Виртуальная экскурсия 3 часть (любимая)
САМАРА
творческая
Основание художественного творчества
в Самаре
Пробуждать любовь
к русской культуре, и культуре родного края
1.Выявлять интерес обучающихся к истории родного края
2.Познакомить обучающихся с творчеством художников , писателей, музыкантов живших и писавших в нашем городе.
Творческая интеллигенция
В нашем городе огромное число художников:
- Художников живописцев (художников, умеющих рисовать)
- Художников монументалистов (художников, умеющих делать скульптуры, и монументы)
- Художников дизайнеров (художников, умеющих оформлять)
- Художников иллюстраторов (художников, умеющих оформлять книги )
В нашем городе людям почему то хочется творить
В нашем городе людям, почему то хочется творить.
Максим Горький начал свою литературную деятельность в Самаре.
Алексей Толстой написал здесь первое свое произведение «Золотой ключик или приключения Буратино».
Лев Николаевич Толстой здесь работал над романом «Война и мир».
И.Е.Комиссаров
Одному из самых ярких и значительных самарских пейзажистов Ивану Еремеевичу Комиссарову в 2016 исполнилось бы 80 лет.
К своей юбилейной выставке мастер готовился основательно.
Часть картин он самолично отобрал для выставки в Губернской думе, часть экспозиции приготовил для художественного музея.
20 апреля, в день презентации выставки Комисарова в Губернской Думе со стены упал один из пейзажей.
Чуть позже организаторы узнали, что художник на открытие не придет.
Он просто лег спать накануне ночью и утром не проснулся.
Его уход не только для коллег-художников, но даже для жены стал неожиданностью.
Мне до сих пор кажется, что он уехал на этюды,
как обычно бывает по весне и должен скоро вернуться, - призналась супруга Алевтина Терентьевна на открытии выставки. –
В командировках по России мой муж привык проводить по месяцу – два.
И.Е.Комиссаров
Помню, как мы с ним на лодке в мае объезжали всю Самарскую луку.
Особенно много ездили в разлив, он искал, где сирень красиво цветет, где дикая яблоня.
Традиции, которые развивает И.Е.Комиссаров в своем творчестве, – это традиции искусства начала ХХ века, таких замечательных мастеров, как К.Ф. Юон и И.Э. Грабарь.
В начале 1970-х гг. в Доме творчества художников Комиссаров сблизился
с живописцами владимирской школы, именно тогда, основываясь на традициях иконописи и приемах владимирских живописцев,
он разработал способ письма по меловому грунту, который впитывает масло, оставляя на поверхности красочный пигмент.
Так исключаются блики на поверхности холста, она обретает матовость, особую фактурность.
В этой своеобразной манере Комиссаровым созданы множество замечательных полотен, воспевающих красоту древнерусской архитектуры, природы средней полосы России.
Это « Переславль» (1978), «На берегу Плещеева озера» (1978), «Край вдохновения» (1988), «Кижи» (1983), «Золотое кольцо» (1987), «Русский Север» (1988) - и многие-многие другие.
И.Е.Комиссаров
И.Е. Комиссаров родился 10 мая 1929 года в селе Яблоневый Гай Ивантеевского района Саратовской области.
Он окончил декоративно-оформительское отделение Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1944-1947),
где преподавал замечательный мастер И.С.Горюшкин-Сорокопудов. В Куйбышев Иван Еремеевич приехал в 1946-м.
Здесь, в 1950-е годы, во время хрущевской оттепели, он оказался в самой гуще художественной жизни, создавая вместе с В.З.Пурыгиным, Г.В.Филатовым, А.А.Кулаковским, Ю.И.Филипповым, Н.Ф.Шеиным
новую пейзажную живопись. Друзья-единомышленники ездили на этюды за Волгу - в Шелехметь, на Бахиловуполяну, жили в палаточном лагере. В 1955 году картины Комиссарова были впервые показаны на выставке в Куйбышеве, и с тех пор произведения художника регулярно появлялись на многочисленных городских, областных, республиканских, союзных и международных выставках. В 1964 году Комиссаров вступил в Союз художников России.
И.Е.Комиссаров
В 1976 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник России».
С 1956 года Иван Еремеевич многократно участвовал в работе творческих групп Союза художников, совершая поездки по Золотому кольцу России.
Он ездил в Среднюю Азию, Сибирь, на Кавказ.
Его работы находятся во многих собраниях мира,
а также принесены в дар от Самарского правительсва на саммите Владимиру Путину и канцлеру Германии Ангеле Меркель.
Константин Павлович Головкин
Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина.
С 1882 по 1889 год учился в Самарском реальном училище .
Затем, возможно, брал уроки у прибывшего в Самару художника
Ф . Е. Бурова , однако систематического художественного образования
не получил, оставаясь художником-самоучкой.
Работал в традициях русского реалистического искусства.
Константин Павлович Головкин принимал самое непосредственное участие в культурной жизни города, вместе с другими членами любительского кружка художников он участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы. В 1897 году выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея .
Константин Павлович Головкин
Головкин вёл летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара».
До настоящего времени дошло лишь несколько картин К. П. Головкина.
В собрании Самарского художественного музея их пять, одна хранится в Краеведческом музее, некоторое количество работ сохранилось в частных собраниях.
После Гражданской войны в России 1917 года художник
на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск ,
где принимал участие в археологических раскопках.
В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привёз целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы работал в архиве города Самары.
Константин Павлович Головкин
Он был человеком необыкновенно широкого диапазона знаний и интересов.
Головкин занимался живописью и краеведением, этнографией и археологией, автомобильным вые марки, боны и монеты. Кроме того, искусно делал модели волжских пароходовделом и фотографией, коллекционировал древнерусские и староверческие иконы, старинные книги, почто, а также изготовил несколько вариантов макета своей будущей дачи.
Родом из купцов, по призванию — живописец Константин Павлович Головкин родился 17 (по новому стилю 29) декабря 1871 года в доме на улице Вознесенской в Самаре (ныне дом №55 на улице Степана Разина). Его отец, Павел Иванович Головкин, состоял во втором браке с дочерью купца второй гильдии Степана Колодина – Елизаветой. В Самару Колодины приехали из Сергиевска в 1834 году, о чем говорят документы Государственного архива Самарской области (ГАСО).
Константин Павлович Головкин
Головкины тоже не были уроженцами нашего города .
В 1837 году эта крестьянская семья перебралась в Самару из Нижегородской губернии.
В семье Головкиных было трое мальчиков, старшего из них при крещении нарекли Константином.
Когда ребенок подрос, отец (уже владелец нескольких магазинов)
отдал его в Самарское реальное училище, поскольку понимал важность образования для будущего купца .
Когда Костя учился уже в последнем классе, в их заведение пришел новый педагог – выпускник Санкт-Петербургской Императорской академии художеств Николай Храмцов.
Эта встреча во многом определила судьбу Головкина. Нигде специально не обучаясь, он впоследствии стал одним из лучших в Самаре художников-пейзажистов. После окончания училища Константин пошел работать «мальчиком»
(то есть простым рассыльным) при посудо-обойном магазине своего отца,
что располагался на улице Дворянской (ныне дом №103 на улице Куйбышева).
При этом Павел Головкин скептически относился к творческим наклонностям сына, однако не препятствовал ему в занятиях живописью.
Константин Павлович Головкин
А Константина профессия купца не слишком увлекала, но тем не менее в фирме своего отца он за несколько лет поднялся от помощника приказчика до заведующего магазином.
Вершиной его купеческой карьеры стало открытие им собственного торгового заведения в доме №32 на улице Панской (ныне Ленинградская), где продавались писчебумажные и художественные принадлежности.
На этом бизнесе держались все его увлечения и творческие начинания, которых у Головкина оказалось на удивление много. Главной страстью всей его жизни так и осталась живопись, а также коллекционирование произведений искусства.
Константин Павлович Головкин
Именно Головкин стал родоначальником художественного отдела Самарского городского музея, куда при его основании он передал несколько картин, в том числе свои работы «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лучах», а также произведения Николая Осипова, Ивана Никонова, Николая Храмцова и других авторов.
Тогда же по инициативе Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращения к художникам России.
После этого в дар Самарскому музею поступили произведения Михаила Нестерова, Владимира Михайлова, Константина Юона и многих других известных русских мастеров.
Константин Павлович Головкин
Через несколько лет при активном участии Головкина в Самарском музее удалось создать богатую художественную коллекцию. Тогда же вместе с группой единомышленников он учредил «Общество по строительству в Самаре Дома науки и искусств».
В нем предполагалось разместить Александровскую публичную библиотеку, городской музей, зал для выставок, собраний и концертов и другие учреждения для культурных и научных занятий. Однако при жизни Головкина этот проект так и не был реализован. Только в январе 1937 года в нашем городе был открыт Куйбышевский художественный музей, основой которого стала собранная им коллекция произведений искусства. Подробнее о жизни Константина Головкина
О городе и людях Константин Павлович Головкин
Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1872 года в семье купца Павла Головкина, бывшего коробейника, пришедшего в середине прошлого века в Самару пешком. После окончания шести классов реального училища, отец поставил его работать в своем магазине. Павел Иванович видел в своем старшем сыне продолжателя семейной торговой традиции.
Костю больше привлекало рисование, и он то и дело в каждую свободную минуту убегал на Волгу рисовать. Волга на всю жизнь стала главным героем его этюдов.
О городе и людях Константин Павлович Головкин
Дальше талант Головкина совершенствовался под влиянием художника Ф.Е.Бурова,
открывшего в Самаре
«Курсы рисования и живописи». В 1889 году в Самаре случилось важное событие - открытие первой художественной выставки Товарищества передвижников.
По примеру своих столичных собратьев самарские художники также стали организовывать свои художественные выставки. В 1890 году свою персональную выставку устроил Храмцов.
Константин Павлович Головкин-великий архитектор-построил дом по собственному проекту.
О городе и людях Константин Павлович Головкин
Константин Павлович Головкин
Константин Павлович Головкин
Детская киностудия –Печка в Самаре
В Самаре глубоко уважают сына купца, создателя художественного музея,
великого архитектора и художника.
Про Константина Павловича Головкина,
даже самарские детские киностудии - пытаются создавать свои первые мультипликационные мультфильмы.
Оценим ?????
Константин Павлович Головкин Наше время.
В дар городскому музею поступили произведения :
М.В.Нестерова, В.Н.Бакшеева, К.Ф.Юона
и многих других известных русских мастеров.
А также новые произведения от местных живописцев Н.П.Осипова, И.Ф.Никонова, Н.А.Храмцова и др.
Сам Головкин первый принес в музей свои картины, среди которых были работы: «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лугах». В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г.Перова, Б.М.Кустодиева, А.Е.Егорова и др.
28 сентября в истории края 1866 г. Родился Челышев (Челышов) Михаил Дмитриевич – самарский городской голова (1910-1912), депутат III Государственной Думы. 1889 г. 125 лет назад в здании Самарского дворянского собрания (ул. Алексея Толстого, 50) открылась первая в городе выставка Товарищества передвижных художественных выставок, которая вызвала большой интерес у жителей Самары.
В Самаре должен был появиться человек, который смог бы сплотить вокруг себя местных художников, стать их идейным наставником, безупречным авторитетом, сердцем их замечательного собрания! По иронии судьбы этот человек приехал в Самару именно в те дни, когда здесь проходил первый вернисаж местных живописцев...
Петр Семенович Субботин , как меценат, помогал не только музыкантам, но и художникам. Так в четырех залах его дома, который до сегодняшнего дня считается одним из красивейших в Самаре, прошла персональная выставка 46 произведений художника Николая Андреевича Храмцова. Это был первый вернисаж самарского художника. Костя Головкин помогал учителю оформлять и развешивать полотна. Именно тогда ему в голову и пришла мысль - устроить выставку, на которой будут висеть и его картины! Мурашки бежали по коже от одной этой упоительной мысли! А тут еще в Самару приехал моложавый художник Николай Осипов - ученик Айвазовского, дворянин, военный, желавший послужить и на ниве изобразительного искусства. Поселился в Самаре и художник Михайлов , ровесник Головкина, он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился с Юоном, преподавали ему Поленов и Коровин. Вот кому со всей юношеской страстью завидовал Костя! Михайлову не надо было стоять за прилавком. Амбиций Косте было не занимать, так хотелось опыта, мастерства, свободы!
Федор Емельянович Буров.
Федор Емельянович Буров был не просто выпускником Императорской Академии художеств, как тот же Храмцов, имевший лишь третью степень. Буров, ученик самого Чистякова, был многократным медалистом Академии.
А кто у него ходил в сокурсниках и товарищах - Илья Репин и Архип Куинджи! Первые награды Буров получал по мере становления и профессионального роста как истинный художник-академист.
Он имел четыре серебряные медали разного достоинства и одну золотую, высшую медаль Академии. Федор Емельянович Буров с женой поселились в двухэтажном доме купца Жильцова рядом с Алексеевской площадью. Большие окна второго этажа обрадовали художника - много будет света для работы. В дни, когда проходила первая выставка,
Костя Головкин и пришел в дом Бурова - известие о приезде мастера он получил одним из первых.
Федор Емельянович Буров.
Это была историческая встреча для молодого человека - перед ним был тот, кто направит всю его творческую жизнь в нужное русло. Редко случаются такие совпадения: Костя просил мастера о частных уроках - Буров был счастлив оказать такую услугу. Ведь именно для этого он и приехал в наш город: создать серьезные классы рисования в Самаре. Но именно эту идею Федора Бурова - идею создания в городе «Классов живописи и рисования» - самарские художники оставили без внимания. Они в большинстве были молоды, им самим хотелось преодолевать вершины, а не учить уму-разуму каких-то оборванцев с улицы. Но другая идея Бурова была принята художниками на ура.
В сентябре 1891 года на одной из вечерних посиделок в доме Бурова создали Самарское художественное общество , а сам Федор Емельянович стал первым председателем нового объединения. В эти и последующие месяцы он всеми силами пытался пробить на уровне городских властей финансирование художественной школы. И ничто так не подтачивало его силы, как один отказ за другим. Просто Город не понимал: зачем ему, Городу, нужны эти классы? Зачем кормить и поить юнцов с карандашами и кисточками, обеспечивать их существование, реализовывать их мечты? К чему такая блажь?..
26 апреля 1892 года в помещении Благородного собрания состоялась благотворительная художественная выставка
Культурная жизнь Самары буровского периода была насыщенна. Федор Емельянович сумел серьезно заинтересовать самарскую публику изобразительным искусством.
В эти годы его товарищами пишется много разных по жанру талантливых работ. Сам Федор Емельянович остается неизменно наставником волжских художников. «Самарская газета» пишет о Бурове: «В организацию выставок Федор Буров внес профессиональную культуру. При нем регулярно печатаются каталоги, проводятся вернисажи, в газетах появляются рецензии». Буров вновь поднимает вопрос о создании художественной школы и вновь остается неуслышанным. Конечно, это вызывает в нем обиду. Возможно, именно тогда и прошла та, пока еще почти незаметная, трещина между главным идеологом изобразительного искусства в Самаре и его товарищами.
В 1893 году Буров устраивает первый аукцион в Самаре, а потом в Поволжье. Средства перечисляются в счет будущей художественной школы.
Тогда же Константин Головкин знакомится с профессиональным фотографом Александром Васильевым, державшим свое фотоателье на Дворянской улице, и внезапно новое увлечение, которое называют «европейским», завладевает и его умом и сердцем. К тому же фотографическое дело - прибыльное! «Вот увидите, - говорит ему Васильев, - пройдет еще пяток лет, и таких умников, как я, будет пруд пруди! Фотоаппарат - это кисть будущего!» Заверив уже подготовленную программу в Академии художеств в Москве, в том же 1893 году Буров создает в Самаре художественную школу исключительно на свои средства. Расчитанную на 4 года обучения со своей собственной программой. Буровская школа именовалась «Классами живописи и рисования», так гласила вывеска на доме. Не сразу Федор Емельянович выбрал десять ребят и двух девочек - самых интересных, талантливых, увлеченных - и учил их на совесть.
27 апреля 1893 года в квартире Бурова открылась выставка его художественного кружка
Третья по счету выставка картин в Самаре носила благотворительные цели: все средства должны были пойти в фонд юношеской художественной школы. Экспонировались 44 картины самого Бурова и 25 работ его пятнадцати учеников. Два полотна выставил и Костя Головкин - «На маневрах» и «После боя». Увы, устройство выставки, обошедшейся Бурову в 150 рублей, себя не окупило. Костя Головкин заметно отдалился от учителя, хотя они и встречались. Просто Костя взрослел, мужал. Появлялись новые интересы и перспективы. Например, велосипед. В Самаре начинался велосипедный бум! К тому же Костя посоветовал отцу купить магазин на Панской и отдать ему. А сам он уже решил, как сообщил Бурову, устроить в этой лавке писчебумажную торговлю, но это для начала, потом создать из нее магазин для живописцев, а позже и свой художественной салон. Буров улыбался, слушая ученика. Увы, амбиции Кости несли его так далеко, где не было уже места его учителю. ».
27 апреля 1893 года в квартире Бурова открылась выставка его художественного кружка
Медленно, но они расходились в разные стороны... 13 февраля 1894 года в Самаре состоялся новый аукцион картин , устроителем которого являлся Федор Буров. В нем участвовали все самарские художники. Деловые отношения Буров с ними еще не прервал, но на помощь недавних товарищей рассчитывал мало. «Самарская газета» по итогам проведенного аукциона писала: «Аукцион картин, произведенный в воскресенье в здании Благородного собрания, дал в результате не особенно много для школы рисования художника Ф.Е. Бурова, хотя некоторые картины продавались в два раза дороже продажной стоимости».
27 апреля 1893 года в квартире Бурова открылась выставка его художественного кружка
Константин был счастлив - к нему подкрадывался успех! В эти дни Бурову оставалось сил только подняться с постели, и то с помощью жены, и тихонько подойти к окну. А там - весна, жизнь!.. 14 апреля, как вспоминает Кузьма Петров-Водкин, Буров позвал к своей постели учеников и сказал «Мне очень плохо. Я, должно быть, не встану больше. Лида, не плачь, дружок! Не плачь, не надо». Федор Емельянович умер от туберкулеза легких 16 апреля 1895 года. Похороны были бедными. И, насколько можно верить юноше Кузьме, среди провожающих бывших соратников Бурова уже не было. Жизнь развела их! Один из шапочных знакомцев Федора Емельяновича, взявшийся помочь в похоронах и со школой, позже украдет картину Бурова «Шлиссельбургский узник», но ученики вовремя бросятся в погоню, настигнут вора уже за городом и поколотят его. Картину вернут вдове. Позже полотно окажется в Русском музее. Сама школа Бурова вскоре развалится за неимением средств. Лидия Эрастовна (вдова) уйдет в прислуги, а талантливые мальчишки рассыплются по России - искать свои пути.
Именно в пору возникновения частной школы Бурова у порога мастерской и останавливается подросток из городка Хвалынска Саратовской губернии, самоучка, начинающий богомаз, случайным ветром занесенный в Самару. Это 14-летний Кузьма Петров-Водкин.
Именно они, эти мальчишки, два будущих гения, и поселятся в доме Бурова на Заводской улице .
Посмотрев на его работы, Буров тотчас же берет мальчишку под свое крыло. А затем приходит и Костя Горбатов, подросток из Ставрополя.
В будущем оба станут мастерами в изобразительном искусстве - русскими звездами Серебряного века.
Только о Кузьме у соотечественников останется куда больше памяти, ведь он прославится еще и как выдающийся советский художник, автор «Красного коня» и «Петроградской Мадонны»,
а вот Константин Горбатов эмигрирует в Гражданскую, уедет жить в Берлин, где будет творить искусство огромнейшая русская диаспора. Именно они, эти мальчишки, два будущих гения, и поселятся в доме Бурова на Заводской улице. Вот что писал позже Кузьма Петров-Водкин в повести «Пространство Эвклида» о доме Бурова:
Федор Емельянович Буров
Создал в Самаре художественную школу исключительно на свои средства.
Расчитаную на 4 года обучения со своей собственной программой.
Его учениками стали : К. П. Головкин, Кузьма Петров-Водкин. Но в связи со своей болезнью, и ранней кончиной его ученики
( ученики получили базовое обучение)
но к сожалению ,так и не смогли полностью закончить своё обучение.
По разному сложилась судьба каждого из учеников фёдора Емельяновича Бурова в дальнейшем.
После гибели преподавателя Кузьма Петров-Водкин, уезжает из Самары, затем снова возвращается в Самару( к своей матери ,работающей гувернанткой у обеспеченных людей)
К обеспеченным людям приезжает в гости известнейший архитектор из Санкт Петербурга
( по работе) и расстроенная гибелью преподавателя ,
мама Кузьмы показывает работы сына.
Пораженный талантом молодого человека известный архитектор забирает мальчика с собой и определяет его в императорскую академию художеств.
Вот так: Самара способствовала становлению великого художника.
После гибели преподавателя К. П. Головкин создаст самарский областной художественный музей
и подарит музею картины своего учителя Фёдора Емельяновича Буроваова, выкупленные у вдовы Фёдора Емельяновича.
« Богоматерь с младенцем»
Новоселье (Рабочий Петроград). 1937
Кафе. 1907
Портрет Рии (Портрет А. А. Холоповой). 1915
Девочка на пляже. 1925
Натюрморт. Свеча и графин. 1918
Розовый натюрморт. 1918
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич: Девочка за партой. 1934
Виноград. 1938
Черемуха в стакане. 1932
Скрипка. 1921
Девушки на Волге. 1915
Скрипка. 1918
Купание красного коня. 1912
Портрет В. И. Ленина
За самоваром. 1926
Натюрморт с чернильницей. 1934
Селедка. 1918
Первый эскиз картины 1919 год. Тревога. 1925
Тревога. 1926
Автопортрет. 1926-1927
Смерть комиссара. 1927
Самарское художественное училище им. К.С. Петрова-Водкина
Самарское художественное училище
им. К.С. Петрова-Водкина.
Это имя было присвоено училищем ,в честь первого именитого художника обучающегося
в Самаре, в первой частной художественной школе Ф. Е. Бурова.
Колледж в Самаре, Россия
Адрес : Комсомольская ул., 4А, Самара, Самарская обл., 443099
Телефон : 8 (846) 333-21-69
ДОЛГОЖДАННОЕ ПРИЗНАНИЕ
В конце лета 1900 года Константин Головкин возвращался из Европы в Самару. Он посетил Францию, Италию, Германию, другие страны... К этому времени он уже был гласным городской Думы. Выгадал время, переложил работу в магазинах на плечи помощников и махнул за границу на месяц. Поездка была приурочена к Всемирной Парижской выставке 1900 года. Константин не смог упустить случая и не вырваться в столицу искусств на культурное событие века. Но сколько всего было в его жизни за те пять лет, прошедших со смерти Бурова! В январе 1897 года при единогласной поддержке самарских художников Константин Головкин официально предложил Городской управе создать при Самарском публичном музее художественный отдел, где могли бы постоянно экспонироваться картины. И сама здравая и благородная идея, и та энергия, энтузиазм, с которыми выступил перед чиновниками Константин Головкин, сделали свое дело. Самарские художники получили разрешение на устройство своего отдела. Уже 9 марта 1898 года в Публичном музее на улице Дворянской состоялась шестая выставка самарских художников и фотографов. Организатором выступил Константин Головкин, ставший к этому времени настоящим докой по части устроительства художественных выставок. Нашел он и свой стиль в живописи. На вернисаже выставил свои картины «Серый день в лугах», «Питомцы волжских берегов», «Подножие Жигулей» и самую дорогую свою работу «Последний снег. Осокори». Рецензия «Самарского вестника» была подобно бальзаму, пролитому на сердце и душу. «В работе чувствуется дыхание жизни, - писала газета об «Осокорях». - Ни на какой поволжской выставке не встречается (кроме Боголюбова и Гё) ничего подобного по правдивости в изображении волжских ландшафтов!».
ДОЛГОЖДАННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Еще весной 1897-го Павел Иванович Головкин сказал старшему сыну: «Ты вот что, сынок, давай-ка повыше меть, чем только в директора магазина да в художники! В Думу тебе надобно идти, гласным. Судьбы горожан своих вершить! Только не говори, что слабо! Ты у меня толковый - я тобой горжусь! Даже скрывать этого не хочу». Константин выдвинул свою кандидатуру и прошел в гласные Думы. Тотчас же он стал ближе к тем людям, которые прежде были куда менее доступны для него. Переговорив по душам с городским головой Петром Александровичем Араповым , Головкин зацепил его воистину гениальной идеей. От лица всей Самары градоначальник попросил художников России прислать в качестве подарка свои картины самарскому музею. Хотя бы по одной. Константин Головкин сам написал письмо за Арапова. В нем были такие слова: «Дар Ваш будет ценен как доказательство Вашего сочувствия новому начинанию, а для местных молодых художников, часто не имеющих возможности видеть образцы лучших произведений, способных развить в них истинное понимание задач искусства, послужит руководителем в их художественном развитии». Поток картин - подаренных от чистого сердца русскими художниками - скоро потечет в Самару.
В 1939 года газета «Волжская Коммуна» писала:
«В Куйбышевском краеведческом музее при разборке чрезвычайно заброшенного архива обнаружены письма замечательных русских художников – Айвазовского, Репина, Боткина и др. Письма эти были написаны Самарскому голове в связи с организацией в Самаре художественного отдела в историческом музее. Наиболее интересно письмо Репина, в котом он сообщал о высланной им в адрес самарского музея картине, вспоминает о работе в Самаре над картиной «Бурлаки на Волге»». 1939 г.
Вывод:
Сегодня мы посмотрели на свой город под другим углом, другими глазами,
Увидели художественно-творческую сторону становления нашего творчества в городе
Мы познакомились с известнейшими художниками работающими и обучающимися в нашем городе.
Проверте себя : «Творческие ли вы жители города?»
Любите ли вы рисовать?
Кто был основателем художественного музея в Самаре ?
Какие известные художники учились
и работали в нашем городе?
Слушаетесь ли вы своего учителя рисования
и воспитателей ?
Исторический очерк –
Интерактивная мультимедийная - экскурсия
подготовлена
Учителем изобразительного искусства
Глебовой Ю. В.
Учителем-логопедом Сороко. Д.В.
Завучем по УВР Вильдиной. Е .А
школа – интернат № 113 г .о .Самара.
Использованные интернет ресурсы:
http :// poiskm.co/show
https://ru.wikipedia.org/ В 1939 года газета «Волжская Коммуна» писала:
https ://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/samara-i-izvestnye-lyudi.htmlhttp://www.sobaka.ru/smr/city/art/23032https://www.google.ru/search ?
https :// gallerix.ru/album/Petrov-Vodkin/pic/glrx-442883300 - Г аллерея картин Петрова Водкина
https ://www.youtube.com/watch ? –Константин Головкин патриот
https://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch ? -детская киностудия печка https://ru.savefrom.net/#url=http://youtube.com/watch- город история и события
https :// www.tvr.by/videogallery/intervyu/aktutalnoe-intervyu/kinorezhisser-egor-konchalovskiy/ Кинорежиссёр о художнике