Урок-квест «Конституция РФ»
Создайте лишь немного законов,
но следите за тем, чтобы они
соблюдались.
Джон Локк.
Выполнила учитель истории и обществознания
Солодовникова В.Н .
Задачи урока:
- 1) Ознакомить обучающихся с Конституцией РФ;
- 2) Определить какими правами обладает человек;
- 3) Воспитывать патриотизм;
- 4) Развивать творческие способности обучающихся, умение излагать свои мысли, анализировать и систематизировать факты.
Образовательный квест – это поисковая деятельность (или деятельность, ориентированная на поиск).
Конституция РФ
Права, свободы человека — Таков приоритет страны. Мы Конституции навеки Канонам следовать должны. Мы честь отчизны охраняем, Мы все едины, мы — народ! Россия, матушка родная, Тебя спасем от всех невзгод. Нам Конституция дана, Чтобы понять, в чем ее суть. У нас прекрасная страна, А вместе с ней и весь наш путь!
Что такое Конституция РФ?
Квест-игра
Задание 1. Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, заполните таблицу «Принципы формирования парламента»
Парламент (Федеральное собрание)
Как называются палаты парламента?
Как формируются палаты?
Количественный состав палат
Какая из палат является верхней, какая нижней?
Какая из двух палат может быть распущена? Кем?
Основные функции палат
Задание 2. Изучив главу 1, вставьте пропуски в текст:
Российская Федерация - Россия - есть демократическое, федеративное, ________ государство с формой правления. Признание, соблюдение и защита _ и _ человека и гражданина - обязанность государства. РФ состоит из республик _________, городов федерального значения, ________, ________ - равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ___ и ___ и несет , предусмотренные __________________.
Задание 3. Прочитайте ст.80, 81,82,83 Конституции РФ и найдите ошибки в тексте.
1. Президент РФ является главой государства. 2. Президент РФ - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 3. Президент избирается на 5 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного избирательного права. 4. Президентом РФ может быть любой гражданин моложе 35 лет, проживающий в РФ не менее 5 лет. 5.Президент определяет направления внешней и внутренний политики
Задание 4. Ответьте «да» или «нет».
1. РФ - демократическое федеративное государство. 2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти. 3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ. 4. Религиозные объединения не отделены от государства. 5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
Задание 5. Синквейн
Правила написания синквейна
1 строка
Существительное , обозначающее тему синквейна, - «Конституция»
2 строка
Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна
3 строка
Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету
4 строка
Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки
5 строка
Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту
Задание 6. Давайте вспомним, какими видами прав обладает человек по Конституции РФ
1. Каждый имеет право на жизнь
2. Жилище неприкосновенно
3.Право частной собственности охраняется законом
4. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
5. Право на свободу и личную неприкосновенность
6. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного творчества
7. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
8. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти
9. Каждый имеет право на жилище
10 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания
11.Граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить митинги и демонстрации
12. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности
Задание 7. Восстанови истину. Вы получили лист с неправильным текстом статей Конституции. Ваша задача – написать рядом правильный текст
1) РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.
2) Достоинство личности охраняется самой личностью , а не государством.
3) Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является президент России.
4) Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
5) Право частной собственности охраняется гражданами .
6) Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству.
7) Народ является гарантом Конституции РФ.
8) Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
9) В РФ признается идеологическое единство
10) Государственная власть в России осуществляется Президентом РФ и местным самоуправлением .
Задание 7. Восстанови истину. Вы получили лист с неправильным текстом статей Конституции. Ваша задача – написать рядом правильный текст
1) РФ – Россия есть тоталитарное (демократическое)государство с монархической (республиканской) формой правления.
2) Достоинство личности охраняется самой личностью (государством), а не государством.
3) Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является президент (народ) России.
4) Граждане РФ не имеют (имеют) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
5) Право частной собственности охраняется гражданами (законом) .
6) Гражданин РФ может (не может) быть выслан за пределы РФ и может (не может) быть выдан другому государству.
7) Народ (Президент) является гарантом Конституции РФ.
8) Только избранные люди (все граждане) имеют право на свободу и личную неприкосновенность.
9) В РФ признается идеологическое единство (многообразие).
10) Государственная власть в России осуществляется Президентом РФ и местным самоуправлением (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ)
Задание 8. Назовите, что же является источниками трудового права в современном обществе?
1 группа. Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:
А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию
Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)
В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством
Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка
Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату
2 группа. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?
А) Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет
Б) Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.
В) При приёме на работу устанавливается испытательный срок не более трёх месяцев.
Г) Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение и обратился в прокуратуру
Д) Основным документом о трудовой деятельности является паспорт гражданина
Задание 9. ПРАВОЗНАЙКА
Задание 9. ПРАВОЗНАЙКА
Задание 10.Задание - квест: « ПОЙМИ МЕНЯ»
Задание 11: Определите, какие предложения говорят о правах человека, а какие об обязанностях? Найдите эти предложения
1. Возможность бесплатно получить образование. 2. Любовь и забота родителей о своих детях. 3. Соблюдение порядка в общественном транспорте. 4. Получение, передача, распространение информации. 5. Свободный выбор того, что смотреть, слушать, читать.
Задание 12. Ситуации
Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать ?
Задание. Закончи предложение
Мне нужно знать Конституцию РФ, потому что…
Мне нужно знать свои права, потому что….
Мне нужно знать свои обязанности, потому что….
Притча «О бабочке»
В древности жил – был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.
Завистник и хитрец придумал целый план. Как это сделать: « Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потто спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони. Раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся.
Если мудрец скажет, что бабочка мертвая. Я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что нас великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил у мудреца. Какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках»