Класс: 4 класс.
Предмет: Русская литература (литературное чтение).
Тема: Константин Бальмонт. “Поспевает брусника”
Оборудование:
проектор+экран, 2 ноутбука, интернет-подключение через 3G модем, использование Андроид в телефонах учащихся.
На доске:
- портрет Константина Бальмонта.
На партах:
карточки с критериями оценки выполнения заданий в виде осенних листочков
Цель:
предполагается, что к концу урока большинство учащихся сделает самостоятельный вывод о красоте и силе художественного слова.
Задачи:
Создать условия для знакомства учащихся
-с автором,
- содержанием стихотворения,
- с образными выражениями, используемыми для
изображения картин природы.
Развивать умение анализировать произведение с целью
- определения эмоционального настроения,
- выявления и исследования с помощью учителя в стихотворении образных выражений и дальнейшего их использования в речи.
Содействовать развитию умения находить главную мысль
автора, выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Способствовать формированию умения работать в группе,
оценивать свою работу и работу одноклассников.
Цель языком учащихся:
к концу урока
будем знать
- автора и содержание стихотворения,
будем уметь
- находить образные выражения, объяснять их значение,
- составлять картину природы при помощи образных словосочетаний ,
сможем ответить на ключевой вопрос:
"Возможно ли изобразить красоту природы при помощи образных выражений?".
Медийная цель на языке учащихся:
- научимся искать и находить нужную информацию в разных медиаисточниках ,
- научимся пользоваться при необходимости словарями и энциклопедиями,
- убедимся в том, что информация из разных источников может быть разной Задачи по формированию медийной цели:
1.Содействовать поиску информации по небходимости, возможности использования информации при выполнении заданий.
Средства:
Аудиозапись П. Чайковского “Осенняя песня”.
И. Левитан. “Золотая осень”.
Учебная ситуация:
поиск информации для исследования: нахождение ответов на вопросы
поиск музыкальных произведений и картин художников, посвящённых осени.
2.Создать условия для формирования умения пользования средствами информации:словари и энциклопедии в библиотеке или в интернете.
Средства:
Энциклопедии, словари-онлайн в интернете
Учебная информация:поиск информации:
биография К. Бальмонта,
слова-синонимы.
3.. Способствовать развитию критического мышления:
используя текст стихотворения, исследовать его и через его анализ, прийти к ответу на ключевой вопрос.
Средства:
Анализ аудиозаписи, стихотворения, иллюстрации и картины.
Учебные ситуации:
Определить эмоциональное настроение произведения,
находить языковые художественные средства.
Медийный материал:
Биография К. Бальмонта https://goo.gl/5edZ78
https://goo.gl/LYYnRJ
http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/
Синонимы к словам
https://sinonim.org/
http://synonymonline.ru/
http://xn----7sbfc3aaqnhaffdukg9p.xn--p1ai/
О бруснике
https://www.youtube.com/watch?v=FCy3H3l-ECA
Когда созревают плоды брусники
https://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
http://belpriroda.mrsanych.ru/tag/
%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0
http://lektrava.ru/encyclopedia/brusnika-obyknovennaya/
Иван Левитан Картина “Золотая осень”
https://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D
1%81%D0%B5%D
0%BD%D1%8C_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B
0_%D0%9B%D
0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0)
Пётр Чайковский “Осенняя песня”
https://muzofond.org/search/
%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D1%
87%D0%B0%D0%B9%D
0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.
Ключевой вопрос урока
"Можно ли изобразить красоту природы словами?".
Организационно-мотивационный этап. Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится- 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше. - Что полезнее: хмуриться или улыбаться? - Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работать. Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.
Владимир Галактионович Короленко Звучит аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года». Ссылка
Я рада возможности вместе с вами прожить ещё один урок литературного чтения, который позволяет «слушать музыку, музыку слов». А слово — это ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся. Актуализация знаний Как вы думаете, какой поре года может соответствовать музыка, которую мы прослушали ранее? Речевая разминка. В осеннее ненастье семь погод на дворе: cеет, веет, кружит, рвёт, сверху льёт, а снизу метёт.. Прочитаем пословицу медленно вместе по одному слову. Прочитаем только глаголы. Прочитаем чуть быстрее всю пословицу. Ещё быстрее. Какие картины вы представили? Формулировка темы и постановка цели и задач урока. - Когда то я была такой же, как вы. И все мои детские воспоминания связаны с нашим городским парком, где я любила бродить и восхищаться красотой осенних деревьев. До сих пор в моей памяти остались стихи, которые слились с тем, чем я любовалась и восхищалась - Вы уже догадались, о каком времени года будем читать? - Какие ассоциации у вас со словом осень. - Осень – удивительное время года. Осенняя природа завораживает своим богатством красок. А какая разная может быть осень. Назовите, какая бывает осень? Ранняя, золотая, поздняя. Одинаковые ли пейзажи осени? - Вспомним, кто может изобразить осень? (Художники) Выполнение задания 1 по маршрутному листу для группы. (Приложение 1) Задание 1. Композитор или художник больше поможет нам почувствовать осень? А) Композитор, потому что… Б) Художник, потому что… - Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы, в чём мы сегодня и убедимся на уроке. Знакомство с автором стихотворения. 1 этап ВЫЗОВ Прием « Мозговая атака»
- Какие ассоциации вызывает у вас эта иллюстрация? (Имя писателя)
«Корзина идей»
- Теперь, когда его имя названо, давайте Н.Бальмонта мы познакомимся с творчеством поэта…
Кстати, куда падает ударение в фамилии? В учебнике БальмОнт. Почему? Узнаем об этом в интернет-источниках. Сегодня у нас уникальная возможность научиться искать и использовать нужную информацию в интернете. Но прежде обговорим, как мы будем это делать.
Обсуждение плана поиска нобходимой информации: - Как можно спланировать процесс поиска информации, чтобы облегчить себе работу, потратить на это меньше времени и не сделать ошибок? - Какая информация нам необходима для правильного решения задачи? - Какие ключевые фразы нам нужны, чтоб быстро найти нужную информацию? -К каким источникам нам нужно обратиться? -Нам доступные все источники? - Содержат ли источники небходимую и достоверную информацию? - Соответствует ли найденная информация нашим информационным потребностям?
Работа
Надо сказать, что в слове “Бальмонт” ударение вызывало затруднения даже у самого знаменитого носителя этой фамилии, хотя сейчас оно приходится на последний слог –БальмОнт. Но стоит знать, что некоторое время поэт назвал себя БАльмонтом, но заграничное путешествие чудесным образом изменило ударение в его фамилии. Как запомнить, где ударение? Не запутаться, на какой слог падает ударение в этой фамилии, поможет знание того, что она произносится на французский манер. Примеры употребления Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
Поэт Константин БальмОнт был также знаменитым переводчиком, в том числе с грузинского и сербского языков.
БальмОнт эмигрировал из России дважды, и во второй раз остался за границей.
http://obrazovaka.ru/udarenie/v-slove-balmont
- Знакомы ли вы с творчеством поэта? НАШТОБУЗУ домашнего задания на сегодня:
- Ответить на вопросы
- Объяснить новые слова, используя толковый словарь в библиотеке или в интернете Определение целей и задач деятельности на уроке. - Чем может быть полезен сегодняшний урок литературного чтения? Стадия «Осмысление» -Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать? (Обращаемся к таблице)
З – что мы знаем З-Произведение «Поспевает брусника»
Написал Н. Бальмонт. Жанр произведения: это стихотворение
Х- что мы хотим узнать Х-Факты из биографии автора
-О чём стихотворение?
- Какая пора года описана в стихотворении?
-О приметах осени.
- Чем привлекает осень?
У – что мы узнали У- узнаем в конце урока
- Можно ли назвать это стихотворение произведением искусства?
Можно ли с помощью слов нарисовать картины природы? Это главный вопрос сегодняшнего урока. На доске учитель схематично обозначает задачи урока со слов детей и располагает в порядке их
достижения:
- прочитать;
- поработать со словами, используя интернет-сервисы;
- нарисовать картины;
- прочитать выразительно.
(П→ СЛ →К →В) Проверка домашнего задания. Минутки Почемучек. Вот вам первое задание. Рассказать о Константине Бальмонте. Вы об этом прочитали дома.
Задание для первой группы.
По предложенным ссылкам вам было необходимо найти интересные факты из биографии Николая Бальмонта и ответить на следующие вопросы: Критерии обязательно печатаю каждому Это делаю для того, чтобы они могли по некоторым критериям найти дополнительную информацию и использовали её на уроке. НАШТОБУЗУ Критерии оценки выполнения задания - Знать ответы на вопросы 1. Когда и где родился Константин Бальмонт ? 2. В какой семье воспитывался поэт? Он родился и вырос в интеллигентной семье, где очень любили поэзию и родную природу. 3. Сколько иностранных языков знал Константин Бальмонт? 15 4. Почему он стал писать стихотворения? В семье очень любили природу и поэзию. 5. Когда написал стихотворение «Поспевает брусника» Константин Бальмонт? 1899 - Научиться искать необходимую информацию в интернете. Поиск информации в интернете (проверка выполнения домашнего задания). Намеренно даю ссылки, где дата написания стихотворения различна. Проверяя выполнение задания, в ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что информация из разных источников может быть разной. Значит, прежде проверяй, а потом доверяй. - Доверять доверяй, да почаще проверяй. Говорит народная мудрость. http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-doverie/ Значит, не всей информации, размещённой в Интернете, можно доверять. Задание для второй группы. Приём «Верные и неверные утверждения…)
……….писатель жил в 20 веке
………. К. Бальмонт прожил 100 лет
……….. писатель прожил всё время в России?
……….больше всего писатель любил писать о природе.
-В парах поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда; ? – не уверен.
Проверка выполнения работы в группах.
Как ,вы, думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (ответы детей) Вы правы, сегодня мы познакомимся со стихотворением Бальмонта. -Так о чём писал Константин Бальмонт? (О природе) - Константин Бальмонт очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве. Операционно-познавательный этап. 1. Восприятие текста.. - Давайте вместе с автором окунёмся в мир природы. Я хочу подарить вам слово великого поэта 19 века К. Бальмонт «Поспевает брусника…», с текстом которого вы могли познакомиться дома. https://goo.gl/X3MYkf Чтение стихотворения учителем. - Каким настроением проникнуто стихотворение?
https://goo.gl/Fk7nDQ
Работа в группах. Учащиеся делятся впечатлениями о прослушанном стихотворении (радость, грусть тоска, веселье) и заполняют маршрутный лист. Выполнение задания 2 по маршрутному листу (приложение 1) и словарю настроений. - Используя маршрутный лист и словарь настроений, определите настроение стихотворения. Задание 2. - Каким настроением оно проникнуто? Обведите буквы с правильным ответом. А) Радость. Б) Грусть. В) Восторг. Г) Тоска. Повторное самостоятельное чтение стихотворения.Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.Учащиеся в парах рассказывают о том, что они увидели, услышали и почувствовали. Учащиеся высказывают свои мысли: с чем-то соглашаются или не соглашаются. - Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова: Я вижу… Я слышу… Я чувствую… 2. Словарно-лексическая работа. Для работы на уроке нам понадобятся вот такие слова (на доске): Благовонье – (устар.) аромат, приятный запах. в раз-но-цвет-ном – в разноцветном, проснется – (праснёца) Объясните значение этих слов, вы готовили это дома. Физкультминутка Словарная работа. - Прочитайте первую строчку. Поспевает брусника. Что такое брусника? Знаете ли такую ягоду? Когда она поспевает? Давайте узнаем об этом из интернет-источников. Просмотр видеоролика ПамяткаНАШТОБУЗУ Узнаем: 1. Растёт ли ягода брусника в Беларуси? 2. Чем полезная ягода? 3. Когда поспевает брусника? Ищем вот по ссылкам ответы на вопросы: Работа с литературными загадками. Исследование НаШтоБуЗУ:
Учащиеся высказывают свои мысли, доказывают. - Внимательный читатель сможет разгадать загадки, которые «спрятал» поэт в своем стихотворении.
Загадка первая. – Мы сегодня говорим об осени. А о какой поре года говорит автор? Почему?(Конец августа - начало сентября – время созревания брусники . Значит, уходящее лето. Но стаи птиц улетают) Узнаем, когда улетают первые птицы Смогу сделать вывод о поре года Сайт Сто тысяч почему..Когда улетают первые птицы? http://stotysyhc.ru/kakie-ptitsy-uletayut-na-yug/ Первыми на юг улетают небольшие певчие птицы, которые питаются насекомыми. Стриж быстрее всех покидает свое гнездо, ведь он летает и ловит насекомых достаточно высоко. Там пища исчезает уже в начале сентября. Зимует стриж в южной Индии и Африке(пролетая почти весь континент с севера на юг). Вслед за ним в путь собираются маленькие юркие ласточки. Итак, речь идёт об осени, поскольку птицы улетают в сентябре. Проверим ещё по одной примете осени: деревья в разноцветном уборе. Когда листья желтеют? Давайте узнаем из интернет-источников. Осенью, с наступлением прохладной погоды, когда ощущается недостаток света и воды, природа начинает готовиться к зиме. Работает ее защитный механизм. Деревья должны сбросить листву до наступления холодов, так как в холодное время года им не хватает влаги и минеральных веществ, поступающих от корней, а также ветки должны освободиться от лишней ноши, чтобы потом под тяжестью снега не обломиться. https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/
%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C.html Загадка вторая. http://kakchtopochemu.ru/rastitelnyj-mir/29-pochemu-osenyu-na-derevyakh-zhelteyut-i-opadayut-listya.html - Только картины природы, такой прекрасный пейзаж мы видим? - Кто скрывается за этой картиной? (Человек – он часть природы, мы ее дети. Человек тоже поет об осени.) - Как догадались об этом? Актуализация знаний о выразительных средствах языка. Работа в парах. Восстановление порядка. - Что помогло увидеть, услышать, почувствовать? - Какие же выразительные средства использовал автор? 
Проверка осуществляется по словарику к уроку, который есть у каждого ученика. (Приложение 2.) Анализ изобразительных средств. Учащиеся находят изобразительные средства, высказывают свои мысли. Организация учебного диалога.Читаем последнее четверостишие и представляем живой образ осени. Какими свойствами наделил поэт солнце и осень? В каких словах это выражено? Как называется такой приём? (При затруднении обратитесь к словарю-справочнику либо словарю выразительных средств либо на блог ЧАТ. Зад.5 учебника Поэт одушевляет предметы. Назовите олицетворения: Деревья блистают, Солнце реже смеётся, скоро осень проснётся и заплачет спросонья. - Почему? Осенняя пора – настоящий подарок самой природы, так как такое буйство красок не встретишь больше ни в одно другое время года. Какое чувство, настроение вызывают эти картины? Почему от «птичьего крика в сердце стало грустнее»? Для чего автор говорит о грусти в сердце? Возможно, таким образом, он хочет выразить своё отношение к поре года. Почему автор говорит «...деревья блистают в разноцветном уборе»? Что передают эти выражения? А как можно сказать по-другому (деревья разукрашены и т. д.)? Почему автор выбрал именно слово «блистают»? Что он хотел этим сказать?(Слово «блистают» придает торжественность моменту) Деревья как-будто собрались на бал и будут блистать: Все деревья блистают в разноцветном уборе. Работа с онлайн-словарями. Подбор синонимов к словам
Блистать, Грустно (задание учебника с. 4.№4
Прежде определим, какими критериями вы пользовались дома при поиске синонимов. НаШтоБуЗУ:
1.Пройдите по ссылке https://sinonim.org/
2. Просто введите слово или устойчивое выражение в поле нашей формы поиска .
3. Нажмите кнопку «Найти синонимы». Сервис сделает хороший подбор слов и фраз (всего их сотни тысяч, а связей слово-синоним – миллионы). Если слово набрано неправильно (с орфографической ошибкой или в неправильной раскладке), то будет предложено исправленное слово.
Итак, вы заметили, как много слов-синонимов можно найти, используя интернет-ресурсы..
Чему научились?
Мы научились искать и использовать нужную информацию в интернете, пользоваться словарями и энциклопедиями,
Какие картины уходящего лета рисует поэт Константин Бальмонт? Зад. 2.учебника. Зачитайте отрывки. Скажите, а что автор говорит о запахах осени?
Нет в цветах благовонья. Почему автор употребил именно слово благовонья? Вы работали над этим дома. Что значит, благовонья?
Обратитесь к интеренет-источникам. http://tolkslovar.ru/b4762.html Наверное, автору были приятны запах цветов, но сейчас он грустит о том, что сейчас этого нет. О чём хотел сказать автор, когда написал Скоро осень проснётся и заплачет спросонья. Каким образом заплачет? Дожди. Почему спросонья? Все готовятся в природе к зиме и укладываются в спячку.. КАРТИНЫ ПРИРОДЫ Работа в группах Группа 1 Выполнение коллажа: соотнесение картинок (опорных конструкций) (приложение 2) и предложений. Критерии: 1. Найти все приметы осени, о которых упоминается в стихотворении.. 2. Внимательно посмотреть на картинки. 3. Соотнести картинки с названиями примет осени. 4. Активная работа в группе.
Задание для группы. - Ребята «нарисовали» картины. Какие они получились? Соотнесение картинок (опорных конструкций) и предложений. 1. Поспевает брусника. 2. Стали дни холоднее. 3. Стаи птиц улетают прочь за синее море. 4.Все деревья блистают в разноцветном уборе. 5. Солнце реже смеётся. 6. Нет в цветах благовонья. 7.Осень проснётся и заплачет спросонья. Проверка выполнения выполнения коллажа. Группа 2 Приём «Гексы»
НаШтоБуЗУ:
Подчеркните слова в тексте, которые помогают увидеть признаки осени
Записать слова-приметы в шестиугольники .
Подумать, почему наступает осень?
Составить логическую цепочку, используя приметы осени в шестиугольниках .
Доказать правильность своего рисунка из гексов.
Активная работа в группе.
Найти приметы осени, записать на гексах и сложить таким образом, чтобы получилась логическая цепочка. Ответьте на вопрос, используя знания по предмету «Человек и мир» и свой собственный опыт, почему же всё же наступает осень? Проверка выполнения работы в группе. ЦВЕТОВАЯ ГАММА КАРТИНЫ
Поговорим о цветовой гамме, которую использует автор в этом стихотворении?
Поспевает брусника Синее море Солнце реже смеётся Разноцветный убор. Много ли ли в стихотворении красок? Обратимся к иллюстрации учебника (С. 3)
Как вы думаете, для чего используется иллюстрация? Обычно под иллюстрацией подразумевают изображение, которое поясняет текстовую информацию. Она не только иллюстрирует, но и несёт в себе информацию. А текст (стихотворение) – подпись к иллюстрации, как правило, отвечает на знакомые нам вопросы: что,где, когда? (Что, с кем, и где происходит). Найдите на странице 4 учебника стихотворение с иллюстрацией.
Иллюстрация- это информация, которая отвечает на вопросы : Что? Где? и Когда? Какой текст к этой иллюстрации поместили бы вы? Часто иллюстрация не просто изображает содержание текста, но и дополняет ее. Рассматривая иллюстрацию, мы лучше понимаем текст. Иллюстрации и подписи к ним должны составлять единое и неделимое целое, чтобы, рассмотрев иллюстрацию, прочитав подпись к ней, сразу можно было понять, что хотели сказать авторы иллюстрации и текста. Определите, на какой из вопросов (что, где, когда?) отвечает иллюстрация, а на какой – текст стихотворения к этой иллюстрации. Каким строчкам из стихотворения соответствует иллюстрация? Соответствует иллюстрация тексту стихотворения?
Работа с картиной Ивана Левитана «Золотая осень»
Какую информацию несёт эта картина?
( на слайде репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» на экране). Зад. 6 МУЗЫКА СЛОВА
А теперь ещё раз прослушаем аудиозапись Петра Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песня» и ответьте на вопрос 7 учебника: Соответствует ли настроение стихотворения Константина Бальмонта и музыки Чайковского? Придумываем название стихотворению. - Что слышите? - Какая слышится песня: грустная или веселая? (Грустная, тоскливая)
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Гимнастика для глаз. Выразительное чтение стихотворения. Учащиеся отмечают: прочитано стихотворение, нарисованы картины, найдены выразительные средства. Все это поможет прочитать стихотворение выразительно. - Загадки разгаданы. Что еще нами сделано? - Чему это поможет? - Что можете выполнить самостоятельно? - Приготовьте выразительное чтение самостоятельно в парах, используя .
НаШтоБуЗУ:
1.Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт.
2. Произносить стихи надо в два раза медленнее, чем говоришь в жизни.
3.Соблюдать знаки препинания.
4. При чтении постараться передать настроение , чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.
Схема такова: К- Т- З- Н
Картины-
Темп медленный-
Знаки препинания-
Настроение, чувства, эмоции Проверка работы в парах.
Приём РАФТ на рефлексии
Представьте, что вы начинающие молодые поэты. Вы воодушевлены творчеством Бальмонта. Вы хотите всем читателям показать, насколько автор живо нарисовал картины осени, используя лишь слова.
Р – роль (поэт, знаток творчества Константина Бальмонта.
А- аудитория (кому вы будете читать стихотворение)
Ф- форма (стихотворение)
Т – тема Стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»
(Учащиеся готовятся, используя НаШто БуЗу
Правильность,
Выразительность
Логические паузы
Кто готов подарить свое чтение всем?
- Что помогло прочитать выразительно? Читают 2-3 учащихся. Вопросы знатокам творчества, ответы на вопросы публики
После чтения заслушиваются оценки учащихся (по желанию). Просмотр видеоролика
https://www.youtube.com/watch?v=KC-q3TMcGU4
Вы на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы . Подведём итоги. Легко ли быть поэтом? В чём заключается главная мысль стихотворения? Осень по-своему красива. Можно ли словами, образными выражениями нарисовать картину природы? По-вашему мнению, удалось ли это Бальмонту?
Скажите, можно ли только с помощью материала учебника ответить на ключевой вопрос урока? Что нам помогло?
Использование других источников инфрмации. Творческая работа. Возьмите цветные карандаши и попробуйте нарисовать ту осень, которую изобразил Бальмонт в своем стихотворении. (Учащиеся рисуют под музыку Чайковского. Времена года. Осень.) Что из записанного на доске, мы уже узнали (научились делать)? Что ещё должны узнать (научиться)? ) подведение итогов урока и рефлексия с опорой на критерии, записанные на доске
Подведение работы в группах и выполнения заданий
КОНСУЛЬТАНТЫ В ГРУППАХ в течение урока помогают
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть
НаШтоБуЗУ:
Называть автора и название произведения.
Читать текст наизусть без запинки.
Прочитать стихотворение с выражением (помни о логических паузах!).
При прочтении стиха использовать мимику и жесты.
Приём мнемотехника (для тех, кому трудно учить стихотворения)
Карточка для приёма мнемотехника

Слово учителя. К.Д.Бальмонт- русский поэт, переводчик, критик. Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.
Рефлексия и оценка
Синквейн
Осень
Золотая Грустная
Блистает проснётся плачет
Есть в осени своя удивительная красота.