СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Константин Поустовский "Корзина с еловыми шишками"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Константин Поустовский "Корзина с еловыми шишками"»

К. Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками»

К. Г. Паустовский.

Рассказ «Корзина с

еловыми шишками»

(1892-1968)

(1892-1968)

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе

на Оке.

Дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

Эдвард Григ, известный норвежский композитор родился в городе Бергене. Эдвард Григ (1848 – 1907)

Эдвард Григ, известный норвежский композитор родился в городе Бергене.

Эдвард Григ

(1848 – 1907)

Город Берген

Город Берген

К. Г. Паустовский Эдвард Григ Дагни Педерсен

К. Г. Паустовский

Эдвард Григ

Дагни Педерсен

«Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена».

«Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена».

 Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. –  Как тебя зовут, девочка?  – спросил Григ. –   Дагни Педерсен,  – вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. –   Вот беда!  – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. –  У меня есть старая мамина кукла,  – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так! Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

–  Как тебя зовут, девочка?  – спросил Григ.

  Дагни Педерсен,  – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

  Вот беда!  – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

–  У меня есть старая мамина кукла,  – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

–  А теперь она спит с открытыми глазами,  – печально добавила Дагни.  – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. –  Слушай, Дагни, – сказал Григ,  – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Дагни даже всплеснула руками. –  Ой, как долго! –  Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. –  А что это такое? –  Узнаешь потом. –  Разве за всю свою жизнь,  – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился. –  Да нет, это не так, – неуверенно возразил он.  – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. –  Я не разобью,  – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав.  – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

–  А теперь она спит с открытыми глазами,  – печально добавила Дагни.  – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

–  Слушай, Дагни, – сказал Григ,  – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Дагни даже всплеснула руками.

–  Ой, как долго!

–  Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.

–  А что это такое?

–  Узнаешь потом.

–  Разве за всю свою жизнь,  – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ смутился.

–  Да нет, это не так, – неуверенно возразил он.  – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

–  Я не разобью,  – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав.  И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

«Она совсем меня запутала, эта Дагни»,  – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми: –  Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём‑нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: –  Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? –  Хагеруп,  – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки. –   Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

«Она совсем меня запутала, эта Дагни»,  – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

–  Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём‑нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

–  Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

–  Хагеруп,  – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас сеть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки.

  Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки. «Я напишу музыку,   – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: „Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет“.

Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки.

«Я напишу музыку,   – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: „Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет“.

Рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним цитаты из текста.

Рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним цитаты из текста.

Проверочная работа 1. Э. Григ – это  а) норвежский композитор;  б) русский композитор; в) немецкий композитор.   2. Героиню рассказа звали:  а) Магда; б) Ванда; в) Дагни.   3. Девочка была дочь:  а) дровосека; б) артиста; в) лесника.

Проверочная работа

1. Э. Григ – это

а) норвежский композитор;

б) русский композитор; в) немецкий композитор.

2. Героиню рассказа звали:

а) Магда; б) Ванда; в) Дагни.

3. Девочка была дочь:

а) дровосека; б) артиста; в) лесника.

4. Почему корзина с шишками была тяжёлая?  5. Отца Дагни Педерсен звали:  а) Харламп; б) Хагеруп; в) Халиф.  6. Тётушка Дагни работала:  а) портнихой; б) продавцом; в) учителем.  7. На концерт Дагни, Магда и Нильс пошли в:  а) мае; б) июне; в) июле.

4. Почему корзина с шишками была тяжёлая?

5. Отца Дагни Педерсен звали:

а) Харламп; б) Хагеруп; в) Халиф.

6. Тётушка Дагни работала:

а) портнихой; б) продавцом; в) учителем.

7. На концерт Дагни, Магда и Нильс пошли в:

а) мае; б) июне; в) июле.

Как вы считаете, почему Григ решил сделать подарок девочке?   Почему композитор не смог подарить то, что он задумал, сразу?   Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?   Что, на ваш взгляд, заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

Как вы считаете, почему Григ решил сделать подарок девочке?

Почему композитор не смог подарить то, что он задумал, сразу?

Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

Что, на ваш взгляд, заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

Почему Паустовский называет  Грига волшебником?  Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и того человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы.  Успейте насладиться детством, и вы поймёте, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

Почему Паустовский называет

Грига волшебником?

Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и того человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы.

Успейте насладиться детством, и вы поймёте, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

  Назовите виды предложений по цели высказывания. Приведите примеры из текста (12, 13, 14, 15 слайды).

Назовите виды предложений по цели высказывания. Приведите примеры из текста (12, 13, 14, 15 слайды).