Конспект открытого урока по чтению в коррекционной школе VIII вида по теме Ю.С. Рытхэу. "Пурга" 6-й класс (2 урок)
Цели: обучающиеся продолжат знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу "Пурга"; узнают об особенностях погоды на крайнем севере. Обучающиеся получат возможность научиться принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.
Задачи:
Образовательная: формировать навыки осознанного, выразительного чтения, чтения разными способами; учить находить в тексте ответы на поставленные вопросы; учить анализировать и обобщать.
Коррекционно-развивающая: корригировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнения на внимание, вербальную память на основе упражнений в запоминании; пополнять активный и пассивный словарь обучающихся; развивать умение работать в паре; развивать чувство самообладания и самосохранения и умение принимать правильное решение в сложных ситуациях, связанных с природными явлениями.
Воспитательная: формирование навыков безопасного поведения.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация Power Point, аудиофрагмент), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, групповой работы.
Дидактическое обеспечение: презентация, музыкальное сопровождение завывание ветра.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте улыбнёмся и поприветствуем.
- Я хочу, чтобы на протяжении всего урока у вас было прекрасное настроение, высокая работоспособность. Мне известно, что вы умеете справляться с различными заданиями, и я надеюсь, что сегодня вы тоже покажете хорошие знания.
- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.
Дыхательная гимнастика.
- Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие через нос и подуйте на снежинки, соединив губы в трубочку.
Введение в тему урока. Слайд
- Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом Ю.С. Рытхэу «Пурга». Узнаем о жизни людей, живущих на Чукотке.
- Что вы знаете об авторе рассказа?
(Родился на Чукотке в семье охотника, дед-шаман дал ему шаманское имя Рытхэу ( ничейный), окончил семилетнюю школу, отправился в Ленинград, чтобы продолжить образование, стал писателем в 20 лет, писал рассказы о жизни людей на севере)
Показать на слайде местоположение Чукотки.(находится на северо-востоке России, омывается 2-мя морями: Чукотским и Беринговым).
- Какой климат на Чукотке? Упражнение на развитие внимания. Слайд №
1.кёлкайтснегывц (елка, снег)
2щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
- Как называется коренной народ, живущий на Чукотке?
Везде есть свои прелести, люди гордятся своим краем, также как и мы своим.
Земля чукотская такая- Как только первый луч скользнёт, Вокруг все сразу оживает, | Местами тундра зацветает, И первых птиц весенних стаи В свои объятья тундра ждёт… Борис Горюнов |
Словарная работа. Работа в парах. Слайд №
- В рассказе много слов, значение которых вы должны были запомнить на прошлом уроке и дома, когда разгадывали кроссворд.
- Сейчас мы проведём игру «Объяснялки».
- У вас на столах лежат карточки, вам нужно соединить слово с его значением, помогая друг другу.
Чукотка – Торосы – Полярная станция - Яранга- Циклон – Вельбот- Малахай- | большая лодка для охоты на морского зверя ледяные горы разрушительный ветер место на крайнем севере научно-наблюдательный пункт меховая шапка жилище из шкур и кожи |
- Проверяем.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
- Как называется рассказ, который читали на прошлом уроке?
- Как звали мальчика?
- Что означает его имя?
- Сколько ему лет?
- Чему он успел научиться?
- Что вы узнали о жизни людей на Чукотке?
- Что в их жизни оказалось для вас непривычным?
А из текста физминутки узнаем о том, какие животные встречаются в этом крае.
По ледяной пустыне Медведица идет. За нею медвежата Торопятся вперед. Трещит мороз жестокий, Повсюду снег и лед | По полынье холодной За нерпой морж плывет. Бегут, спешат олени, Им виден путь едва, Над ними тихо кружит Полярная сова. (слайд ) |
- Несмотря на суровый климат, люди приспособились к жизни на Чукотке.
Изучение нового материала.
Работа по содержанию. Выборочное чтение.
1.Где живет мальчик Йоо?
2.Чем занимаются родители мальчика?
3.О чём рассказал отец во время обеда? (Идёт циклон)
4.Как объяснила мама значение этого слова? И о чём предупредила сына?
5. Что мы с вами знаем о мальчике?
6.Давайте найдём в рассказе отрывок, как Йоо пытался рассмотреть пургу из окна.
Вопросы.
- Почему он ничего не увидел из окна? (маленькое отверстие, кругом снег)
- Но зато он её хорошо … (слышал). Какие звуки он слышал? Найдите в тексте (содрогались стены, вой в печной трубе, звон и дрожь заслонки)
( запись ветра)
7.И какое же решение принимает Йоо? Найдите этот момент в рассказе и зачитайте. (сегодня обязательно увидит пургу. Своими глазами.)
8. Как он готовился к выходу в пургу, зачитайте?
- А как вы думаете, зачем Йоо подошёл к зеркалу и посмотрел. (я думаю, чтобы убедиться в том, тепло ли он оделся, не замёрзнет ли …, а может как он выглядит)
- Правильно ли поступил мальчик, выходя на улицу?
9. Прочитайте описание пурги, и постарайтесь голосом передать самый тревожный и напряжённый момент этого эпизода. (Звучит аудиозапись пурги, дети под завывание ветра читают отрывок)
- Действительно, пурга – это сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего не видно. В такую погоду лучше не выходить на улицу – можно заблудиться, потеряться. Плохо приходится тем, кто в пути, потому что дорогу заметает снегом, она теряется, и ничего невозможно увидеть. Поэтому пурга смертельно опасна для всякого попавшего в нее человека.
10. Прочитайте о том, как Йоо стал искать свой дом.
- Как вёл себя мальчик в самый напряжённый момент.
- Страшно ли было ему?
- Что помогло ему? (какое чувство?)
11. Прочитайте в тексте, в какое помещение попал мальчик.
12.Прочитайте диалог мальчика и мастера Кукы?
- Что могло бы случиться с Йоо, если бы не мастер Кукы?
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, как вы понимаете их значение:
самосохранение? ( Умение сохранить себя, т.е. своё здоровье и жизнь)
самообладание? (Умение сохранять спокойствие и принимать правильное решение)
Физкультминутка .
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
- А теперь мы сядем дружно, нам ещё работать нужно.
Индивидуальная работа учащихся с текстом.
Вставь пропущенные слова.
Самое обидное, что Йоо и пурга — ______________. Йоо — по-чукотски «ветер», «____________».
Правда, Йоо всего только _____________ год, но он уже в этом году идёт
в школу. Он умеет ездить ___________, _____________ топором мёрзлое моржовое мясо, _______________, заложив в рот два пальца.
Слова для справок: тёзки, свистеть, пурга, седьмой, на собаках, рубить.
Выбери пословицу, которая подходит к данному рассказу:
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто слушает старших, тот о камень не ударится.
Ученье — свет, а неученье – тьма
IX. Рефлексия. Слайд
Чтение – самый прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Будь это стих или рассказ,
Мы учим их, они учат нас.
- А чему вас научил этот урок чтения?
Итог:
- А зачем вам это знать, ведь вы живёте не на крайнем севере?
Мы живём на дальнем востоке, и климат у нас суровый. Бывают сильные морозы, ветры, снежные заносы. И мы должны быть готовы к любым «СЮРПРИЗАМ» природы, и уметь действовать в сложных ситуациях, связанных с зимними природными явлениями и развивать чувство самообладания и самосохранения.
Домашнее задание.
Восстановите последовательность. Поставь цифры от 1 до 7:
Йоо вышел в сени проверить собак.
Он надел тёплые меховые сапоги. Натянул меховую шубку, на голову мохнатый малахай. На малахай накинул капюшон и затянул тесёмки. На руки надел рукавицы из оленьих лапок.
Йоо вернулся к своему дому. Сделал шаг, второй, третий...А где же дом?
Когда Йоо открыл дверь, сначала ему показалось, что кто-то большой, невидимый и сильный схватил его за шиворот и потащил. Это был ветер.
Йоо вернулся в комнату и стал готовиться к выходу в пургу.
Йоо повернул в другую сторону и побрёл, покуда не наткнулся на стену.
Он попал в косторезную мастерскую.
Оценки за урок.