые, оставшиеся листья темные, серые и мрачные.
- Да, дети, правильно вы заметили характерные краски для ранней осени. А какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
Дети: - Она вызывает хорошее праздничное настроение;
- Очень красивые деревья, они будто одеты в золотые платьица;
- Молодцы, вы, очень внимательны и наблюдательны. Ребята, а почему осень называется «золотой»? Поэт А.С.Пушкин в своем стихотворение использует выражение «в багрец и золото, одетые леса». Что это значит?
Дети: - Осень называют золотой, потому что все листья желтые.
- На многих деревьях листья красные, оранжевые, коричневые.
- А когда лес бывает таким золотым - в сухую или дождливую погоду
- Все ли деревья одеваются осенью в золотой наряд?
Дети - Нет , ель и, сосна всегда остаются зелеными. До поздней осени стоит зеленым дуб.
- «Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит он выносливый, значит закаленный».
- «Лес пахнет дубом и сосной
За летом высох он от солнца.
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой».
- Дети, обратите внимание, как художник умело использует краски. Солнечные лучи, ярко освещающие природу, вечно живую и вечно прекрасную.
- А помогли выразить художнику свои мысли – краски. Так какие краски были помощниками художнику в написании картины? (желтые, красные, бурые, оранжевые, голубые, белые)
- Правильно. В основном, художник использовал теплые тона красок – желтые, красные, бурые оттенки.
- А я слышала шум и шуршание осенних листьев.
- У меня было настроение петь и танцевать.
- Я слышала пение птиц в роще.
- Я чувствовала свежесть и прохладу ручья в лесу.
- Мне хотелось посидеть под деревом и помечтать.
3.Рисование «Золотая осень»
- Сегодня мы с вами как настоящие художники, попробуем изобразить картины золотой и поздней осени.
- По окончанию работы, мы с вами устроим выставку работ художников.
- Приступаем к работе. ( Слежу за осанкой, помогаю в работе с красками).
4. Итог занятия.
- Посмотрите, вы оказались тоже очень хорошими художниками. Каждый из вас видит осень по-своему. Поэтому нет ни одного похожего рисунка.
Обучение грамоте
«Гласная двуязычная буква Я»
Задачи:
Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;
Давать качественную характеристику звукам;
Учить читать слова с буквой Я;
Развивать зрительное восприятие , слуховое внимание, мышление.
Ход занятия:
Организационный момент.
Работа по теме.
На доске картинки : змея, листья, якорь, ящик, яблоко.
-Послушайте загадку: «Круглое, румяное с дерева упало, Тане в рот попало ». Найдите отгадку на картинках.
II. Звукобуквенный анализ слова «Яблоко».
Обозначим звуки [й'а] буквой Я. Рассмотрите эту букву, выделите элементы написания буквы.
-На что похожа буква Я??
Напишите букву Я.
III. Послушайте внимательно стихотворение.
Назовите слова, в которых есть буква Я.
Ястреб ястребу сказал:
- Я на Ярмарку летал.
Эти Яблоки – ребЯтам,
Моим милым Ястребятам.
IV. Чтение слогов и слов с буквой Я
ЯЛ ЯС ЯР ЯЗ ЯМ ЯН ЯК
ЯК Я-ЗЫК ШЕ-Я БА-ЯН ЗО-Я ТВО-Я
Я-МА Я-ГОДА ЗМЕ-Я МА-ЯК РА-Я СВО-Я
Буква «Я» может составлять не только слог, но и отдельное слово.
Я – рыжая лисица.
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала.
Я в ямку попала.
Составление схем предложений.
Я бежала. Я попала.
__________ ___________
V. Буква Я в начале слова и после гласных обозначает два звука.
- Послушайте внимательно: Ба-я [й'а]н, ма- я[й'а]к.
-Сколько букв в слове баян? (4). А звуков?(5). Почему? (та же работа со словом «маяк»).
VI. Физминутка.
Читали все слова мы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки- раз,два.три.
Легкие прыжки - раз,два,три.
Вот и вся зарядка -раз,два,три,
Мягкая посадка – раз.два,три.
VII. Чтение текста в тетради.
Яна и Яша.
Яна и Яша взяли мелки. Они стали рисовать.
У Яны на рисунке – ягоды и яблоки. У Яши- море, маяк, моряк.
Яна и Яша любят рисовать!
VIII. Подведение итогов.
Рисование
«Рисуем сказку»


Цель: Формировать умение передавать образ маленького человека. Закреплять умение рисовать кистью и красками, закрашивать мелкими штрихами. Развивать творчество в работе.
Ход занятия
Ребята я хочу вам рассказать о маленьких человечках - гномиках. Гномики маленького роста и живут в лесу. Давайте вспомним сказку «Белоснежка и семь гномов»
Чтение отрывка сказки «Белоснежка и семь гномов»
Предложить детям рассмотреть гномиков нарисованных на листе бумаги.
Выяснить каким цветом будут разукрашивать своих гномиков.
Вспомнить, как работать с краской.
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия.
Развитие познавательной деятельности в природе
"Почему деревья спят"
Цель: использовать современные технологии в обучении детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой.
Задачи:
Расширять представления о многообразии деревьев.
Обогащать чувственный опыт у детей через ощупывание и осязание (кора, спилы, плоды и т.д.), уделяя особое внимание экологическому воспитанию детей.
Объяснить роль человека в жизни деревьев.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение цели занятия.
Чтение загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимою согревает. (Дерево.)
- Мы поговорим с вами о деревьях. Я вам расскажу, о чем говорят деревья и какую роль играет человек в жизни дерева.
I часть
2. Детям предлагается компьютерная презентация, дети отвечают на вопросы педагога полным ответом.
- Строение дерева: ствол, ветки и детки, крона, корни.
Дерево- это растение, у которого один прочный ствол, он ветвится кверху и образует крону.
3. Где растут деревья?
- В саду (дети называют какие, перечисляя и обобщая - плодовые).
- В лесу (примеры).
- На улицах.
4. Какие виды деревьев вы знаете?
– Лиственные. Почему их так называют?
Их листья состоят из черешков и листовых пластин. Они могут быть простыми и сложными. Лиственные деревья меняют свой вид 4 раза в год. Явление листопада.
- Хвойные (ель, лиственница, сосна).
- В чем различие лиственных и хвойных деревьев?
5. Гимнастика для глаз:
– Покажите, как ёлочкам тяжело стоять под весенним дождём
(вправо, влево, вверх, вниз; 3 раза вправо, влево, закрыть).
6. Какой бывает лес?
(Берёзовая роща, дубрава, ельник, сосновый бор; смешанный.)
7. Польза деревьев, леса:
– очищают воздух;
– в лесу живут животные и птицы;
– растут ягоды и грибы;
– из древесины делают много полезных вещей.
Почему деревья спят?
Ответы детей
II часть
По загадкам - описаниям определить и сказать, как называется дерево.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб.)
В роде сосен, в роде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна.)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
- Про какие деревья так говорят?
Просмотр презентаций
III часть.
Анализ и итог занятия.
- Что нового узнали? Что больше всего понравилось?
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ обучает дружбе.
Лепка
«Лесные жители»
Цель: познакомить детей с приёмами лепки зайца; воспитывать любовь к животным.
Задачи: Образовательные: учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных.
Развивающие: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу.
Коррекционные: активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост), осторожный, плутовка и т.д.; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Технические: учить детей лепить зайца, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части при помощи стеки, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой и сглаживать границы соединения частей; формировать у детей умение передавать в лепке детали.
Ход занятия:
I. Организационная часть
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие, прошу вас занять свои места! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
2. Встал стеною до небес,
Перед нами чудо ... (Лес)
- Да, мы окажемся в лесу. Но в лесу необычном, а сказочном.
- Для этого нам надо закрыть глаза и сказать: «Покружись, покружись
И в сказочном лесу окажись»
- Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу:
I
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её... (Лиса)
2.Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт.
II
1. Есть у нас такой обычай -
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у тёмной ёлки,
Кто мы – лисы или волки? (Волк)
2. На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
III
1. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
IV
1. Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка! (Ёж)
2. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёж)
V
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
2. По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. (Заяц)
- Почему у зайца шёрстка белая?
- Зачем он поменял цвет своей шубки?
- В каких сказках заяц встречался с жителями сказочного леса?
(Теремок, Колобок, Заяц – Хваста, Лиса и заяц и т.д.)
- Заяц у меня один. Ему будет страшно в лесу одному. Что же делать?
II. Практическая часть
Этапы выполнения работы
- Давайте подумаем, на сколько частей нужно разделить кусок пластилина, чтобы слепить бегущего зайца.
- Посмотрите, все ли части одинакового размера? (Нет)
1. Туловище
- Кусок, из которого будем лепить туловище и лапки самый большой.
(Воспитатель обращает внимание детей на цветной пластилин, зайчики будут разных цветов, потому что они из сказочного леса.)
- Стекой отмечаем половину куска, а потом одну половину поделим ещё раз пополам и отрежем стекой.
(Дети выполняют)
2. Голова
- Этот отрезанный кусочек делим на две равные части: из одной части делаем голову: раскатываем пластилин круговыми движениями в форму шара и надо чуть сплюснуть с одной стороны.
3. Уши и хвост
А из другой части лепим - уши длинные, на кончиках заострённые, уши делаются способом раскатывания «колбаски», а хвост куцый – короткий и круглый, для хвостика берётся самый маленький кусочек пластилина и раскатывается маленький шарик.
Потом эти детали присоединяют к голове и туловищу.
(Дети делят кусок пластилина на нужное количество частей.)
- Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки:
- Покажите, из чего будем лепить туловище и лапки?
- Найдите материал для головы.
- Что выйдет из оставшегося кусочка? (хвост и уши). Этот кусочек вы поделите на части сами, и сами придумаете, как лучше слепить хвост и длинные уши.
Пальчиковая гимнастика: упражнение «зайчик с барабаном»
Указательный и средний пальчики подняты вверх (это уши зайца), мизинец и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец стучит по безымянному и мизинцу.
Барабанит зайчик в барабан.
Там-там-там. Там-там-там.
- С чего начнём лепить зайца? (С туловища и лапок)
- Кусок пластилина, раскатываем круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала, цилиндра.
Воспитатель: "Это я - зайчишка - плутишка, вы не знаете, куда подевалась моя пушистая шубка? Я совсем замёрз!" Что же нам делать ребята? Как зайчику помочь? (Ответы детей)
(Воспитатель берёт стеку и процарапывает короткие штрихи на его спине, будто рисует шёрстку. Дети рисуют шёрстку на своих зайчиках.)
Физкультминутка:
Зайке холодно сидеть,
Зайке голодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку.
Чтоб не мёрзли лапки.
- Нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова:
"Покружись, покружись…
в детском саду окажись!"
- Мы вернулись в детский сад
III. Заключительная часть
- Молодцы! Теперь наши зайчики не замёрзнут, есть шубка, красивые глазки и они умеют быстро бегать. - Где мы с вами были и что делали?
(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они лепили зайцев)